Ни для кого не секрет, что 14 ноября сборная команда Беларуси в составе победителей белорусского отборочного чемпионата по компьютерным играм улетает в Сингапур. Именно там, в азиатской Мекке компьютерной электроники, с 16 по 20 ноября при спонсорстве и организаторской поддержке компании Samsung Electronics пройдет крупнейшее киберспортивное мероприятие планеты - World Cyber Games.
Понять волнения наших ребят, которые будут участвовать в самых массовых и всемирно-почитаемых дисциплинах (Counter-Strike, StarCraft и WarCraft III), могут только бывшие дебютанты подобных мероприятий. Даже для такой маститой (не только с точки зрения Беларуси, но и всего СНГ) команды, как Taranlul (Counter-Strike), все предыдущие чемпионаты близкого и дальнего зарубежья скрываются в тени такой глыбы, как WCG. Положение ухудшается крайне невыгодной жеребьевкой: в группу, из которой выходит только один, попали россияне и японцы. Тем не менее, шансы есть. Об этом и многом другом мы решили поговорить с одним из ярких представителей команды Tarantul Евгением Шульженко aka Dracoola.
- Начну немного издалека: что для
вас CS?
- Для нас это спорт. Однако таковым (официально) в РБ он не является, хотя, например, в соседней России компьютерные игры официально признаны спортом. К слову, там даже соответствующий разряд можно получить.
- А какие у команды интересы, помимо CS?
- У каждого свои, но есть и общие. Иногда вместе пьем пиво, ходим в ночные клубы, ну и тому подобное. Одним словом, привлекает все, что интересно молодым людям нашего возраста. Другое дело, что на развлечения зачастую не хватает времени...
- Большую часть его отнимают тренировки?
- Да, тренируемся довольно много - по 5-7 часов в день. Это связано не столько с WCG, сколько с насыщенным календарем различных чемпионатов. Например, прилетев из Сингапура, мы через три дня уезжаем в Москву. Кстати, в эти выходные перед самым отлетом участвуем в отборочных к московскому турниру.
- Насколько тяжело вести такой образ жизни и какие трудности можно считать самыми существенными?
- Тяжелее, в первую очередь, из-за того, что нельзя нормально отдохнуть. Утомляют частые переезды, т.к. не всегда удается заснуть в дороге. Счастье - это хорошо выспаться, а уж потратить на это больше восьми часов - несказанная роскошь.
В любом спорте любые тренировки приносят усталость, и наш не исключение. Конечно, кроме физических трудностей, есть и другие, в большинстве своем связанные с финансами: как команды в других странах, зарплату мы не получаем. Для примера, даже в соседней России есть люди, которые зарабатывают себе на жизнь, играя в Counter-Strike. Причем их уровень доходов вполне приличный даже по меркам Москвы. Не удивительно, что на протяжении последнего года наша команда усиленно ищет спонсора, который мог бы помочь и дальше успешно заниматься киберспортом.
- Ощущаете ли языковой барьер и как собираетесь общаться в Сингапуре с прогеймерами из других стран?
- По нашей информации, официальный язык на Тайване - английский. Как-нибудь найдем общий язык, тем более, что у всех в школе иностранным языком был английский. К тому же с нами будет представитель Samsung - Елена Ранцевич, которая знает английский в совершенстве.
- Чувствуете ли опеку со стороны "большой" компании Samsung?
- Конкретно на WCG - да. Приятно, что компания взяла на себя оформление виз и обязуется полностью оплатить поездку в Сингапур, включая проживание и питание. Чувствуется, что будет учтена каждая мелочь, вплоть до единой формы.
- Каковы ощущения перед поездкой?
- Испытываем смешанные чувства, так как едем туда абсолютно не подготовленными в плане Counter-Strike:Source. Игра основана на новом движке, который требует очень мощных компьютеров. Видимо, поэтому у нас в Беларуси пока на профессиональном уровне никто не играет. Посовещавшись, мы приняли решение отказаться от Source-тренировок и играть "по старинке" - в CS 1.6.
Лично мне кажется, что Counter-Strike:Source не доведен до должного "играбельного" уровня. Соответственно, проводить на его основе чемпионаты, особенно такого уровня, как WCG, неправильно. В защиту своего мнения могу привести тот факт, что все крупные турниры отказались от CS:S в пользу CS 1.6.
- Будет ли WCG похожа на рулетку в связи с введением CS: Source?
- Даже не знаю. Возможно.
Все же, я думаю, те, кто лучше играл в 1.6, будут лучше играть и в Source. Другое дело, если одна команда будет тренироваться, играя в Source по 10 часов в день, а другая по 2, то, конечно, победит первая.
- Что для вас поражение: отдаленная победа или личная трагедия?
- Поражение в Беларуси - трагедия, т.к. команда на протяжении последних 2 лет выигрывает 95% белорусских чемпионатов. Текущий год вообще проходит под тотальным превосходством Тарантула.
На уровне СНГ все уже меняется в сторону смотря на какой стадии и смотря от кого. Например, проигрыш в финале какому-нибудь гранду русского CS'а - это ценнейший опыт. Про WCG даже говорить не стоит: сам факт участия - уже событие.
- Что в команде по Counter-Strike самое важное?
- Раньше я думал, что главное - это teamplay (сыгранность, слаженность команды, умение понимать друг друга без слов), но сейчас кажется, что очень важен личный скилл каждого игрока (скилл - это что-то типа уровня игры) плюс командный дух. Все это отражается на тактике игры.
Например, у нас она основана на действиях двух пар (Гасников 'Diver' Василий + Латушкин 'sergg' Сергей и Смолов 'Vampir' Юрий + Семененя 'monk' Сергей) и командира (похоже на американский SWAT - прим. автора Е.М.).
- Есть ли у команды талисман?
- Талисман клуба - паук. Раньше у нас жил настоящий тарантул. Жил себе тихонько в стеклянной коробке, питался мадагаскарскими тараканами, но одной ночью куда-то убежал. Теперь прячется за компьютерами. После этого случая уволились две уборщицы - страшно, наверное. Шутка.
- Что можно посоветовать начинающим кибератлетам Беларуси?
- Играть с соперниками, которые сильнее тебя. И главное - хотеть выиграть. С горящими глазами приходить на тренировки и играть, играть и еще раз играть.
Беседу вел Егор МАЛЫЖЕНКОВ
Горячие темы