Территория звука. 2006-й...

Итак, это очередная и, кстати, очень интересная "Территория звука". Поехали!

Давайте сегодня углубимся в чисто практические аспекты и поговорим о тяжком труде аранжировщика. Хотя... не такой уж он и тяжкий, если думать о нем в разрезе 2006 года. Конечно, есть много эксклюзива, на который затрачиваются огромные ресурсы - от подбора и изобретения новых инструментальных тембров и звуковых текстур до составления специфических ритмических и мелодических рисунков. Но это, в первую очередь, очень дорогие музыкальные проекты. В реале их практически невозможно повторить. С другой стороны, есть специфика рынка, которая иногда и не требует подобного эксклюзива. Аранжировки в массовой музыке похожи друг на друга и отличаются, разве что, по стилю. Честно сказать, я даже уже не вижу разницы между современным поп-роком, r'n'b и техно. Они очень похожи.

Раз уж мы зашли в практическую область, то поставим перед собой следующую задачу. Допустим, есть определенная песня (вы ее написали сами или ее принес композитор), и нужно быстро сделать определенный минус-болванку с хорошим, приемлемым для выступления и показа качеством. Как это произвести эффективнее всего?


SoundTrek Jammer Professional v6.0.1.1

Американская компания SoundTrek c 1991 года занимается выпуском программы автоматического аккомпанемента Jammer. Наверняка многие из вас уже сталкивались с автоаккомпанементом в обычных домашних синтезаторах типа Yamaha PSR. Суть его состоит в том, что гармоническая подкладка и ритм-секция автоматически создаются и воспроизводятся в определенном выбранном стиле по нажатию клавиши либо аккорда, или вообще по MIDI-управлению. Есть сбивки, некоторый набор вступлений и завершений. Компьютерные программы в этом смысле гораздо более эффективны, нежели синтезаторы - они постоянно обновляются, а базы по стилям доходят до нескольких тысяч вариаций для того или иного инструмента. Во-вторых, и инструментов на компьютере практически неограниченное количество.

Jammer Professional как раз из таких. Мы не будем рассматривать эту программу подробно, поскольку перед нами стоит другая задача - быстрое создание готового продукта. Итак, скачать демо-версию (около 12 Мб) можно с сайта www.soundtrek.com. Программа работает только с системными MIDI-синтезаторами, то есть в самом простом виде это MPU-401, а если вы используете Gigastudio, то Jammer сможет работать и с ним.

Создав новый "пустой" проект, вы устанавливаете такие параметры, как темп, размер, а также потактово записываете аккордовую сетку (гармонию). Потом вам необходимо вызвать модуль Style Builder, в который вы вводите "виртуальных музыкантов" - ударные, бас, мелодические и гармонические инструменты, при этом есть режим предпрослушивания, где вы можете услышать игру аккомпанемента в том или ином музыкальном стиле. Тут же вы выбираете и сбивки. По завершении данной операции ваши аккорды (которые вы набили на тактовой сетке) начинают звучать в уже аранжированном виде со сбивками и всем причитающимся. Выбранный стиль применим только для определенного количества тактов, которое изначально вы обозначили в Band Style. Таким же образом можно создавать множество различных частей, таких, как, например, intro, проигрыш, куплет, припев, проигрыш, куплет, припев, соло, outro. Для каждого из них можно загрузить свои вариации стилей, сбивки и так далее, сохраняя или изменяя состав музыкантов.

После загрузки автоаккомпанемента каждую из партий можно поправить указателем мыши в модуле Piano Roll, если в этом есть необходимость. Следующим этапом идет тембровка аранжировки, для чего вам необходимо экспортировать результаты работы из SoundTrek в MIDI-файл, после чего открыть его в вашей любимой мультитрековой программе, поддерживающей VSTi. Конечно, если вы работаете с Gigastudio, то последующих операций делать не нужно, разве что у вас не хватает инструментов. К тому же в мультитреке все делается удобнее.


Тембровка с Native Instruments BandStand

Как вы уже знаете, BandStand - это качественная альтернатива синтезаторам General MIDI, и в ней вместо дешевого синтезированного звука используется качественный сэмплированный. Данная программа подходит для создания аранжировок среднего класса. При этом инструменты в BandStand имеют специфическое звучание и балансные соотношения, то есть, сохраненный ранее вами MIDI-файл нужно будет пересводить - главное, что есть нотная информация для аранжировок.

BandStand удобен из-за скорости выполнения поставленной перед нами задачи, ведь порядковый список инструментов в нем точно такой же, как и в General MIDI. Данная программа может работать в stand-alone, т.е. в самостоятельном режиме, но все-таки удобнее ее использовать в мультитреке как VSTi, поскольку вам становятся доступны VST-эффекты в неограниченном количестве и с их помощью можно осовременить звучание.

BandStand является специализированной, но, в принципе, для тембровки можно использовать любой современный программный сэмплер, если у вас есть такие возможности - HALiON, SampleTank, Kontakt (Kompakt).


NUSofting Modelonia

Пожалуй, это одна из самых качественных эмуляций простейших духовых и струнных. В этой программе применен синтез физического (математического) моделирования. Выполнена она в виде VSTi.


Другие инструменты

В инструментах General MIDI достаточно плохо решены вопросы с синтетическими звуками, без которых не обходится ни одна аранжировка. Помимо того, что вы можете воспользоваться современными библиотеками звуков и играть ими в сэмплерах, можно прибегнуть к бесплатным синтезаторам, собранным в программе SynthEdit, их сейчас очень много распространено в интернете.


Чем обрабатывать?

Чтобы получить современный "вкусный" звук, вы можете воспользоваться эффект-процессором Camel Phat3. Это так называемый "зажирнитель" звука, а на самом деле достаточно сложный по структуре эффект-процессор, с помощью которого можно обрабатывать любые инструменты (бас, ударные, гитара, вокал), для каждого из которых предусмотрены свои настройки, а все параметры выносятся на автоматизацию. Что касается обычного эффект-процессинга, то очень хорошо могут подойти бесплатные плагины KarmaFX (если у вас нет платных).


Финальный микс

И, в принципе, все - минус готов. Работая в мультитреке, вы можете дописать к нему голос и живые инструменты. Экспортируете его в wav, проводите финальную обработку (эквализация, компрессия), если нужно нести куда-либо на радио, то при наличии хороших мониторов можно произвести мастеринг.


В завершение

По такой рабочей структуре готовый продукт (имеется в виду качественный минус) делается за час-два. При желании можно изменить стиль, что также не займет много времени. Например, когда недавно ко мне обратился один композитор и попросил по дружбе сделать что-то современненькое из его старой песни, то я сделал r'n'b аранжировку буквально за полчаса. При этом я не мучался с написанием и набивкой партитур, абсолютно не раздумывал о структуре аранжировки и так далее. И что вы думаете? Все прошло нормально.

Конечно, постоянный читатель может сказать, что над одним изобретением тембра или составлением эффекта он может провозиться день, а иногда и неделю. И хорошо, что есть такие люди, но иногда стоит очень простая задача в максимально сжатые сроки выпустить некий продукт. Причем, со мной многие спорят, но я считаю, что таких "неких" продуктов должно быть огромная масса, именно в таком случае авторские продуманные работы смогут выделяться. Индустрия работает как колебательный контур - количество переходит в качество, потом качество переходит опять в количество и так далее. Человек не поймет смысл музыкальной работы Depeche Mode, пока не переест второсортной однотипной музыки.

Вот такая "Территория звука" в 2006-м...

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

13 за 2006 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя Артём Майоров
Приветствую!

Вот на "бумаге" всё настолько просто,а на деле?

У меня ноутбук.Интегрированная карта Realtek.Можно-ли начать работать со звуком хотя-бы на ЭТОМ...?Просто пока нет денег на стационарную машину.

Всякое ПО как Wavlab,Timefactory,Flstudio есть можно найти и многое другое...но как выбрать то что мне нужно???

Работать с фонограммами я начал и добился кое-каких успехов.Что-то вроде Nuendo у меня машина не потянет.Да и качество сами понимаете какое будет...

Ну например как настроить правильно плагин Ozon iZotop...С грехом пополам я его нашёл а что с ним делать незнаю!!!

С уважением.

Аватар пользователя Кристофер
> Вот на "бумаге" всё настолько просто,а на деле?

Вообще-то я всегда опираюсь на реальный опыт,когда пишу материалы...

> У меня ноутбук.Интегрированная карта Realtek.Можно-ли начать работать со звуком хотя-бы на ЭТОМ...?

Я не совсем понимаю, что вып одразумеваете под словом "работать". Дело в том, что если речь идет о данной конкретной статье, то для этих действий разницы в том, какая у вас звуковая карта -- нет. Аранжировка делается "внутри", инструменты берутся программные, потери качества нигде быть не может.

Хотя, тут важно еще и слышать все на качественных мониторах. Тут я вам помочь, не могу.

И, вообще, вопросы типа "У меня кодек АС97 и что мне делать?" звучат глуповато. Сухари сушить.

> Ну например как настроить правильно плагин Ozon iZotop...С грехом пополам я его нашёл а что с ним делать незнаю!!!

А зачем вы его искали?

Дополнительные вопросы:

Что такое эквалайзер, параметрический эквалайзер?

Что такое фильтр?

Что такое компрессор, многополосный компрессор?

Что такое эксайтер?

Здесь отвечать не нужно, попробуйте сами для себя.

> Всякое ПО как Wavlab, Timefactory, Flstudio есть можно найти и многое другое...но как выбрать то что мне нужно???

А что вам нужно конкретно? То есть, прежде чем что-то искать, необходимо сесть и подумать, а "что я хочу в итоге сделать-то?".