Несколько лет назад открывшаяся буквально каждому пользователю возможность создавать в интернете собственную радиостанцию произвела в Сети настоящий фурор. Многие тысячи людей этой возможностью воспользовались - и сегодня интернет-радиостанции просто не поддаются исчислению, далеко оставив позади эфирное радио. Технологии позволяют сделать то же самое и с телевидением, но лишь в теории: на пути развития IPTV стоит недостаточная пропускная способность современных каналов связи. Решить проблему развития "самодеятельного" интернет-телевидения взялась американская компания BrightCove. Ее создатели обещают произвести переворот в мире net-телевидения при помощи нового веб-сервиса. Сервис (запускаемый в коммерческую эксплуатацию в самое ближайшее время) позволит всем владельцам видеокамер не только размещать свои работы в интернете, но и получать деньги за их просмотр! Ну а самые продвинутые и уверенные в своих способностях могут даже попробовать создать собственный платный телеканал в Сети. Неужели мы стоим на пороге настоящей медиа-революции?
В данном случае, по словам создателей новой сети, основная цель - создать "новый тип онлайновой схемы медиадистрибьюции". Причем, по масштабам и принципам работы новинка должна быть эквивалентна Google, Amazon или eBay. Звучит, конечно, весьма амбициозно, но уже целый ряд медиа-корпораций обратил внимание на BrightCove. В числе заинтересовавшихся и компания Viacom, которая уже пробует работать с этой службой.
Сеть BrightCove с самого начала своей работы будет предоставлять три вида взаимосвязанных услуг. Прежде всего, абсолютно любой человек сможет загружать видеоматериалы собственного производства на серверы сети, группировать контент в телепрограммы и вещать в интернете. Второе: с помощью BrightCove продюсеры и обычные граждане получат возможность зарабатывать на собственной видеопродукции. На выбор предлагается два варианта: либо взимать плату за просмотр видео, либо получать доход от рекламы, размещаемой администрацией сети в их программах (по предварительной договоренности). Ну и третье направление бизнеса: компания BrightCove будет выполнять посреднические услуги между владельцами контента и сайтами, которые хотели бы разместить данные видеофрагменты. Уже предлагается множество схем распределения прибыли от таких соглашений.
Аналитики компании Forrester Research указывают на явную "идеологическую" схожесть технологии BrightCove с технологиями Google. Действительно, сейчас владельцы великого множества сайтов зарабатывают деньги (пусть и небольшие) на рекламе, размещаемой Google на их ресурсах. Ну а BrightCove способна сделать то же самое с видеопрограммами в Сети.
Чтобы изначально усложнить жизнь потенциальным конкурентам, BrightCove не планирует взимать с видеопродюсеров плату за загрузку видео на серверы сети и за создание плееров - специальных веб-страниц, с помощью которых люди смогут смотреть видео и выбирать те или иные клипы для просмотра. Вместо этого главным источником прибыли должна стать доля от размещения рекламы и от платы, взимаемой за просмотр видео.
Сейчас все инструменты и сервисы BrightCove проходят этап тестирования, однако уже к началу 2006 года будет завершено развертывание систем размещения рекламы и взимания платы. С этого момента практически любой видеопродюсер сможет пользоваться услугами сети компании для распространения своей продукции в интернете. При этом, правда, особо оговаривается, что любой доступ для порнографии будет закрыт.
Теперь возникает вопрос: как новинка повлияет на видео в интернете в глобальном масштабе. Тут видятся несколько вариантов, причем ни один из них не исключает остальных. Первое: мир откроет для себя великое множество прежде неведомых талантов - тележурналистов, телережиссеров, актеров, телеведущих и т. д. Одни из них получат работу в офлайновых медиакорпорациях, другие станут знаменитостями сами по себе. Второе: резко уменьшится число видеороликов, выкладываемых на сайты "просто так" - все будут стремиться заработать на своем творчестве. Третье: объем видеоконтента в интернете начнет расти в геометрической прогрессии, что существенно ускорит капитальное обновление технической составляющей Сети - каналов связи и провайдерских серверов: такой контент - это уже не шутка! Четвертое: в интернет хлынет огромный мутный поток "видеомусора" - записи с домашних вечеринок, выпускных в школе и т.д. и т.п. Конечно, программы типа "Сам себе режиссер" в Сети станут намного интереснее, но это слабое утешение...
Во всей этой истории, пожалуй, наибольшее внимание привлекает фигура создателя сети BrightCove - Джереми Аллера. Аллер, мягко говоря, не новичок в компьютерном и интернет-бизнесе. Вместе с братом он когда-то основал корпорацию Allaire: именно в ней был создан один из первых полноценных инструментов для веб-дизайна - ColdFusion. В те легендарные времена ColdFusion оказался намного дешевле конкурирующих продуктов, за счет чего сумел занять существенную долю рынка (действительно, кто из современных веб-дизайнеров не знаком с ним?!). По словам самого Аллера, наибольшую гордость у него вызывает именно то, что ColdFusion воспользовались миллионы мелких веб-издателей, что позволило открыть массовый рынок для подобной продукции.
В 2001 году корпорацию Allaire за 360 млн. USD купила Macromedia. Джереми Аллер автоматически стал техническим директором Macromedia. Это под его руководством развивался Macromedia Flash. Этот инструмент изначально предназначался только для размещения анимации на веб-страницах, но благодаря изначально заложенным в него возможностям быстро перерос в широкую платформу разработки приложений и размещения видео. Видеоформат Flash быстро перехватил лидерство у RealNetworks и стал второй по популярности платформой для передачи видеоизображения после формата Microsoft Windows.
Однако Джереми Аллер имел свое видение возможностей и перспектив формата Flash в условиях "нового интернета". В результате он решил основать новую компанию, которая занималась бы исключительно видео в интернете - так появилась BrightCove. Здрасте! :-)
Виктор ДЕМИДОВ
Горячие темы