Сегодняшний выпуск "территории" получился несколько историческо-футуристическим. Для этого были все предпосылки. Давайте пока отстранимся от громкой индустрии с сэмплами по 100 тысяч баксов и посетим на географии современного аудио-мира несколько, казалось бы, забытых мест. Итак, это очередная "Территория звука", поехали!
Первым и главным пунктом назначения будет тема музыкального творчества в рамках мобильных телефонов и портативных устройств. Уже сейчас пользователи некоторых моделей мобилок и Pocket PC могут самостоятельно создавать собственные произведения с ударными, басами, гитарами и т.п. прямо в самих устройствах. Как сие реализуется и что за этим стоит, мы и рассмотрим в первую очередь.
Мобильно-портативное творчество.
Часть 1
М-да, граждане, история движется по спирали. Лично для меня течение энтузиастов, скопившихся вокруг программ-трекеров, всегда было непонятным - это почти как клуб любителей бейсика или общество композиторов бипера (пищащий динамик в корпусе компьютера). Хотя, почему нет? Вся прелесть трекеров - в истории их возникновения. Творческие потребности реализовывать как-то нужно, особенно когда нет нормальных звуковых устройств, а корпоративное предложение стандарта MIDI является привилегией богатеев. Да-да, трекерная музыка и сам принцип работы софта этого сегмента во многом создавались как дешевая альтернатива MIDI и дорогим звуковым модулям, причем они имеют прямое отношение к компьютерному звуку вообще.
Прародители современных трекеров - это первые музыкальные программы для компьютеров Commodore С64. Вся нотация в них вводилась буквами и цифрами, то есть практически программировалась. Сейчас эти программы, как минимум, выглядят наивно, но тогда это был очень серьезный вариант для реализации творческих амбиций. Потом наступила эра популярных компьютеров Commodore Amiga, на базе которых были созданы новые типы звукового софта, имеющие намного большие возможности - увеличилось количество одновременно воспроизводимых инструментов, добавились возможности регулирования их параметров. Пионером в этой области считается программа Ultimate SoundTracker, написанная в 1987 году Карстеном Обарски (Karsten Obarski), который сейчас считается основоположником трекерной культуры точно так же, как и его программа считается первым трекером.
А теперь совсем история... В 16 лет Карстен впервые столкнулся с компьютером и влюбился в эти технологии. Это был 1981 год и ЭВМ Commodore PET 2001, которая имелась у дяди друга Обарски. Карстен проводил за этим компьютером недели, играя в примитивные игры, которые в то время считались верхом совершенства. Потом родители Обарски подарили ему на Новый Год Commodore V20, на котором он начал осваивать программирование в бейсике. Через недолгий промежуток времени Карстен приобрел личный С64, где освоил ассемблер и стал делать первые эксперименты. Тут стоит отметить такой важный момент, что компьютеры в то время были весьма далеки от мира музыкальной индустрии, но вместе с тем появились первые игры, в которых нужна была музыка. Таким образом, Карстен, помимо программирования, занимался и "озвучкой", как это назвали бы современники, компьютерных игр. Также он занимался и более профессиональной музыкой, используя различные синтезаторы, связанные с С64 по MIDI-интерфейсу с помощью программного обеспечения C-Lab и Steinberg.
После того, как С64 Карстена Обарски приказал долго жить, то есть окончательно поломался, наш герой приобрел Commodore Amiga 1000. Друг Карстена, Гвидо Бартелс (Guido Bartels), купив такой же компьютер раньше, решил создать игру арканоидного типа и попросил Обарски озвучить ее, зная его предыдущий опыт с играми для С64. Карстен согласился, причем в это время он экспериментировал с сэмплами (небольшими фрагментами аудиофайлов), которые можно было использовать вместо инструментов. Таким образом, Обарски написал программу Ultimate Soundtracker для внутреннего пользования.
Далее история несколько запутанна. Здесь можно сказать одно - компьютеры Commodore Amiga являлись на то время одними из лучших мультимедийных рабочих станций и были очень популярны среди большой массы пользователей. В 1987 году известнейшая компания Electronic Arts, уже занимавшаяся в то время производством игр и весьма прибыльно, выпустила коммерческую версию программы Ultimate SoundTracker I, которая поставлялась с двумя дискетами 8-битных аудиосэмплов, среди которых были звуки синтезаторов и нарезанные фрагменты с музыкальных CD. В программе было реализовано пять простейших эффектов и четыре канала звука. Но какая это была революция! Продукт стал очень популярным и коммерчески успешным, хотя нельзя не отметить и подводные камни. Значительная часть компьютерных музыкантов того времени в большей или меньшей степени являлись программистами. Да и освоить принципы работы музыкального софта в тот период мог человек, близко знакомый с программированием - набор нот в виде непонятных букв и цифр был просто издевательством для обычных музыкантов. Поэтому у SoundTracker появилось огромное количество клонов, ведь каждый увлекающийся программист мог ее повторить. В большинство новообразовавшихся трекеров привносилось что-то новое, хотя сама архитектура и принцип работы до сих пор остались классическими - такими, какими их представил Обарски.
В начале 90-х стали повсеместно распространяться компьютеры IBM PC, и на них получили распространение другие трекеры, наиболее популярным из которых стал Fast Tracker2, написанный под ОС MS-DOS. SoundTracker также пришел на данную платформу в версии "2", но уже поздно, в 1996 году. В этот период DOS-трекеры переходили на Windows, а стандартные профессиональные музыкальные технологии значительно подешевели, поскольку основное звукопроизводство стало переноситься на компьютеры. Трекеры утвердились в ранге субкультуры и до сих пор имеют множество приверженцев по всему миру. Последние с пеной у рта доказывают превосходство трекеров, по сравнению со стандартными современными программами-мультитреками. И, в принципе, небезосновательно. Если посмотреть на последнюю версию MadTracker, то там есть все - и синтезаторы, и плагины, и поддержка VST/ReWire. Просто другое видение взято за базис.
А сам основатель этого течения, Карстен Обарски, оказался большим практиком и прагматиком - в интервью сайту Amiga Music Preservation (amp.dascene.net) он сказал, что ему очень нравится работать в программе Cakewalk, т.е. не в трекере.
Мобильно-портативное творчество.
Часть 2
События последних лет просто заставляют обратиться к истории 80-х, что мы сейчас и сделали. А всему виной новое веяние - портативные устройства. Достаточно посетить сайт www.c64.com, чтобы увидеть там ажиотаж, связанный с переделкой старых игр от Commodore C64 для Pocket PC и подобных устройств. Вложенные в 80-х деньги опять начинают работать! С новой силой и в не меньшем объеме. Да вы и сами можете взять свой мобильный телефон, зайти в раздел игр и найти там великие "баталии" прошлого.
С точки зрения технической реализации музыки в портативных и мобильных устройствах, 80-е также повторяются в полной мере, правда, с другим качеством. Во-первых, MIDI-моно/полифония. С монофонией все достаточно просто - мелодии можно вводить в телефон с помощью определенного символьного кода. А как быть с полифонией или с расширением темброфонических возможностей инструментов? Нужно возвращаться к трекерам!
На данный момент мы начнем говорить пока об энтузиастах. Например, поляк Марсин Скожыляс (Marcin Skoczylas) сейчас занят выпуском трекера Mobi Tracker для телефонов с ОС Symbian 8.0 (например, Nokia 6630). Это восьмиканальный трекер, поддерживающий специфические форматы от Fast Tracker2 (*.xm - модули, *.xi - инструменты). Схема работы - классическая. Пока отсутствует редактор инструментов, но уже реализованы некоторые эффекты. На данный момент есть бета-версия, доступная для скачивания - slajerek.demon.pl/mobitracker.
Также среди новинок рынка стоит отметить проект Milky Tracker (oldschool.voodoofrog.com) - это достаточно мощный трекер для платформ MacOS, Windows и... Pocket PC. В нем можно создавать музыку на весьма продвинутом уровне - имеется множество настроек и функций. Помимо этого, в рамках данного проекта создан универсальный программный плеер для тех же Mac OS, Windows и Pocket PC, способный воспроизводить файлы от всех известных на сегодня трекерных программ.
Подытожим
Все! Теперь подобные решения по аналогии с историей начнут расти как грибы после дождя. Трекеры еще в конце 80-х были просты в реализации. А теперь написать подобную программу может любой студент. Вообще интересен сам факт живучести этого течения. Оно не только осталось на плаву, но и сейчас может принести большие деньги.
Сложившаяся ситуация говорит сразу о многом, например, о том, что для дальнейшей совместимости в стандартных звуковых программах может появиться поддержка трекерных форматов файлов, что еще лет пять назад могло бы показаться диким.
Вообще рынок мобильных телефонов достаточно деструктивно вмешался в музыкальную и профессиональную звуковую индустрии. В первом варианте мы говорим о больших прибылях, вращающихся вокруг рингтонных компаний - все вспомнили примитивные MIDI-редакторы; во-вторых, сейчас станут в полной мере доступны игры от Commodore C64 и Amiga, то есть возникнет необходимость в дополнительной их озвучке согласно старым стандартам с применением новых технологий - все вспоминают трекеры.
Вывод один: никогда не нужно выбрасывать старые компьютеры и диски с софтом - все может пригодиться, не сейчас, так лет через тридцать :).
Кристофер,
christopher@tut.by
Горячие темы