Но еще непривычнее было
увидеть у входа двух киборгов с
крашеными гребнями на голове. - А это что за диво?! - изумился Кащей. - Киберпанки! - отмахнулся киборг. Д.Мансуров, "Бессмертный" |
Когда-то очень давно, когда деревья были большими, трава зеленей и все уважали старших, техника была малопонятна большинству простых обывателей. В первую очередь, это касалось компьютеров и электронных сетей. Их попросту побаивались. Именно тогда начали появляться книги про чудовищные глобальные сети и всемогущих ломщиков-хакеров. Эти немногочисленные поначалу книги создали новый литературный жанр - киберпанк, который чуть позже стал одним из главных направлений фантастики.
Ранее киберпанк был прерогативой заграничных писателей, например, почти классиками стали Дэвид Бишоф и Брюс Стерлинг, однако в наше время модный жанр был неплохо освоен и русскоязычными фантастами. Причем книги получаются достаточно качественные, с заявками на популярность и уж точно более близкие по духу. Поэтому я не удержался от соблазна хоть чуть-чуть ознакомить читателей с избранным "нашего ответа Чемберлену".
Виктор Пелевин, "Принц Госплана". Это далекий отголосок нашего с вами компьютерного прошлого, когда все ПК были совсем не персональными. Стояли они во всяких там Больших Заведениях вроде того самого Госплана, и доступ к ним был почти закрыт - по крайней мере, родственникам поиграть не удавалось. Так вот, Пелевин в очередной раз доказал свою бредовую гениальность, смешав серую обыденность советского человека и яркие игровые образы таких хитов того времени, как сам безымянный Принц Персии. Причем игровой процесс показан весьма ярко, равно как и то, насколько внедряется он в умы работников. Несмотря на все плюсы, читается довольно тяжело. Вывод: ностальгирующим товарищам - настольная книга, остальные могут просто ознакомиться. Из любопытства, что ли.
Вадим Панов, "Московский клуб". Первая книга новой серии "Анклавы" от молодого и при этом едва ли не самого продаваемого писателя. Завязка такова: крупные корпорации объединились в свои индустриальные зоны - анклавы, куда попасть хочет каждый, однако не каждого там ждут. Большинство если и ждут, то, скорее всего, на органы или на исследования - медицина достигла небывалых высот и стремится все дальше. Но и остальные науки не стоят на месте, так что за технологии вынуждены бороться все. А иногда в борьбе все средства хороши - похищения, "хаки", угрозы, шантаж и банальные убийства. Кто окажется сильней - глава службы безопасности московского анклава или ломщик, отправленный предприимчивыми китайцами? Масса интриг в фирменном стиле автора и неплохо продуманный мир вынудили купивших "Московский клуб" ждать продолжения серии. Рекомендую всем.
Сергей Лукьяненко, "дайверский" цикл. Дилогия из двух романов и одного хвостика-рассказа - "Лабиринт отражений", "Фальшивые зеркала" и "Прозрачные витражи", соответственно. Действительно великая вещь. Фантаст всея Руси придумал такую штуку - Глубина называется. Виртуальный мир, в котором воплощаются все мечты людей - у японцев огромные глаза, а за доллар можно наесться, выпить хорошего коньяка и доехать до виртуального публичного дома. Но важнее то, что в Глубине есть свои дайверы - люди со сверхъестественными возможностями. Они могут выходить из глубины сами, без программ, помочь "утонувшему", но главное - они умеют красть программы не хуже любых хакеров. Один из таких счастливчиков и есть главгерой. Но в Глубине творятся какие-то мистические вещи, недоступные никакому дайверу. Главной ареной для обоих романов стал "Лабиринт смерти" - в первой книге он явно содран с "квейка", во второй - с "анрила". Философия, спрятанная между строками описания стрельбы по монстрам, заставляет задуматься, она проникает в сознание. По "Лабиринту отражений" создается игра, снимается фильм с Гошей Куценко в главной роли, роман издан даже в Америке. "Прозрачные витражи" - авторская поделка на тему, существует также сборник творений фанатов под названием "Дип-склероз", также вполне читабельный. Про дайверский цикл можно говорить бесконечно, но лучше один раз прочитать.
Владимир Васильев, "Сердца и моторы" и "Горячий старт". В параллельном мире, там, где гравитация столь высока, что даже птицы не могут летать, не говоря уже про самолеты, вся жизнь привязана к огромной трассе через весь материк. А еще там есть Сеть, в которой живут все настоящие хакеры. А некоторые особо талантливые способны обойтись даже без каких-либо приспособлений - они входят в Сеть сами, им не нужен ни диал (модем), ни клава, ни мнемоюсты (устройства для связи мозга с Сетью). И лишь один человек хитро манипулирует всем этим, маскируя свои планы матрешкой. Кто окажется сильней в этой сумасшедшей битве технологии, скорости и хитрости? Кто сможет выжить в самом пекле? Книга легко читается и быстро захватывает дух. Не отсюда ли черпал вдохновение и, чего греха таить, некоторые идеи Лукьяненко? Скорее всего, литераторы просто общались во время написания своих шедевров, ибо время написания романов почти совпадает. В любом случае, мы, читатели, только в выигрыше.
Что ж, я надеюсь, этих книг вам хватит на ближайшее будущее. А если и нет, то, по крайней мере, уже не будете новичками в этом сложном мире киберпанка. Литература многогранна, не стоит ограничиваться каким-то одним жанром. А если хотите увидеть в газете обзор какой-нибудь другой ветви раскидистого книжного дерева, с радостью приму ваши предложения по почте.
Арсений КРАВЧЕНКО,
[email protected]
Комментарии
Всем прочим. Почитайте для начала "Боятся ли компьютеры адского пламени" Тюрина и его цикл "Падение с земли", вот там Кибепранк. Эти произведения есть в Сети, автор - щедрый малый.
Кстати произведения Гибсона 20 летней давности и то дадут 200% форы фидорпанку. Что касается литерарутных пристрастий автора, то "Я плакалЪ!"
Чёрт, у меня нет слов... Арсений золоЦЦе... КАКОЙ КВЭЙК... КАКОЙ АНРЕАЛ... ТАМ РУССКИМ ЯЗЫКОМ НАПИСАННО "DOOM" слышал про такой...
И совершенно нет никаких притензий на то что автор придумал что-то новое и доселе неизвестное... (это я о "Лабиринтах смерти")