Ситуация на рынке недорогих карт и по сегодняшний день остается непростой. Казалось бы, что непростое тут может быть? Видеокарты бюджетного класса ("Low-end") не привлекают к себе большого внимания прессы - весь ажиотаж разгорается вокруг дорогих ("топовых") моделей, а главная интрига заключается в борьбе за абсолютное первенство в мире 3D-акселераторов. Да, согласен, передовые технологии всегда будут в первую очередь попадать в новостные заголовки, и все будут c предвкушением ждать того дня, когда они станут доступными широкой общественности. Но не стоит забывать и о тех технологиях, которые доступны уже сегодня, а потому и не привлекают к себе такого интереса - зачем писать о том, что каждый может себе позволить? Однако надо - чтобы можно было решить, что из доступного себе позволять, а от чего стоит и отказаться.
Борьба за первенство в low-end классе видеокарт пусть и не такая острая, но она есть. Большая доступность означает высокие объемы продаж, а за такой кусок пирога стоит побороться. Два извечных конкурента, ATI и NVIDIA, жаждут отобрать долю побольше. Итак, что же они могут предложить тем, кто не может или не хочет отдать за новую видеокарту более $130?
Продукты NVIDIA нам давно и хорошо знакомы - это линейки GeForce 6600 и GeForce 6200. Располагая вышеуказанной суммой, вы можете приобрести одну из карт с объемом памяти 128 Мб; немного доплатить - и объем памяти будет удвоен. Хотите больше мощности - к вашим услугам GeForce 6600GT, но и стоимость его будет где-то на четверть больше. Если же в наличии имеется новая материнская плата с поддержкой SLI-технологии, а денег на видео по прежнему тратить много не хочется - создайте себе тандем из двух GeForce 6600LE. Другой вопрос, насколько будет обоснован такой ход, но то, что любой каприз за ваши деньги будет исполнен - гарантировано.
А что же ATI? ATI предлагает нам новую линейку - Radeon X1300. Хотите повыше частоты - берите X1300 Pro. Нужен дешевый AGP-вариант - есть X1300LE. Объем памяти может быть 128 или 256 Мб.
Radeon X1300 в исполнении Microstar
Видеокарта, которую мы хотим сегодня рассмотреть, находится в середине текущей бюджетной линейки ATI. Это Microstar RX1300-TD256E, стандартный вариант Radeon X1300 с интерфейсом PCI Express и 256 Мб видеопамяти. В основе этой видеокарты - чип RV515, имеющий 2 вершинных конвейера, 4 пиксельных конвейера и 4 текстурных модуля. Память фирмы Infineon общим объемом 256 Мб набрана восемью микросхемами, которые расположены по обеим сторонам печатной платы. Ширина шины памяти составляет 128 бит, а рабочие частоты - 450 МГц у графического чипа и 250 (500) МГц у микросхем памяти. Заметим, что номинал этих микросхем - 350 (700) МГц, в целях снижения производительности платы разработчики искусственно "притормозили" память.
Для сравнения была взята конкурентная видеокарта той же ценовой категории и того же производителя - Microstar GeForce 6600. Она основана на чипе NV43, который включает 3 вершинных конвейера, 8 пиксельных конвейеров и 8 текстурных модулей. На борту у нее 128 Мб памяти, набранных из восьми чипов Hynix, работающих на номинальной частоте - 275 (550) МГц. Частота графического чипа составляет 300 МГц.
Сравним две видеокарты теоретически. Radeon X1300 является более новой картой, с более современной архитектурой чипа, причем его тактовая частота в полтора раза выше, чем частота графического контроллера у GeForce 6600. Но вычислительные ресурсы у X1300 скромнее, нежели у конкурента, и текстурников вдвое меньше, а потому ситуация с лидерством отнюдь не очевидна. Все покажут тесты.
Тестирование
Для испытания видеокарт была использована следующая платформа: процессор Athlon 64 3500+, 512 Мб памяти DDR400, материнская плата DFI на базе чипсета nForce4 SLI. Список выбранных игровых приложений следующий:
- FEAR, максимальные настройки, Soft Shadows off;
- Quake 4, все настройки high quality;
- FarCry, максимальные настройки;
- DooM 3 ultra quality;
- Half-Life 2 Lost Coast, максимальные настройки.
Для Radeon X1300 использовались драйверы Catalyst 6.1, для GeForce 6600 - ForceWare 81.98.
В ходе тестирования были получены следующие результаты.
Игра | Видеокарта | 1024x768 | 1600x1200 | ||
AA=off, AF=off | AA=4x, AF=8x | AA=off, AF=off | AA=4x, AF=8x | ||
Half-Life 2 "Lost Cost" | GeForce 6600 | 30.9 | 21.6 | 14.33 | 8.27 |
Radeon X1300 | 46 | 30.5 | 18.5 | 8.75 | |
FarCry | GeForce 6600 | 59.74 | 30.8 | 29.94 | 13.6 |
Radeon X1300 | 46.3 | 25.58 | 19 | 7.3 | |
Doom 3 | GeForce 6600 | 62.5 | 30.6 | 31.4 | 12.6 |
Radeon X1300 | 27.5 | 18.4 | 12.1 | 5.4 | |
Quake 4 | GeForce 6600 | 44.8 | 28.6 | 23.5 | 13.2 |
Radeon X1300 | 30.5 | 20.9 | 13.1 | 6.9 | |
F.E.A.R. | GeForce 6600 | 23 | 10 | 13 | 8 |
Radeon X1300 | 20 | 13 | 13 | 2 |
В игре Half-Life 2 Lost Cost видеокарта от ATI уверенно одержала победу над своим конкурентом. Не обладая особо "навороченным" движком, данная версия Half Life 2 весьма требовательна к возможностям карты в плане сложных шейдерных вычислений. Radeon X1300, располагая более "продвинутой" архитектурой и более высокой частотой 3D-ускорителя, имеет в данном случае неоспоримое преимущество. Включение "тяжелого" режима и высокого разрешения сократило отставание GeForce 6600.
Игра FarCry сильно нагружает вершинные процессоры, отсюда и преимущество у GeForce 6600. Да и с простыми шейдерами карты от NVIDIA справляются лучше.
Нелюбовь продуктов ATI к играм OpenGL давно известна, а потому Doom 3 всегда будет слабым местом "радеонов". Картина с результатами в комментариях не нуждается - преимущество GeForce 6600 почти двукратное. Большая производительность при проработке стенсельных теней, которыми изобилует Doom 3, и большее количество пиксельных конвейеров дают большой плюс видеокарте от NVIDIA.
В Quake4 очень похожая картина. Очевидно, что движок этой игры все-таки более терпим к "радеонам", нежели его прародитель - движок DooM 3, что, на мой взгляд, является верным решением - не стоит отдавать явное предпочтение кому-то одному. X1300 все равно не догнал оппонента.
Одна из наиболее требовательных игр на сегодняшний день, FEAR, требует большой производительности от вершинных процессоров, а также использует много пиксельных эффектов, причем более сложных, нежели, к примеру, FarCry. Полученные результаты довольно любопытны: если не включать антиалиасинг и анизотропную фильтрацию, то карты идут примерно на одном уровне. Но стоит добавить вышеуказанные режимы в 1024х768 - и GeForce 6600 начинает немного отставать. Увеличиваем разрешение - тут уже не справляется X1300, ему не хватает вычислительной мощности. Но в целом результаты довольно показательные.
Итог
Мы рассмотрели две видеокарты примерно одного ценового сектора. Обе можно купить за $110-120, обе являются неплохим вариантом для средней домашней машины. GeForce 6600 имеет преимущество в "грубой" производительности за счет большего числа вершинных и пиксельных конвейеров. Однако в играх, использующих сложные шейдеры, новые продукты от ATI имеют больший потенциал. А потому однозначно сказать что лучше, а что не стоит покупать, нельзя - по крайней мере, на данный момент. Обе карты востребованы, и выбор покупателя будет зависеть, скорее всего, от личных пристрастий.
Leviafan,
leviafan2002@mail.ru
Благодарим компанию "NTT" за предоставленные видеокарты Microstar
Комментарии
Что же касается 3-D, то весьма было бы забавно протестировать работу карточек в 3-D редакторах. Несмотря на то, что 3-D редакторы используют свои программные механизмы рендеринга, весьма любоптно было бы посмотреть результаты рендеринга какой-нибудь 3-D - сцены в том же "Майя" или "Блендере" на разных картах. А также чистый OpenGL актуально протестировать, тем более что уже стараниями Novel набирают популярность офисные XGL-десктопы.
Вобщем тестирование играми любых видеокарт, не только бюджетных - это уже вчерашний день. В свете выхода Xbox и PlayStation3 компьютер - это уже не лучшая платформа для игр. Эпоха персоналки как лучшего решения для игр завершается. Сейчас в ПК потребителей интересуют другие харакиеристики, чем ФПС.