Вот странно, у меня никогда
не возникает никаких проблем с
сервисом, когда я хожу за
покупками (с) Кинг Конг |
Ошеломляющий мировой успех британской компании Skype, которая сумела реализовать коммерческую схему использования VoIP-телефонии (Voice over Internet Protocol), породил множество последователей по всему миру. Не остаются в стороне и российские IT-компании: у соседей уже реализованы две аналогичные схемы. Впрочем, их быстрая окупаемость остается под большим вопросом: обе предлагают почти бесплатную телефонную связь.
Операторы и статистика
Совсем недавно в коммерческую эксплуатацию был запущен второй российский проект в области VoIP - система "Софт Фон" петербургской компании "Телфин". А в конце октября заработала система Sipnet, разработанная компанией TARIO. Российские аналоги программы Skype также позволяют делать телефонные звонки через интернет не только внутри сети, но и на обычные телефоны. Менеджеры обеих систем уверены, что в перспективе их системы VoIP-телефонии смогут составить серьезную конкуренцию нынешним операторам дальней связи, главным из которых сегодня является "Ростелеком". Главное "оружие" "нестандартных новичков" - предельно низкие тарифы на междугородние и международные звонки, а также то, что традиционные операторы связи (образовавшиеся на базе госструктур еще советского времени) пока относятся к технологии VoIP более чем прохладно.
Впрочем, хватает и пессимистов, которые указывают на то, что уровень компьютеризации и (тем более) число пользователей Сети в России намного ниже, чем в Европе или США, где уже насчитывается более 100 млн. активных пользователей системы Skype. А значит, в ближайшее время операторам, продвигающим на рынок VoIP-технологии, стоит рассчитывать в России разве что на "нишевые" рынки.
Кстати, именно статистику стоит рассмотреть подробнее, чтобы понять, каковы вообще перспективы VoIP в России. По данным аналитической компании iKS-Consulting, в июле 2005 года еженедельная аудитория интернета в России достигала около 8 млн. уникальных учетных записей, что составляет около 6% от численности жителей страны. Для сравнения: уровень проникновения интернет-технологий (число пользователей Сети к числу жителей страны) в США составляет 55%, в среднем, по Европе - 22%, в Швеции 75%, в Германии 56%. К тому же на коммутируемый доступ (dial-up) в России приходится около 95% подключений, а на широкополосный - 5%. Тем не менее, рынок широкополосного доступа развивается самыми высокими темпами - порядка 40-50% прироста ежегодно.
Именно широкополосный доступ оптимален для VoIP-телефонии, а самые крупные рынки широкополосного интернета в России - московский (подключены около 500 тыс. квартир), а также рынки Санкт-Петербурга (40 тыс.) и Екатеринбурга (около 30 тыс. квартир). Наиболее популярная сейчас в мире программа Skype насчитывает в России не более 100 тысяч пользователей.
Система "Софт Фон"
Санкт-петербургский альтернативный оператор "Телфин" запустил в коммерческую эксплуатацию свою программу VoIP-телефонии "Софт Фон". Впрочем, в тестовом режиме программа X-Lite проработала уже более года, и именно на ее основе был создан (как отдельный бренд) "Софт Фон". Эта программа, аналогичная Skype, позволяет практически бесплатно общаться внутри сети и звонить по всему миру по цене в несколько раз ниже, чем тарифы "Ростелекома" и других операторов дальней связи. В компании также рассчитывают, что до конца этого года к сети "Софт Фон" подключатся сотни пользователей. Несмотря на сравнительно скромное начало работы, "Телфин" намерен в перспективе стать серьезным конкурентом операторам дальней связи. И через 10-15 лет контролировать до 50% телефонного трафика, который будет проходить через подобные программы. Посмотрим...
Система Sipnet
Это аналогичный российский проект, который был запущен в коммерческую эксплуатацию только 25 октября. Компания TARIO, которая разработала программу VoIP-телефонии Sipnet, планирует более агрессивное завоевание рынка, чем их питерские коллеги/конкуренты. К концу года они планируют подключить порядка 100 тысяч пользователей Sipnet. Это должно стать результатом широкой рекламной кампании в интернете. Пока же у Sipnet около 20 тыс. пользователей, но емкость сети практически не ограничена".
Сеть строится в соответствии с современной концепцией организации сетей связи: NGN (Next Generation Networking). Концепция предусматривает, что абонентам будут предоставлены такие услуги, как почтовая система, мгновенные сообщения, персонализация и контроль присутствия. Есть и расширенные голосовые сервисы: голосовая почта, автоответчики, многосторонние аудиоконференции, голосовые чаты, системы интеллектуальных голосовых меню и многое другое.
Сеть также предусматривает альтернативную нумерацию, при которой каждый абонент становится владельцем персонального телефонного номера - SIP ID, уникального для абонента в любой точке мира. В отличие от обычного телефонного номера, SIP ID не зависит от городских телефонных сетей, междугородних и международных линий связи и работает повсюду. На любой SIP ID уже сегодня можно бесплатно позвонить из десятков городов России, СНГ и мира. Звонки из этих городов идут через местные телефонные номера коллективного доступа с дополнительным набором сетевого телефонного номера.
Cвязь между абонентами сети, как и в Skype, не тарифицируется, так как звонки с одного SIP ID на другой бесплатны в любой точке мира. Звонки на стационарные и мобильные номера абоненты сети Sipnet.ru оплачивают по тарифам, обычным для операторов IP-телефонии. Любой пользователь может бесплатно принимать звонки на любой телефон, если поставит переадресацию со своего SIP ID на мобильный или стационарный номер.
Вопрос менеджмента
Главная проблема всех VoIP-моделей в России - это, пожалуй, полное отсутствие практического опыта у менеджеров компаний. Соответственно, успех российской "новой телефонии" будет зависеть от того, насколько удачные маркетинговые схемы смогут выстроить "Телфин", TARIO и их последователи. Самое важное препятствие тут - неразвитость систем платежей за звонки. Ведь все разговоры внутри сети - то есть между пользователями в любой точке мира - почти бесплатны. Оплачивается только интернет-трафик, а это совсем несущественные затраты при наличии широкополосного доступа в интернет.
Тарифы на звонки на фиксированные или сотовые телефоны и "Софт Фон", и Sipnet предлагают действительно низкие: например, минута разговора с абонентом в Китае, Германии или США через сеть Sipnet стоит всего 0,025 USD, звонок в Армению - 0,049 USD за минуту, в другие страны СНГ - в 0,08-0,09 USD. Почти такие же цены предлагает и "Телфин". Звоня за рубеж через сеть "Ростелекома", абонент платит в несколько раз больше (а то и в десятки раз).
Есть еще юридическая проблема. Когда речь идет о бесплатных разговорах внутри сети - все нормально. Однако, как отмечают юристы "Телфина" и TARIO, платные звонки пользователей VoIP-телефонии на обычные или мобильные телефоны пока с трудом вписываются в российское правовое поле. То есть для развития платных услуг компаниям придется создать бизнес-модель, которая не будет нарушать существующее законодательство.
Виктор ДЕМИДОВ
Комментарии
Если так в России, то про Беларусь я молчу...