Похоже, радужные прогнозы, что с приходом мирового лидера рынка поисковых систем Google на российский рынок контекстной рекламы Яндекс и Бегун будут сидеть в уголке и нервно курить, не оправдываются. Больше того, кажется, Яндексу это пошло только на пользу. У Бегуна уже была система "Автоконтекст", которая делает то же, что и AdSense, а именно определяет тематику контента страницы и подбирает соответствующие рекламные блоки для каждой страницы. В декабре прошлого года Яндекс объявил о запуске собственной системы контекстной рекламы, которая в будущем может составить серьезную конкуренцию Бегуну, который на данный момент является безусловным лидером в данной области услуг в Рунете, или тому же Google. Впрочем, прогнозы делать пока рано - яндексовский контекст пока не столь общедоступен ввиду высоких требований к сайту-площадке и сложной системе заявок на участие.
Однако вернемся к Google. Почему мировой гигант пока не прижился в России? Почему на большинстве площадок, где размещены блоки от Гугла, красуется социальная реклама типа "Знаете ли вы историю салата "Оливье"?". Причин может быть несколько. Во-первых, это то, что рекламодатель может заплатить за услуги только с кредитной карточки, другие способы платежей недоступны, что не очень удобно. Однако Гугл делает первые шаги в сторону облегчения взаиморасчетов пользователей со своими сервисами - началось тестирование собственных платежных систем. Во-вторых, Google прежде всего англоязычная поисковая машина, и у него, несомненно, возникают трудности с определением тематики русскоязычных сайтов. Но это полбеды, те же Бегун или Яндекс тоже не всегда с этим блестяще справляются. Причина непопулярности Google у нас кроется, как это ни парадоксально, в популярности рекламы от Google на Западе и в связанных с этим многочисленных махинациях. Казалось бы, идея гениальная - вместо того, чтобы искать рекламодателей для вашего сайта и договариваться с каждым из них в отдельности, вы договариваетесь с Гуглом, и он самостоятельно подыскивает вам рекламодателей по принципу баннерных сетей. Отличие же от обычных баннерных сетей в том, что Гугл определяет тематику площадки и подыскивает соответствующие объявления. Таким образом, теоретически ваш сайт не страдает от бессмысленных рекламных блоков в стиле Экслеровских Баннизмов (www.exler.ru/bannizm), которые портят как дизайн, так и тематическую направленность вашего ресурса. Соответственно, как показал опыт, размещение такой рекламы может приносить прибыль, и довольно приличную, особенно, если у сайта большая посещаемость. Однако... С посещаемыми сайтами все понятно - они всегда могут найти себе рекламодателей, которые согласятся платить больше. Но вот для маленьких сайтов с низким количеством посетителей реклама от AdSense дает мало. А если вы размещали хоть раз платную рекламу у себя на сайте, вы отлично знаете то чувство искушения кликнуть раз-другой по рекламному блоку и сразу бегом проверить состояние аккаунта. Догадались, к чему я веду? Конечно, Google заявляет, что внутренние инструменты системы отсекают подобные множественные переходы с одного и того же адреса, но множественные жалобы от рекламодателей, работающих с AdSense, свидетельствуют о противоположном. На различных фрилансерских сайтах можно найти много запросов о написании ботов (www.elance.com/c/rfp/main/jobInfo.pl?jobId=9485372&catId=10224), которые бы "накликивали" переходы по баннерам, рекламным объявлениям и т. д. Таким образом, любой школьник, вооружившись подобной программой, может создать сеть сайтов или блогов на бесплатных хостингах, заставить Гугл проиндексировать их и спокойно накликивать себе cash через анонимные прокси-серверы. Конечно, Google учует что-то неладное, если коэффициент кликабельности (соотношение показов/переходов, CTR) будет превышать 20 процентов, но, чуточку поднаторев, можно спокойно "водить за нос" как рекламодателей, так и редакторов Google. Бывали случаи, когда тысячи долларов были "скликаны" за один день в рамках одной кампании, не принеся рекламодателю ни цента взамен. Спорить с Google в таких случаях, как правило, бесполезно. По некоторым статистическим данным, на Западе мошенничество, связанное с накликиванием рекламных объявлений, составляет 20 процентов, а это ни много ни мало - один миллиард долларов в год. Страдают при этом только рекламодатели, поскольку свою долю прибыли от мошенничества получают как накликиватели, или так называемые "click monkeys", так и посредники - Google, Overture, рекламодатели же получают только нецелевой трафик и сплошные убытки. Единственный положительный момент здесь - это то, что жульническое скликивание нельзя направить против одного рекламодателя, в отличие от рекламы на AdWords - баннеры меняются с каждой загрузкой страницы, и для того, чтобы обанкротить чей-либо аккаунт, вам пришлось бы хорошенько "побегать" по интернету.
Джоэль Спольски (www.joelonsoftware.com/items/2005/10/24.html), один из гуру современного веба, говорит, что AdSense в один прекрасный день погубит репутацию Google, что приведет к банкротству поисковика.
Значит ли все это, что у Google в России нет перспектив? Нет, Google ничем не хуже того же Яндекса или Бегуна, более того, в некоторых аспектах даже лучше - объемы аудитории и проиндексированных материалов просто таки несопоставимы. Просто Яндекс или Бегун ближе и понятнее, и доверить им свои деньги для "нашего человека" (© Задорнов) психологически легче. Хотя бы по той причине, что можно в любой момент позвонить в Москву и, не переходя на английский, сказать терпеливому работнику службы поддержки, что вы обо всем этом думаете. Стоит, однако, отметить, что Google уже как бы открыло представительство в Москве.
Но все-таки, как же уберечь свои деньги или хотя бы минимизировать потери при проведении кампаний по контекстной рекламе? Самый очевидный и простой ответ - вообще не пользоваться такими услугами. Ведь можно просто нанять оптимизатора - как показывает опыт, один "оптимизаторский" переход на сайт, то есть переход с органических результатов поиска, на порядок дешевле, чем переход с рекламного объявления. Но такой подход, извините за тавтологию, не всем подходит - следует учитывать много факторов, в том числе конкуренцию, месячное количество запросов на ту или иную тематику, да и стоимость каждой продажи. Так, скажем, для риэлторской конторы одна продажа особняка за пару миллионов зеленых бумажек окупит любую, даже самую неэффективную, рекламную кампанию, если она приведет покупателя. Для фирмы же, продающей, скажем ДВД-диски по 15 долларов, неэффективная кампания может завершиться крахом, поскольку это цена на грани самоокупаемости. При этом обе тематики высококонкурентны и не всегда получится вывести сайт компании в первую десятку выдачи. Даже за деньги. И даже за очень большие деньги.
Другой способ - это вложить средства в хороший статистический инструмент, который не только отслеживал бы переходы с объявлений, но и позволял бы просмотреть путь каждого посетителя от захода на сайт до совершения покупки. Такие инструменты есть, например ClickTracks (www.clicktracks.com), полная корпоративная версия которого стоит около трех с половиной тысяч долларов, а также программа Site Statistics (www.netpromoter.ru/site-statistics/index.htm), которая стоит в десять раз дешевле и "заточена" под российский рынок. Вряд ли у вас получится вернуть свои деньги, используя статистическую информацию, сгенерированную этими программами, но вы сможете оперативно предпринять какие-либо действия по предотвращению жульничества. А еще можно повесить на сайте очень страшное предупреждение, что, мол, все ваши действия отслеживаются, Большой Брат смотрит, и при скликивании объявлений с одного адреса он позвонит твоему интернет-провайдеру. И забанит айпишку. Вот. Но это несерьезно и срабатывает, как правило, только с американцами. "Нашего человека" такое заявление только насмешит либо, того хуже, раздразнит.
Юрий КОБЕРСКИЙ,
SEO-аудитор
Горячие темы