Игровое ретро. Футбольный мир без границ

Хорошо известный издатель и разработчик видеоигр, компания Codemasters, выпускает в начале 2006 г. футбольный симулятор Sensible Soccer. Сначала для приставки PS2, а затем для Xbox и, наконец, PC. Однако мало кто знает, что выпуском этой игры Codemasters разбудили в сердцах старых геймеров воспоминания о первой половине 90-х, когда компания Sensible Software создавала, один за другим, шедевры футбольных аркад: Sensible Soccer (впервые игра появилась в июле 1992 г. для платформы Amiga; через год журнал "Amiga Power" назвал Sensible Soccer лучшей игрой всех времен), Sensible World Of Soccer 95/96, Sensible World Of Soccer 96/97 и Sensible Soccer 98. Впрочем, новую игру из серии Sensible Soccer давно ждали не только "ветераны", но и молодежь пяти континентов земного шара. Многие школьники и студенты наотрез отказывались играть в реалистичную серию FIFA от американской компании Electronics Arts, бросая мощь своих ПК на запуск старенького симулятора, где бегали маленькие "пиксельные" человечки, имитируя игру в футбол. Так было в конце 90-х, так продолжается и сейчас. Любители SWOS (принятое сокращение от Sensible World Of Soccer) разных стран регулярно проводят турниры, причем последние бывают как международными, так и локальными, когда формируются лиги из участников одной страны (очень много таких лиг в соседней нам Польше). Нет другого такого футбольного симулятора, интерес к которому длился бы, не угасая, более десяти лет. И такую любовь творения Sensible Software заслужили по-настоящему, особенно в сравнении с другими симуляторами того времени (Kick Off, Goal!).

Компания Sensible Software получила мировую известность в первой половине 90-х, причем не только благодаря футбольным симуляторам. На ее счету такие хиты, как симулятор гольфа Sensible Golf и стратегические Cannon Fodder, Cannon Fodder 2 и Mega lo Mania. Однако после относительной неудачи с трехмерным Sensible Soccer 98 и особенно после того, как были впустую потрачены средства на разработку так и неизданной игры Sex, Drugs and Rock'N'Roll, компания Sensible Software в 1999 г. объявила себя банкротом.

SensibleSoccer имел успех, однако он был несравним с триумфом двух серий Sensible World Of Soccer, особенно второй. Это неудивительно, потому что, запуская ежегодно новую FIFA, после непродолжительных "ахов" и "охов" по поводу реализма движущихся футболистов и траектории летящего мяча, каждый раз вспоминаешь добрым словом SWOS. Многих нужных фичей, которые были у SWOS, парни из Electronics Arts упорно отказываются "прикрутить" к FIFA. Например, непосредственно перед игрой нельзя быстро и просто посмотреть выставленный на матч состав соперника. В SWOS это можно было сделать нажатием одной кнопки прямо в меню установки тактики и выбора игроков. В FIFA придется лезть в общий список команд и листать его до чувства стойкого отвращения к разработчику. Не стану более возвращаться к известным минусам FIFA, игравшие и так поймут, а просто пройдусь по некоторым характеристикам SWOS, и по сей день придающим этому симулятору потрясающую играбельность.

Безусловно, каждый, впервые запустивший SWOS у себя на компьютере, был поражен количеством футбольных лиг. В игре был представлен весь футбольный мир, включая Африку, Азию и даже Океанию! Причем составы клубов были реальными и выверенными. Играющему предлагалась 15-летняя карьера главного тренера, причем в двух режимах. В 1-м вы просто наблюдаете за ходом матча, во 2-м - сами управляете игроками на поле. Выбрать можно было хоть топ-клуб ("Реал Мадрид", к примеру), хоть никому неизвестную команду из Индии. Однако, если вы преуспеете со слабым клубом, то к концу сезона будете иметь список приглашений в более значимые команды. Венцом вашей тренерской карьеры станет приглашение возглавить национальную сборную.

В Sensible World Of Soccer управление игровым процессом сведено к пяти кнопкам, четыре из которых - это клавиши движения (вперед-назад-вправо-влево). Всего одна выбираемая игроком на клавиатуре клавиша служит и для удара, и для паса, и для подката - поразительный минимализм, о котором сегодня можно лишь мечтать. Сила удара/паса контролировалась временем удержания клавиши.

По ходу сезона игроки вашего клуба могут прибавлять в форме или, наоборот, терять ее, если имеют мало игровой практики либо травмированы (травмы могут быть легкими, средними и "фатальными", когда футболист выбывает до конца сезона). Состояние формы отражается в увеличении/уменьшении стоимости игрока. Возраст, к сожалению, как характеристика отсутствует напрочь.

Отлично проработана статистика. Можно видеть, сколько игрок забил мячей не просто, в целом, но конкретно в лиге, кубке страны и еврокубках. Также можно посмотреть Топ-15 лучших бомбардиров. Кроме того, ведется подробная история вашей тренерской карьеры, доступны и все данные по лигам остальных стран, так что можно в любой момент отследить информацию, скажем, по итальянской Серии А или немецкой Бундеслиге, если вы, допустим, тренируете московский ЦСКА. Разумеется, представлена и белорусская Высшая лига. К сожалению, современные симуляторы, как правило, обходятся даже без России, что уж говорить про Беларусь, Украину и Прибалтику!

Удачным, на мой взгляд, получился и трансферный рынок. Кроме выставленных на трансфер игроков, можно попробовать купить любого другого, однако здесь не гарантировано, что руководство даст свое согласие. При покупке/продаже можно торговаться, что называется, "набивать цену". Если денег мало, то можно предложить вдобавок ненужного вам игрока, стоимость которого примерно равна недостающей сумме. Несколько упрощенно выглядит финансовая сторона игры. Однако не стоит забывать, что SWOS - это аркадный двухмерный симулятор, а не футбольный менеджер вроде Championship Manager. И если в FIFA 2005, я, заняв 2-е место в Шотландской Премьер Лиге, не получил ровным счетом ни балла за успешный сезон, то аналогично в SWOS на счет клуба поступила бы солидная сумма, которой хватило бы и на зарплату игрокам, и на приобретение новых футболистов европейского уровня.

Пожалуй, стоит сказать и о присутствии речевого комментария, который, безусловно, был новаторским элементом на то время и оживлял игру, наряду с потрясающей шумовой поддержкой трибун.

Безусловно, имеются в Sensible World Of Soccer и недостатки. Пожалуй, самый главный из них - отсутствие уровней сложности. Не скажу, что довольно быстро, но при частой практике в какой-то момент играть становится неинтересно, но лишь по одной причине - все турниры выигрываются слишком легко. Накал турнирной борьбы теряется, а выставить уровень "профессионал" или "мировой класс" невозможно, хотя и очень хочется:).


Эпилог

Долгие годы поклонники серий Sensible Soccer и Sensible World Of Soccer ждали появления новой, современной версии игры. Подписывали интернет-петиции, выходили на контакт с создателями шедеврального симулятора.... В итоге, мольбы были услышаны, и в следующем году мы сможем убедиться, удалось ли разработчикам совместить современные технологии и классический геймплей.


Полезные ссылки

www.codemasters.co.uk - официальный сайт Codemasters

www.championshipsoccer.net - сайт немецкого программиста Андреаса Оссвальда (Andreas Osswald), создавшего в 2002 г. самый правдоподобный клон Sensible World Of Soccer - игру Championship Soccer. Надо сказать, что энтузиастами разных стран предпринималось немало попыток создать собственными усилиями клон или модификацию любимой игры, так появились Yoda Soccer, Simple Soccer, SWOS++, SWOS re-creation in Java и другие.

www.purplesensi.co.uk - наиболее профессиональный, информативный и постоянно обновляющийся сайт, посвященный играм Sensible Software. Включает информацию о Sensible Soccer 2006.

Юрий ДРОЗДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

48 за 2005 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя Валентин
Хорошая статья. Играю в SWOS с 95 года. Только в нее и Transport Tycoon de luxe