В последнюю неделю ушедшего года пришла информация о том, что лидер британского рынка мобильного контента Monstermob Group купил российскую компанию "Мобикон". "Мобикон" продает контент для сотовых телефонов под торговой маркой Infon и является одним из самых крупных игроков на российском рынке. Руководители Monstermob утверждают, что заплатят за российского провайдера USD 27 млн., однако не всю сумму наличными, а несколькими траншами в рассрочку. Британская компания, последовательно приобретая активы в разных странах, считает эту инвестицию перспективной, учитывая потенциал российского рынка.
Но! Руководство российской компании, оказывается, и не подозревало, что их кто-то покупает. Генеральный директор "Мобикон" Кирилл Шрамко прямо заявил журналистам: "Мобикон" никто не покупал и не продавал".
Для справки: ЗАО "Мобикон" (торговая марка Infon) - один из лидеров российского рынка мобильного контента. Объем продаж компании за 10 месяцев 2005 года составил 15,1 млн. USD, прибыль - 2,6 млн. USD. Акционеры "Мобикона" - группа иностранных инвесторов, а также российский предприниматель Павел Колесников. Английская компания Monstermob Group работает в 18 странах мира, сотрудничая с 35 операторами мобильной связи. В последние несколько лет компания активно расширяет бизнес, скупая местных операторов мобильного контента в развивающихся странах. Так, в августе нынешнего года Monstermob приобрела китайскую ATOP Century за 100 млн. USD.
По сообщению интернет-издания RBC daily, участники рынка в неофициальных беседах называют покупку "Мобикона" "сомнительной сделкой, принимая во внимание ее закрытость. Финансовые показатели "Мобикона", которые приводятся в сообщении Monstermob Group, кажутся слишком высокими". По данным из другого источника, брэнд Infon активнее всех использовал самый дорогостоящий канал рекламы - музыкальные телеканалы - при том, что в последнее время они перестали быть столь эффективными, как ранее. Аналитики консалтингового агентства J'son & Partners считают сумму сделки по покупке "Мобикона" "вполне адекватной", однако некоторые участники рынка называют ее "несколько заниженной". По мнению экспертов, это событие вряд ли существенно повлияет на положение дел: рынок контент-услуг в России уже сложился, и глобальных изменений сделка с "Мобиконом" за собой не повлечет.
Если не обращать внимания на странноватые подробности данной конкретной сделки, то она, безусловно, иллюстрирует интерес иностранных инвесторов к контент-провайдерам стран СНГ. Еще в июле 2005 года японская торгово-инвестиционная корпорация Sumitomo и медиагруппа SPN объявили о крупнейшей сделке на российском рынке мобильного контента: Sumitomo тогда выкупила за 10 млн. USD миноритарную долю в уставном капитале контент-провайдера Revcom. Иностранные инвесторы уверены, что российский рынок мобильного контента ждут заманчивые перспективы, несмотря на оценки местных экспертов. Некоторые аналитики прогнозировали в 2005 году "взрывной" рост рынка - в пределах 150-200%. Однако на деле темпы роста рынка всех разочаровали, оказавшись в пределах 30-40%. Теперь, в 2006 году, контент-провайдеры ожидают 50% рост рынка.
Однако вернемся "к нашим баранам". В сообщении, направленном Monstermob на Лондонскую фондовую биржу, "Мобикон" характеризуется не иначе как лидер российского рынка мобильного контента. Формально продавцом выступил зарегистрированный в Гибралтаре оффшор Botmers. До лета 2005 года Infon был торговой маркой компании "Рустар холдинг", и только с осени он работает в новой структуре - в том самом ЗАО "Мобикон".
Сейчас топ-менеджеры Monstermob Group всячески демонстрируют оптимизм относительно российского рынка мобильного контента. Гендиректор британской компании Мартин Хаггинсон заявил журналистам: "Мы рады, что благодаря данной сделке приходим на крупнейший европейский сотовый рынок. Мы ожидаем, что будем работать вместе с командой "Мобикона" и помогать им в осуществлении их амбициозных планов. Мы остаемся верны стратегии достижения лидирующих позиций на развивающихся рынках, в которых присутствует огромный потенциал, и активно ищем дальнейшие удачные возможности для вложений". Сторонние наблюдатели также указывают, что российский телекоммуникационный рынок выглядит очень привлекательным, однако скупать операторов связи уже поздно, так что те, кто не успел этого сделать, теперь покупают контент-провайдеров. Бизнес-аналитики добавляют: "Только не забывайте, что западные компании не только приходили на российский рынок, но и довольно часто потом уходили. Как показывает практика, далеко не все успешные зарубежные бизнес-модели работают в России и странах СНГ".
Виктор ДЕМИДОВ
Горячие темы