От перестановки мест чиновников сумма взятки не меняется |
В августе нынешнего года спецслужбы сначала в России, а следом и во многих других странах СНГ провели крупные операции против так называемых "серых дилеров" сотовых телефонов. Сами аппараты, соответственно, также получили статус "серых". Но результат "сотовые спецоперации" (получившие у дилеров название "августовского кризиса") дали прямо противоположный ожидаемому. Объем легального рынка мобильников в СНГ уменьшился с 10% сначала до 7%, а к сегодняшнему дню и вовсе до 4%. Эксперты дружно заявляют, что рынок мобильников из "серого" окончательно превратился в "черный".
Как тогда все было
По данным Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), порядка 90% мобильных трубок до лета попадало в Россию нелегальными путями. Операция управления "К" Министерства внутренних дел России началась 13 августа 2005 года. В течение нескольких дней оперативники изъяли около 355 тонн (!) доставленной из Германии и Финляндии контрабанды, подавляющую часть которой составляли сотовые телефоны и аксессуары к ним, на сумму порядка 55 млн. USD. Арестовывалось содержимое целых транспортных самолетов. Кроме того, в ходе обысков на складах у дилеров было изъято еще 300-320 тысяч сотовых телефонов.
Понятно, что на российском рынке тотчас возник серьезный дефицит "сотовой" продукции. В большинстве регионов России мобильники подорожали на 15-30% (а кое-где и на 45%), причем дилеры напрямую связали этот факт с действиями правоохранительных органов. Стремясь выправить ситуацию, фирмы-производители и дилеры дружно заявили о том, что будут совместно с государственными органами искать пути решения проблемы - то есть, "обеления" импорта товара. Сразу несколько крупных "мобильных" торговых сетей ("Евросеть", DIXIS, "Беталинк" и "УльтраСтар") заявили о своем желании самостоятельно ввозить телефоны в Россию с соблюдением всех норм закона и уплатой всех налогов и пошлин. Правоохранительные органы, разумеется, такое желание одобрили. Однако дальше ситуация развивалась в жанре русской народной галлюцинации.
Смог над бумагой
До августа "серые" схемы предполагали импорт товара с занижением его стоимости на границе. При нынешней "черной" схеме телефоны не декларируются вообще или провозятся под видом других товаров. По неофициальным данным самих поставщиков, степень легализации рынка сотовых телефонов в России (да и по всему СНГ) до августа 2005 года составляла около 10%. По тем же данным, поначалу после проведенных таможенниками и милицией операций наметилась тенденция, когда объемы таможенных платежей стали расти. То есть некоторые дилеры все-таки стали самостоятельно ввозить товар "по-белому". В денежном выражении поступления от таможенных платежей за ввозимые телефоны выросли, но объем ввоза по "белым" схемам оказался намного меньше, чем был раньше. "Черный" же импорт растет, так как участники сотового рынка - производители, импортеры и дилеры - пока так и не смогли договориться. Причина проста: ввозить мобильники "по-белому" безопасно, но невыгодно; "по-черному" - выгодно, но опасно. В результате немногочисленные крупные поставщики выбрали первый вариант, а очень даже многочисленные мелкие - второй.
К тому же головные офисы многих западных производителей (Siemens, Motorola, Nokia) просто не поняли особенностей ведения бизнеса на постсоветском пространстве. В итоге, в основном, они продолжают работать по прежним схемам. Местные представители Nokia и Motorola заявили, что не продают телефоны в России напрямую, а, как и прежде, работают по контрактам и с официальными дистрибьюторами. Таким образом, ответственность за законное растаможивание лежит на фирмах-импортерах. Многие из них после "августовского кризиса" закрылись, однако часть просто стала возить товар полностью "по-черному".
Таким образом, в России (и не только в ней) сейчас сложилась ситуация, при которой добросовестные участники рынка (дилеры, которые стали самостоятельно импортировать товар "по-белому") попали в невыгодное положение. Естественно, импортируемые "в черную" телефоны стоят дешевле для потребителя, чем ввезенные без нарушений закона.
Проиллюстрируем это примером. Популярный телефон Nokia 9300 большинство российских дилеров предлагает купить за 17-19 тыс. RUR. В таможенных служебных инструкциях ввозная стоимость этой модели составляет 496 евро (17 тыс. рублей). Теперь к этой сумме добавьте сумму НДС (18%) и таможенного сбора (5%). Таким образом, после "белой" растаможки этот аппарат должен стоить порядка 21 тыс. RUR. Не стоит забывать, что дилеры не торгуют себе в убыток и добавляют торговую наценку. Все понятно?
Печальный результат
Сегодня, в самом конце года, дилерам, которые заявили о своих намерениях самостоятельно ввозить и растаможивать сотовые телефоны с соблюдением всех норм закона, работать просто невыгодно. На фоне конкурентов цены добросовестных поставщиков смотрятся, скажем так, не очень выигрышно. К слову, ситуация в Украине, Казахстане, Молдове и т.д. примерно такая же.
Всем участникам рынка и заинтересованным ведомствам понятно, что так долго продолжаться не может. Руководители фирм-дилеров говорят: либо таможенники и другие госорганы примут какие-либо жесткие меры по пресечению контрабанды и защиты компаний, работающих "по-белому", либо эти компании будут вынуждены с целью сохранения бизнеса искать новые незаконные схемы. Усложняет ситуацию и то, что некоторые "серые" каналы поставок (например, питерский) продолжают работать как и прежде.
И еще один аспект проблемы. Ужесточение политики властей в отношении импорта мобильников привело к резкому росту такого вида подпольного бизнеса, как "легализация" краденых мобильников. Ну и, разумеется, к росту числа краж сотовых телефонов. Ведь спрос, как известно, всегда порождает предложение... только, может, в милиции еще об этом не знают.
Виктор ДЕМИДОВ
Комментарии
Бред из той же серии что и у дилеров, предлагающих только модели топ-класса и в упор не желющих видеть людей желающих купить бюджетную модель безо всяких супер-пупер наворотов.
ЗЫ: Говорят, ТЕ САМЫЕ производители скоро будут делать мобилы ценой ниже $15… что ж, поживем - увидим ;)
а за все это безобразие простые налогоплательщики заплатят- тоесть МЫ