На форуме газеты некоторые несознательные товарищи утверждают, что в блогах нельзя прочитать ничего полезного. Гай Кавасаки (Guy Kawasaki - стоял у истоков Apple, теперь возглавляет собственную венчурную компанию) в своем блоге (blog.guykawasaki.com) опубликовал замечательную статью "Как сделать так, чтобы вам аплодировали стоя". Гай признается, что ему самому понадобилось около двадцати лет, чтобы, наконец-то, комфортно чувствовать себя во время публичных выступлений. Исходя из собственного опыта, он дает нам несколько советов. Ну а я перевожу их на русский, специально для лучших в мире читателей лучшей в мире газеты.
- Тема речи должна быть интересной, в первую очередь, для вас. Это 80% успеха. Если вы сами заинтересованы в том, о чем говорите, то ваше выступление пройдет на ура. Если же вам нечего сказать, то лучше даже не открывать рта. Лучше исключить любую возможность того, что кто-нибудь догадается о вашей некомпетентности, чем своей речью доказать это.
- Сдерживайте желание прорекламировать себя. Цели большинства выступлений - развлекать и информировать слушателей. Довольно редко предоставляется возможность продвигать свой продукт, сервис или компанию. Например, если вас пригласили рассказать о будущем цифрового звука, то не стоит вставлять в доклад упоминание о MP3-плеере, последнем выпущенном продукте вашей компании.
- Главное - развлекать. Многие с этим утверждением не согласны, но все-таки главная цель доклада - развлекать аудиторию. Если у слушателей приподнятое настроение, то вам простят небольшие промахи во время выступления. Но если доклад получился смертельно скучным, будьте уверены - никто не запомнит того, что вы говорили. Если выбирать между "развлечением" и "информацией", то я выберу "развлечения" - зная, что таким образом "информация" обязательно дойдет до слушателя.
- Понимайте аудиторию. Если вы сможете в первые пять минут речи доказать вашим слушателям, что понимаете их, то получите внимание аудитории до конца выступления. Все, что вам нужно, это понять, какие проблемы конкуренции, тенденций развития и ключевые моменты доклада волнуют конкретную аудиторию. Лучше всего заранее проконсультироваться с теми, кто организовывает выступление, чтобы отредактировать некоторые моменты речи. Это не так уж и сложно.
- Одевайтесь правильно. Мой отец (отец Гая Кавасаки) был политиком на Гавайях. Он был великолепным докладчиком. Когда мне пришлось начать выступать с речами, он дал мне замечательный совет: "Никогда не одевайся хуже своих слушателей". Если на них надеты костюмы, то и вам надо одеть костюм. Одеться хуже все равно, что сказать аудитории: "Я умнее/богаче/лучше, чем вы. В моей власти оскорбить вас и поэтому я не принимаю вас всерьез. И вы ничего не можете поделать с этим обстоятельством!" Да уж, понравиться аудитории - неблагодарное занятие.
- Не очерняйте конкурентов. Если вы все-таки научились не рекламировать себя, то этот пункт вряд ли вас касается. Для всех остальных повторю - никогда не очерняйте своих конкурентов в своей речи, ведь вы пользуетесь преимуществом докладчика. Помните, не аудитория добивается вашего внимания, а наоборот. Многие слушатели воспримут недоброжелательные высказывания с вашей стороны о конкурентах как проявление зависти и лжи. Вы хотите такой реакции?
- Рассказывайте истории. Чтобы расслабиться самому и дать отдохнуть аудитории, рассказывайте истории. Абсолютно любые. О вашей учебе в институте, о ваших детях, забавные случаи с клиентами, что-то интересное, о чем вы недавно прочитали. Когда вы рассказываете историю, вы становитесь "рассказчиком" и перестаете быть "докладчиком". Вы ведете легкую непринужденную беседу. Хорошие докладчики - хорошие рассказчики, они используют истории, чтобы аудитория лучше воспринимала основную тему.
- Пообщайтесь со слушателями до начала доклада. Верно ли, что аудитория хочет услышать хорошую речь? Несомненно! Прекрасный способ повысить интерес публики к теме доклада - пообщаться с ней до начала мероприятия. Знакомьтесь с людьми, говорите с ними. Особенно с теми, кто будет сидеть в первых рядах, тогда во время выступления вы увидите дружественные, приветливые лица. Ваша уверенность поднимется, вы расслабитесь и произнесете великолепную речь!
- Не начинайте речь сразу с доклада. Если возможно, для начала сообщите слушателям содержание вашей речи. Аудитория будет более внимательно следить за вашим докладом, зная заранее, что в нем будет. На третий день трехдневной конференции публика устанет от бесконечных докладов и будет мечтать только об одном - поскорее уйти домой. В этом случае довольно тяжело сделать хороший доклад, тогда почему бы перед вашим вступлением не устроить пятиминутный барабанный джем, чтобы разбудить публику?
- Выступайте в небольших помещениях. Если у вас есть выбор, то просите для вашего доклада небольшую комнату. Если вам могут предоставить только большое помещение, то просите, чтобы оно было в форме школьного класса, со столами и стульями. "Театральные" помещения не желательны. Ведь компактные комнатки уютны. Лучше выступать перед 200 слушателями в комнате, рассчитанной на 200 человек, чем перед 500 в помещении на 1000.
- Постоянно тренируйтесь говорить. Я считаю, что необходимо раз двадцать повторить свою речь, прежде чем выступать с нею. Неплохо бы девятнадцать раз прочитать ее своей собаке - это хорошая практика. Как говорил Яша Хейфиц (Jascha Heifitz - известный скрипач): "Если я не тренируюсь один день, я это знаю. Если я не тренируюсь два дня, мои критики знают это. Если я не тренируюсь три дня, все знают об этом". Советую прочитать вот эту статью (technology.guardian.co.uk/weekly/ story/0,16376,1677772,00.html), чтобы знать, как репетирует свои доклады Стив Джобс (Steve Jobs - главный управляющий Apple Computer).
Чтобы дойти до всего этого самому, мне понадобилось двадцать лет, надеюсь, у вас все получится быстрее. Возможно, я так долго учился потому, что никто мне не давал подобных советов, а сам я не додумался провести исследования. А сегодня я обожаю делать доклады. Моя цель, чтобы каждый раз, когда я заканчиваю доклад, мне аплодировали стоя. Конечно, такое происходит не часто, но иногда случается. Но что еще более важно, чтобы когда-нибудь я встал и зааплодировал вашей речи.
Гай КАВАСАКИ,
blog.guykawasaki.com
Перевел Алексей
ХАЛЕЦКИЙ,
[email protected]
Горячие темы