На просторах СНГ домашний компьютер ZX Spectrum был больше, нежели простое вычислительное устройство, на котором можно было играть. Это было национальным увлечением, причудливо сплелось в сознании большинства сограждан с проходившей в то время перестройкой, безумно популярными тогда восьмибитными приставками Sega или Nintendo. Конечно, главным для счастливых обладателей "Спектрумов" были игры - невзрачные, на первый взгляд, обязательно берущие за душу, с бездонным геймплеем. Недостаток цветов и красок дорисовывало воображение, а пищание вместо качественного саунда заменялось собственной фантазией.
Не сказать, чтобы появление текстового квеста "Звездное наследие" перевернуло с ног на голову игроиндустрию. Просто это была частичка "нашего", разработанная людьми из наших краев, которые сами увлеченно рубились на "Спектруме", осознали, что неплохо было бы поэкспериментировать и выдали на-гора свое видение интересной для того времени игры.
Многие предпочитают все же называть творение студии Step Creative Group адвенчурой, и, надо признать, доля правды в их словах есть. Ведь "адвенчура" - это приключение, а ЗН именно этим и было. Главный герой истории, космический пилот высокого класса, терпит крушение на незнакомой ему планете. После рекогносцировки на местности славный участник многочисленных сражений в космосе приходит к неутешительному выводу, что он оказался, по сути, в плену - в самом логове врага, то есть у артангов. Артанги - это жабоподобные существа, которые напоминают людей, но вместо головы у них вызывающее отвращение часть тела рептилии. Если бы они были бы только противными и мерзкими - это еще полбеды, но они ни в какую не хотят идти на компромисс с гуманоидами и решили, ни много, ни мало, поработить всю Вселенную. Пытаясь спасти от тварей родную хату, герой вступает в ожесточенный бой с неизвестно откуда взявшимся патрулем вражин и в спасательной капсуле оказывается там, где он очутился чуть выше по тексту.
Игровой экран представлял собой картинку локации, где мы находились в данный момент, меню с набором действий (использовать/взять/бросить/осмотреться и т. д.), компас, отображение времени суток и текст, в котором описывалось, происходящее вокруг. Никакой речи о боях или прямом управлении персонажем, естественно, не могло и быть. Но, тем не менее, работы хватало: нужно было решать множество головоломок, загадок или просто определять последовательность действий. Сложность возрастала по ходу продвижения по сюжетной линии, поэтому игрок постепенно "привыкал" к умственным напряжениям. Конечной целью странствий по враждебной планете была победа над всеми противниками и успешное завершение этой достаточно продолжительной истории.
Что интересно, так это то, что сами разработчики и не думали скрывать своих личных убеждений и мотивов при создании этой жемчужины раннего отечественного игропрома. "Да, - говорили они, - нам нравится Elite, мы восхищены местным геймплеем и игровым миром и именно на основе этой легенды создали свое ЗН". Что тут плохого? Тем более, что квест получился во многом оригинальным и новаторским (на просторах великого и могучего так точно). Можно, конечно, уколоть разрабов за шаблонность многих сюжетных элементов (война с инопланетными захватчиками, катастрофа и "попадание" в лапы врага), но стоит ли? Да и в 1995 году не было такого количества похожих одна на другую игр, где через раз упоминается "пришелец" и "тыл врага".
Увы и ах, но планам "Степов" насчет создания продолжения квеста для ZX Spectrum не суждено было сбыться. Эра этого персонального компьютера неумолимо подходила к концу (даже в СНГ), поэтому все наработки и планы были задвинуты в пыльный ящик стола. Ирония судьбы, но спустя десять лет после первой серии похождений пилота выходит новое "Звездное наследие 1". "Черная кобра" - квеcт, который успешно был возрожден на PC-платформе, причем может "потягаться" по графике с таким монстром, как Myst. Изысканность загадок и общий лоск сегодняшнего ЗН немного проигрывает детищу Cyan Worlds, но надо учитывать, что это разные "весовые категории". Что же касается отечественного рынка, то тут вообще без вариантов - засилье "Петек" и "Братьев Пилотов" особенно выделяет новинку Step Creative. Единичка в названии современного ЗН недвусмысленно намекает на скорое продолжение симбиоза квеста и адвенчуры, ту же догадку подтверждают и просьбы разработчиков к фанатам делиться мыслями по поводу того, что бы они хотели увидеть в ЗН-2. Одним словом, серия будет жить, у нее есть преданные поклонники, но особенно приятно вспомнить "как все начиналось" - с ZX Spectrum...
Антон БОРИСОВ
Горячие темы