Итоги 2005 г.
Прошедший год запомнился, в первую очередь, новыми технологиями от Hewlett-Packard и Lexmark. Вместе с анонсом новых моделей компания Lexmark объявила о том, что часть новинок будет использовать новую однокартриджную трехцветную технологию печати. Среди преимуществ представленной технологии - низкая себестоимость цветной печати и значительного упрощения самого процесса печати, потому что для вывода черно-белых и цветных страниц требуется всего лишь один картридж, причем черный цвет получается в результате смешения желтого, бирюзового и пурпурного цветов. Однокартриджная трехцветная технология печати была применена в таких моделях, как многофункциональное устройство Lexmark X2350 и цветной струйный принтер Lexmark Z735 (подробнее - "КВ", №39/2005).
В свою очередь, компания Hewlett-Packard выпустила тонер ColorSphere, предназначенный для своих новых цветных лазерных принтеров. ColorSphere представляет собой химически синтезируемый тонер со специальными добавками и улучшенными фотоэлектрическими характеристиками. Новый тонер обеспечивает на 40% более высокий уровень глянца за счет увеличения скорости и точности закрепления тонера на бумаге (на 22% расширяется цветовая гамма). Уже с октября 2005 г. ColorSphere должен был найти применение в принтерах HP Color LaserJet 3000/3600/3800/4700/4730mfp.
Также стоит упомянуть о том, что компания Hewlett-Packard совместно с компанией International Paper представила новую технологию ColorLok для "фиксирования" цвета на бумаге, что, в свою очередь, позволило добиться повышенной четкости изображения во время печати и ускорить высыхание чернил. Бумага HP c технологией ColorLok подходит как для лазерных принтеров, так и для струйных. Причем струйная печать выявляет дополнительные преимущества ColorLok, что выражается в более быстром высыхании чернил, в получении более глубокого черного цвета, а также в 10-процентном расширении цветовой гаммы ("КВ", №44/2005).
В свою очередь, компания OKI Data Corporation решила сменить имя на OKI Printing Solution. Смена корпоративного брэнда обусловлена желанием руководства компании завоевать лидирующие позиции на мировом рынке полноцветной печати и создать единый стиль брэнда, представленного в 120 странах мира. Президент и генеральный директор компании, Микихико Маена, так прокомментировал изменения названия: "Мы переворачиваем страницу нашей истории и начинаем новую, с обновленным имиджем и стилем, отражающим наше видение будущего печатной индустрии". Однако сменой названия OKI не ограничилась, а представила в мае 2005 г. многофункциональные устройства формата А3 и А4, созданные на базе принтеров серий С5000 и С9000 ("КВ", №20/2005).
Безусловно, многофункциональные устройства OKI были далеко не единственными "комбайнами", выпущенными в ушедшем году. Наоборот, 2005 г. без лишнего преувеличения прошел под знаком МФУ. Удобство иметь под рукой принтер, сканер, копир и факс-модем в "одном флаконе" оценило значительное количество пользователей, тем более, что стоимость устройств "all-in-one" стала гораздо "дружелюбнее". Среди выпущенных в 2005 г. "комбайнов" можно отметить следующие: HP PSC 1050 All-in-One - созданный на базе струйного принтера HP Deskjet 5740 и поддерживающий стандарт PictBridge, с помощью которого можно распечатывать фотографии с цифровых фотокамер без помощи компьютера, Epson Stylus RX700 - c максимальным разрешением цветной печати 5760х1440 dpi, встроенным модулем для сканирования полупрозрачных оригиналов и возможностью дополнительной установки адаптера Bluetooth для дистанционной распечатки документов, и Lexmark X2350 - с фирменной однокартриджной технологией, сканером с CIS-матрицей и заявленной ценой в 70 USD.
Фотопринтеров также было выпущено немало, и они почти в обязательном порядке оснащались интерфейсами прямой печати PictBridge и DirectPrint, поддержкой большого количества сменных карт памяти, а также возможностью опциональной установки модуля Bluetooth. Наиболее яркий пример такого фотопринтера - Epson PictureMate 500.
На рынке сканеров, более консервативном, в отличие от рынка принтеров и МФУ, значимых событий отмечено было не так много. В начале 2005 г. компания Canon удивила общественность планшетными сканерами, которые можно размещать на подставке в вертикальном положении. Модель CanoScan LiDe 500F, обладавшая максимальным разрешением 2400x4800 dpi, размещалась по отношению к поверхности стола под углом примерно в 40 градусов ("КВ", №7/2005). Еще один вздох удивления вызвал сканер для прозрачных материалов Multimag SlideScan 4000 (производства компании Braun Photo Technik) c большим барабаном для одновременного автоматического сканирования до 100 кадров с максимальным разрешением 3600х3600 dpi при глубине цвета 48 бит. Функция Digital ICE, встроенная в Multimag SlideScan 4000, способна улучшить некачественное изображение: убрать такие дефекты, как отпечатки пальцев, царапины и т.п. ("КВ", №12/2005).
Под занавес итогового обзора нельзя не упомянуть о прошлогодних колебаниях на российском рынке принтеров. Резонанс вызвало заявление аналитической компании IDC об уменьшении в 1-м квартале 2005 г. объема рынка на 20%, по сравнению с 1-м кварталом 2004 г. Наиболее ощутимо объем продаж снизился в секторе струйных принтеров - на 33%. Данный факт объяснялся увеличением спроса на МФУ и перенасыщением рынка самыми разными моделями как струйных, так и лазерных принтеров. Однако уже во 2-м квартале 2005 г. российский рынок принтеров, по данным той же IDC, вырос почти на 16%, по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. Такой прирост после спада 1-го квартала был достигнут за счет спроса на струйные фотопринтеры, цветные лазерные принтеры и даже матричные принтеры.
Памятуя о тенденциях прошлого года и заглядывая в недалекое будущее, можно полагать, что в 2006 г. на рынке периферии будет происходить примерно следующее:
- продолжится экспансия недорогих многофункциональных устройств и фотопринтеров;
- себестоимость цветной лазерной печати будет снижаться и далее;
- мобильные устройства (смартфоны, КПК, камерофоны) начнут интенсивнее обзаводиться мобильными принтерами, а также обретут более плотную интеграцию с настольной периферией.
Юрий ДРОЗДОВ
Горячие темы