Американская история

Название в оригинале/локализация: American Civil War: Gettysburg/"Гражданская война: Решающий удар"

Жанр: TBS

Разработчик: Cat Daddy Games

Издатель/в СНГ: Global Star Software/"Акелла"

Системные требования: CPU 800 MHz, 256 Mb RAM, 64 Mb video, free space 600 Mb

Оценка: 7

Теперь у всех желающих появился просто-таки прекрасный шанс погрузиться в самые жаркие события малоизвестной на наших просторах гражданской войны в Америке. Винить себя в незнании подробностей конфликта Севера и Юга бессмысленно - вряд ли американцы знают о событиях гражданской войны в России. Другое дело, когда вместо скучного сидения за учебниками по истории мы можем пробежаться по ключевым событиям одного из самых громких сражений в истории США. Ждущим графического реализма и беспечной игры с пакетом поп-корна в руках скажем сразу: "Не в этот раз", а остальные могут узнать поподробнее ниже.


Рабы - не мы!

При разговоре о Gettysburg'e нельзя пройти мимо гражданской войны в Америке, которая имела место в 1861-1865 гг. Хотя бы потому, что игра именно о ней и отражает ход событий самого кровавого сражения этого военного конфликта. Общепринято считать, что раскол между Севером и Югом произошел из-за негров, которых признавали в качестве свободных граждан северные штаты и которых порабощали южные. Но не все так гладко - даже самый главный среди северян, Авраам Линкольн, отнюдь не желал дать черным свободу. Уделом негров, по мнению первого президента, должен был стать низший класс созданного демократического общества, а некоторые штаты даже могли бы по-прежнему их эксплуатировать. Поэтому делить Север и Юг на хороших и плохих не совсем правильно. Впрочем, оставляю все споры и сомнения историкам и, забегая вперед, отмечу, что поиграть доведется как за одних, так и за других.

Геттисбергское сражение случилось на третьем году войны, в июле 1863-го. Вы будете смеяться, но его могло и вовсе не быть - не захоти генерал южан Хес "поднять" склад обуви в расположившемся недалеко от базы городе Геттисберг. Пути господни неисповедимы: солдатики бодро зашагали в сторону халявной обувки, как вдруг заприметили немаленькое количество бойцов - это была кавалерийская бригада Бафорда, которая двигалась прикрывать один из флангов северян. Конфедераты (южане) решили, что увиденные ими силы противника не более чем милицейские части, но вскоре осознали скоропалительность своих выводов, позорно засверкав пятками. Начальство Юга было разгневано подобным приемом и бросило огромные силы для реванша. Северяне же разослали весточки своим и вскоре "нарисовалась" крупная заварушка, вошедшая в историю и позже воспетая писателями всех мастей.


Кто с мечом придет - тот от него и погибнет...

"Как же реализованы битвы в игре?" - наверняка спросите вы. Все привычно, и для поклонников варгеймов не составит труда разобраться в тонкостях Gettysburg'a. Поле, представленное трехмерными ландшафтами, разделено сеткой или так называемыми гексами (шестиугольниками). По этим самым гексам двигаются самые маленькие боевые единицы - отряды. Игра проходит в пошаговом режиме, поэтому времени подумать хватает, а после раздачи указаний следует обязательное нажатие кнопки "Конец хода". У каждого юнита есть определенное количество очков действия, которое можно потратить за один ход. Умелое распределение сил и грамотное использование местности позволяет добиваться побед.

Видов войск не так много, поэтому предлагаю остановиться на этом более подробно. Итак, пехота представлена ополченцами, солдатами и кавалерией. Ополченцы не что иное, как "пушечное мясо": стреляют плохо и на малое расстояние, хороши при штыковых атаках. Солдат рекомендую беречь как зеницу ока, ибо эти элитные подразделения хороши на дальних дистанциях, умеют строить укрепления и выдерживать натиск не одной сотни противника. Главный козырь кавалерии - в ее мобильности, они могут покрывать немалые расстояния всего за один ход, но как ударная сила не годятся. Особо стоит выделить генерала, который не может напрямую атаковать, но повышает характеристики своих бойцов и уменьшает у вражеских. Для того, чтобы использовать одно из умений военачальника, надо подойти на близкое расстояние к цели воздействия. Генералам подвластно повышение меткости и уклона у подчиненных, понижение боевого духа и обращение в бегство у оппонентов. Наконец, последним юнитом стала богиня войны артиллерия. Пушки очень медленно передвигаются и на приведение их в боевую готовность уходит масса времени, но игра стоит свеч: горы трупов у врагов - лучшее тому подтверждение.

При таком небольшом разнообразии боевых единиц необходимо было придумать еще ряд факторов, делающих сражения более интересными и увлекательными. Разработчикам это удалось: не самую последнюю роль играет ландшафт и тактика. Для того, чтобы одержать победу в, казалось бы, безнадежной ситуации, нужно занимать высоты, которые обрекают все попытки врага на провал; искать укрытия в лесах, среди небольших зарослей кустарника (показатель защиты подсвечивается в процентах). Не лишним будет применить иной раз фланкирование, атаковав солдат другой фракции с нескольких сторон. Впрочем, не буду мешать разбираться в тонкостях игры, скажу лишь, что подсказки в брифингах здорово выручают и наталкивают на правильный ход стратегических мыслей.

Режимы Gettysburg'a стандартны и не вызывают вопросов - кампания, одиночные сценарии и мультиплеер. Взявшись за кампанию, можно пройтись с хронологической точностью по всем событиям сражения. Вот мы отбиваем атаку мятежников при Геттисберге (игра за северян), потом строим оборонительные редуты в Оук Хил (переходим на сторону конфедератов), затем снова идем в бой, спустившись с Семинери Ридж... Играть таким образом интересно, главы проходятся одна за другой и радуют разнообразием задач. Непосредственно перед боем стартует скриптовый ролик, в котором камера проносится над войсками обеих сторон и скучный мужской голос рассказывает исторические моменты. Все было бы не так плохо, но диктор совершенно лишен эмоций, словно читая впервые увиденный текст по бумажке. При невыразительных военных маршах и блеклых пафосных мотивах о звуковом оформлении нельзя отозваться положительно - его просто не замечаешь. Как не замечаешь времени, проведенного за этой стратегией - просто удивительно, как такая неприметная в графическом плане игра может так надолго занять. Секрет, конечно же, кроется в геймплее и реиграбельности, что подтверждают множество раз пройденные одиночные миссии. Увы, но поиграть по Сети мне не удалось - желающих сразиться на просторах всемирной паутины попросту не оказалось. Как вариант, можно обратить внимание на возможность игры по локальной сети.

Война - неприглядное и жестокое зрелище. Но даже на полях боевой славы находится место настоящим подвигам и дружбе. Генерал южан, Джон Гордон, во время Геттисбергского сражения заметил, что его противника, генерала Фрэнсиса Бэрлоу, ранили в голову. Он тотчас же распорядился взять Бэрлоу на носилки и отвезти в полевой госпиталь. Когда военачальник северян выздоровел, он узнал, что Гордона убили в одном из боев его союзники. Уже после войны состоялась встреча "покойных" (как оказалось, тогда погиб родственник Джона Гордона), они пожали друг другу руки и долгое время дружили между собой. Не отходя от "темы", мне хочется порекомендовать вам Gettysburg - это действительно великое сражение, поучаствовать в котором можно хотя бы виртуально.

Антон БОРИСОВ

Лицензионный диск предоставлен компанией "АДМ-опт"

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

13 за 2006 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!