Видео - по книгам!

В обзоре:

  • Олег Шинкарев, "SOFTIMAGE |XSI: от моделирования до анимации";
  • Артур Хоу, Брайан И. Маршалл, "LightWave 3D для Windows и Macintosh";
  • Адам Уоткинс, Крис Ньюэн, "Руководство по Maya 6";
  • А. М. Столяров, Е. С. Столярова, "Домашняя видеостудия: Pinnacle Studio 9.0".

Владимир Ильич Ленин, ныне известный в основном как руководитель октябрьского переворота 1917 года, сказал когда-то, что кино - важнейший изо всех вид искусства. Это было очень верно в те годы: движущиеся по экрану картины, само собой, оказывали на зрителя куда большее воздействие, чем статичные полотна на стенах музеев. Даже печатное слово, бывшее во все годы мощнейшим инструментом рекламы и пропаганды, уступает в этом кино и телевидению. Именно поэтому современный компьютер снабжён мультимедийными функциями: он умеет заниматься проигрыванием и редактированием музыки и видео, просмотром фотографий, помогает создавать презентации и альбомы.

Сегодня я как раз хотел бы рассказать о книгах, посвящённых вопросу создания и редактирования видео на персональном компьютере.

Видео - понятие ёмкое и разноплановое. Это и фрагменты концертных выступлений любимых артистов, и съёмки семейных торжеств, и фильмы "Матрица", "Кавказская пленница" или ""Властелин колец" в переводе Гоблина". И кроме того - это, конечно же, анимация. Миллионы людей по всему миру являются поклонниками различных жанров этого искусства: от детей, смотрящих мультики компании Диснея, до вполне серьёзных и взрослых дяденек и тётенек, неосторожно впустивших в свою жизнь аниме.

Гигантами компьютерной анимации можно назвать, в первую очередь, 3DS MAX, MAYA, LightWave и |XSI. Но, помнится, про книги по первой из этих программ я уже как-то рассказывал. Поэтому сейчас - об остальных.

Олег Шинкарев, "SOFTIMAGE |XSI: от моделирования до анимации" (432 страницы, издательство "БХВ-Петербург", 2002). Посвящена книга, как видите, программе во многом легендарной: SOFTIMAGE 3D (так называлась |XSI "в детстве") была первой программой трёхмерного моделирования для Windows-платформ. Сейчас её теснят мощные конкуренты (см. список выше), но компания-производитель не сдаётся, продолжая развивать и совершенствовать свой продукт. Книга - идеальное пособие для тех, кто решил освоить 3D-графику с нуля, да и сама SOFTIMAGE |XSI для этого неплохо подходит. Начинается пособие с рассказа об интерфейсе программы, затем повествование плавно перетекает на терминологию, после этого - на полигональное моделирование, анимацию, материалы, свет, рендеринг, работу со слоями, редактор анимации и многое другое. Объясняется всё достаточно подробно, много иллюстраций. Прилагается компакт-диск с примерами. Думаю, это пособие будет отличным помощником для тех, кто впервые заглядывает в волшебный мир трёхмерной анимации.

LightWave в нашем сегодняшнем обзоре представлен такой вот книжечкой: Артур Хоу, Брайан И. Маршалл, "LightWave 3D для Windows и Macintosh" (416 страниц, издательство "ДМК-Пресс", 2004). Пакет LightWave 3D считается далеко не самым простым из редакторов трёхмерной графики, однако он - едва ли не самый мощный. Тем не менее, авторы специально постарались написать книгу таким образом, чтобы она была понятна начинающим пользователем этого замечательного продукта. Создание геометрии, редактирование объектов, точечные карты, основы анимации, освещение, камеры, дополнительные инструменты создания анимации, создание спецэффектов, поверхности и текстуры, сцены, - все эти темы в полной мере освещены в книге. Количество иллюстраций, как и их качество, тоже выше всяких похвал. Компакт-диск, идущий вместе с изданием, содержит видеоуроки по LightWave. Думаю, с этой книгой обучение LightWave 3D перестанет быть серьёзной проблемой, а, может быть, даже превратится в удовольствие.

Следующая книга посвящена Maya. Адам Уоткинс, Крис Ньюэн, "Руководство по Maya 6" (376 страниц, издательство "ДМК-Пресс", 2005). Третья книга в обзоре, вместе с которой поставляется компакт-диск. Но на самом деле это очень полезно для изучения такой программы, как Maya. В этой книге авторы тоже ориентировались на начинающего пользователя, который не знаком с процессом трёхмерного моделирования. Подробно рассказывается об интерфейсе и о возможностях программы, рассматриваются даже вопросы вроде "какую аппаратную конфигурацию лучше подбирать для работы с Maya?". При этом основной набор тем, рассматриваемых авторами, не слишком отличается от двух предыдущих. Разве что добавился рассказ про NURBS-кривые. Иллюстраций в пособии много и выполнены они на достаточно качественном уровне (т.е. всегда можно любую детально рассмотреть).

В общем-то, последние две книги (т.е. по LightWave и Maya) можно рассматривать как вариант первой, только для другого программного обеспечения. Они не слишком разнятся в тематике и стилистике изложения, и вопрос выбора одной из них это, скорее, вопрос выбора средства трёхмерного моделирования. Но выбор этого средства - хорошая тема для отдельной статьи, а то и целой книги.

Однако видео, как я уже говорил, не заканчивается на анимации. Поскольку даже созданную в специальном редакторе анимацию, бывает, нужно смонтировать: например, вырезать какие-то кадры или добавить звук. Что уже говорить о видео, которое получено не с помощью компьютера, а при использовании видеокамеры или цифрового фотоаппарата. Специально для этого люди придумали и написали много хороших и мощных программ: Adobe Premiere, Ulead Video Studio, Pinnacle Studio... Кстати, именно последней программе из этого списка посвящена последняя же книга нашего сегодняшнего обзора.

А. М. Столяров, Е. С. Столярова, "Домашняя видеостудия: Pinnacle Studio 9.0" (428 страниц, издательство "NT-Press", 2005). Pinnacle Studio пока ещё не так сильно популярна в нашей стране, как, скажем, Adobe Premier. Хотя многие опытные пользователи говорят, что использовать её легче, чем тот самый "Премьер".

Начинается рассказ, конечно же, со знакомства со средой Pinnacle Studio 9. После этого обсуждается захват видео. Честно говоря, до знакомства с этой книгой я никогда не думал, что это такой сложный и тонкий процесс. Далее авторы рассказывают про создание видеосцен в альбоме и монтаж видео. Рассказ про монтаж, как и следовало ожидать, занимает весьма значительный объём в книге. Затем рассказывается об эффектах, недостаток в которых пользователи Pinnacle Studio 9 вряд ли испытывают, и о создании титров и дисковых меню. Отдельная глава посвящена звуковым дорожкам и музыке, а завершает книгу рассказ о выводе готовых фильмов на различные типы носителей. Надеюсь, эта книга будет действительно полезной для тех пользователей, которые хотят научиться обрабатывать цифровое видео: список тем, рассмотренных в ней, довольно обширен, а язык их изложения доступен и прост.

Что ж, на сегодня, пожалуй, хватит. Благодарю за внимание и до новых встреч на страницах "Компьютерных вестей". Книги для обзора предоставлены магазином "Книга XXI век" (Минск, проспект Независимости, 92 - метро "Московская"). Помните, что все книги обзора вы всегда можете найти здесь, как и многие другие, причём по хорошим ценам.

Вадим СТАНКЕВИЧ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

11 за 2006 год

Рубрика: 

Книжная полка
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!