На прошлой неделе в Минске прошли "Дни высокой рекламы". Это целый комплекс мероприятий рекламистов и пиарщиков, вобравший в себя 7-й белорусский конгресс, конкурс "Брэнд года 2005", инновационную выставку с презентациями и массу мастер-классов на все вкусы. Все происходящее не иначе как праздником не назовешь, потому что, в отличие от ТИБО или ПТС, нельзя четко определить, что организаторы поставили в первооснову - образовательные семинары, выставку или конференцию. Что ж, креативный подход - это в духе рекламистов, и позволяет каждому самостоятельно расставить приоритеты.
Выставочный центр "Белэкспо" по ул. Я. Купалы, где проходили "Дни", выделялся множеством собравшихся людей. Как обычно на подобных мероприятиях, царила легкая организационная неразбериха, вызванная переизбытком посетителей, желающих узнать новейшую информацию о рекламных технологиях. Конкурс "Брэнд года" и семинары по разным темам проводились одновременно, и надо было делать выбор. Мне показалось, что наибольший спрос имела современная тема "Практика интернет-маркетинга в Беларуси". Оно и понятно. Ведь в Байнете сейчас большей частью представлены средние и малые предприятия. Объяснение простое. Крупные предприятия либо не нуждаются в рекламе, либо предпочитают нанимать рекламные агентства. А у рекламных агентств свои налаженные связи с традиционными СМИ, доля интернет-рекламы на фоне других медиасредств пока не значительна. Малые же предприятия ограничены в средствах на традиционную рекламу и услуги рекламных агентств, а продвижение своей продукции и услуг необходимо. Поэтому заявить о себе через интернет - самый предпочтительный способ. С другой стороны, бюджет по продвижению сайта до целевой аудитории в реальности может превосходить стоимость разработки в несколько раз. В мире 60 миллионов сайтов, Google индексирует 8 миллиардов страниц. Сможете не потеряться со своей? Без серьезного медиапланирования никак не обойтись. Поэтому-то так важен опыт профессиональных интернет-маркетологов и интернет-рекламщиков.
Для современного активного человека реклама все больше воспринимается только из электронных СМИ. А концептуальные ай-тишники нового поколения иную рекламу, кроме как из компьютера, и не признают. Не зря интернет просто раздувает от ссылок на контенты с серьезными названиями типа "центр электронного бизнеса". Эти "центры", в первую очередь, предлагают рекламные услуги в Сети, от которых и идут основные доходы от деятельности крупных интернет-порталов. То, что в настоящее время Байнет может использоваться как серьезная площадка для масштабных рекламных проектов, не вызывает сомнений. Последние официальные данные "Белтелекома" за позапрошлый год говорили о 2,5 млн. пользователей. По другим статистическим оценкам, в Беларуси сейчас 3 млн. компьютеров. То есть можно говорить о 25% уровне проникновения компьютерной информатизации. Это уже достаточно весомый показатель, чтобы утверждать о необратимом пути перехода к информационному обществу. А для бизнеса сия данность - однозначно сформировавшийся привлекательный рыночный сегмент. Тем более, сейчас с улыбкой вспоминается об исторически пройденном этапе "медленного" интернета, когда на скачивание картинки уходило по полчаса. Результатом 2005 года, названного годом ADSL, можно считать то, что от корпоративных пользователей выделенок практически исчезли жалобы на медленное открытие белорусских сетевых ресурсов. В ближайшем будущем "Белтелеком" планирует перейти на общую внешнюю скорость трафика в 1 Гбит. Соответственно, и взрыв интереса к рекламе в интернете не удивителен. Показательно то, что, в сравнении с прошлогодними "Днями высокой рекламы", в мероприятиях активно участвовали несколько интернет-порталов, в том числе и молодые. А очередь за возможность рекламироваться на центральных страницах ведущих белорусских интернет-порталов уже составляет несколько месяцев.
Мои субъективные выводы таковы. Положение с интернет-рекламой сейчас таково, как было у нас 10 лет назад с прикладным софтом, когда каждый под свои задачи писал что-то специализированное, а какие-то ориентиры были неявными. Сейчас же софт де-факто в каждой области имеет своих лидеров от известных компаний. Интернет-реклама в Беларуси только начинает обрисовываться в какие-то рамки и структурированность. Еще слишком много вопросов об эффективности и отдаче. Не говоря уже о возможности широкого выбора белорусских интернет-площадок под те или иные рекламные проекты. Наша национальная черта - консерватизм, поэтому отказ от доли традиционных средств рекламы в пользу интернета будет происходить болезненно и тяжело. Но, в общем, уже достаточно удачных рекламных проектов, по которым можно судить и о достоинствах интернета, и об увеличении доходов предприятий. Надо понимать, что прямую функцию продаж интернет может и не нести, но выполнять ознакомительные, убеждающие задачи и обеспечивать быструю коммуникацию. Результат этого - опосредованное увеличение присутствия предприятия на рынке.
Александр ОАКЛИ,
[email protected]
Горячие темы