Наверное, почти каждый владелец мобильного телефона слышал зловещие истории о нехороших операторах сотовой связи, которые воруют деньги у клиентов. Варианты тут озвучиваются самые разные: негласно списывают средства со счета, неправильно тарифицируют, приписывают несуществующие звонки и т. д. От подобных слухов не застрахован ни один оператор - это и результат конкурентной борьбы, и следствие чьей-то мнительности, и просто искаженное "сарафанное радио". Конечно, кражи со стороны операторов в новейшей истории случались - особенно часто в случаях, когда какой-то оператор, придя первым на рынок, на некоторое время становился на нем монополистом.
Но сейчас нигде ничего подобного нет, а слухи по-прежнему ходят (в том числе и в интернете). И в офисы операторов регулярно приходят недовольные клиенты - дескать, деньги со счета пропадают. При этом подавляющее число жалоб на тарификацию так и не подтверждается. Так почему же по-прежнему ходят разговоры о "пропавших деньгах"? Как выясняется, виноваты - пусть невольно - все же владельцы телефонов. Вот основные причины недоразумений, возникающих во взаимоотношениях оператор - абонент:
- "Пьяные" звонки. Классический случай. Подвыпившие люди любят поговорить, в том числе и с теми, с кем давно не виделись. К тому же они чаще ошибаются в наборе номера. Да и собутыльники нередко обращаются с просьбами типа "Дай, поговорю быстренько". Короче, средства на лицевом счете быстро тают, а утром "жертва" ничего не помнит и искренне удивляется нулевому балансу.
- Незаблокированная клавиатура. Больше половины владельцев телефонов не привыкли или ленятся блокировать клавиатуру. Когда сотовый находится в кармане, висит на поясе, лежит в сумочке и т.д., а его владелец садится в переполненный транспорт, велика вероятность случайного нажатия клавиш. Так и происходят нежелательные звонки. Есть вероятность не только кому-то позвонить, но и выйти в интернет или отправить SMS. А тесные джинсы, если телефон лежит в кармане, даже при обычной ходьбе могут стать причиной непроизвольного звонка. Короче, включайте автоблокировку.
- Далеко не все оборудование наших сетей связи можно назвать современным. Много старых аналоговых АТС, при звонках на которые и с которых для разрыва связи бывает недостаточно одного нажатия на клавишу сброса. Получается, что разговор уже окончен, но с точки зрения техники еще продолжается. Да и клавиша сброса может не сработать и из-за неисправности. Помните, что разрыв связи точно произошел тогда, когда на экране исчез таймер и появилось имя оператора. Короче, просто будьте внимательны.
- Звонки на городские телефоны с АОН типа "Русь" и/или автоответчиками. Учет времени разговора ведется с того момента, когда телефон, на который вы звоните, "снимает трубку" (то есть отвечает АТС). И пусть вас не вводят в заблуждение длинные гудки - их генерирует уже не АТС, а аппарат на том конце линии. А с вашего счета спишут средства за все время, которое вы слушали сигналы АОН или автоответчика, независимо от того, состоялся на самом деле разговор с вызываемым абонентом или нет.
- SMS-"чертовщина". По радио и
ТВ проводится бесчисленное
множество игр и конкурсов и
опросов, где предлагается
абонентам сотовых компаний
отправить SMS на такой-то номер,
чтобы проголосовать или узнать
какую-то информацию. Вот только
стоимость этих сервисов часто
не указывается вообще. А
обращения в такие сервисы
часто намного дороже, чем
обычные исходящие SMS-сообщения.
В результате абонент получает
у себя со счета серьезное
списание средств.
Существуют также "хитрые" SMS-сообщения. Тут уже придумано множество мошеннических технологий. Большинство из них сводятся к тому, чтобы методами социальной инженерии заставить абонента принять участие в массовой рассылке - по принципу "всем друзьям и знакомым". При этом рассылаемое сообщение может оказаться довольно длинным. А длинные SMS-сообщения при передаче разбиваются на куски, каждый из которых надо оплачивать отдельно. Таким образом, отправив одну длинную SMS'ку можно получить списание со счета сразу за три.
Другие варианты - например, SMS-флирт. Жертва так и останется в неведении, что "флиртовала" она на самом деле с программой-роботом. - "Серые" телефоны и иностранные WAP-шлюзы - проблема обладателей "серых" б/у мобильников. Телефоны привозят из Турции, Польши и других стран, оставляя в них без изменений тамошние настройки WAP-шлюза. Обладатель такой трубки при попытке выйти в WAP совершает звонок за границу, который тарифицируется соответственно.
- Непонимание тарификации абонентом. Многие пользователи (чаще - пользовательницы:-) ленятся разобраться в подробностях тарифного плана. И оказываются в неведении, что абонентская плата снимается каждые сутки. Иногда начисления могут запаздывать, и списание происходит сразу за несколько дней. Абонент же, проверив баланс, обнаруживает исчезновение со счета слишком большой суммы. Короче, не ленитесь вчитаться в традиционно написанный мелким шрифтом договор с компанией-оператором.
Это, конечно, далеко не полный перечень, но, как показывает практика, именно на приведенные варианты приходится 99% неоправданных финансовых потерь клиентов компаний сотовой связи.
Виктор ДЕМИДОВ
Комментарии