Деликатный зов RSS

В последнее время про RSS пишут часто. И с чего бы это - ведь технология, с точки зрения компьютерных масштабов измерения времени, не нова, поскольку появилась еще до 2000 года? Видимо, потому, что она, наконец, стала признанной и популярной, так сказать, в массах. Даже всеми любимая Microsoft (в прямом или переносном смысле - выберите для себя сами :) и та объявила о планах поддержки этой технологии в новой версии браузера Internet Explorer (Opera, например, это делает уже сейчас ;), а новая операционка aka Longhorn и подавно поддерживает. Стало быть, и это добавляет RSS популярности. Ладно, дай-ка, думаю, и я чего-нибудь напишу.

Чем же так хорош RSS? Для этого надо посмотреть, что он делает, в подробностях. С помощью RSS пользователь получает некоторую новостную информацию. Рассмотрим вообще, как выглядит процесс получения новостей сначала с точки зрения того, кто новости получает, затем с точки зрения того, кто их выдает. Поскольку новостей и вообще информации в настоящее время слишком много, интересны также автоматизированные решения по получению интересующих данных.


С точки зрения пользователя информации

Как узнать о той или иной новости (подразумевается, в интернете)? Можно, так сказать, "вручную" посетить интересующие сайты и посмотреть, что появилось нового; можно подписаться на рассылку новостей на интересуемых сайтах, можно подключиться к новостным RSS-лентам. В чем отличие?

Случай "ручного" получения новостей рассматривать не имеет смысла, поскольку автоматизацией в этом случае даже не пахнет. В случае, когда сайтов, которые надо посетить, много, глядя на их наполнение, даже невозможно с уверенностью сказать: информация новая или уже была получена (прочитана). Даже тем, у кого феноменальная память, лучше потратить свои ресурсы на более важные и полезные дела.

В случае подписки на почтовую рассылку за новостями никуда ходить не надо, они сами приходят и валятся в почтовый ящик. Для того, чтобы это происходило, от пользователя требуется подписаться на новости на интересующих сайтах, а именно - отдать, раскрыть, опубликовать кому-то адрес своего почтового ящика. Обычно на сайтах пишут раздел privacy, в которых оговаривают гарантию нераспространения информации об адресах подписчиков среди третьих лиц. Вся беда в том, что иногда эти третьи лица не спрашивают о том, можно ли воспользоваться конфиденциальными данными, и вместе с желаемыми новостями в ящике оказываются объявления о том, как ... - ну, в общем, чистейшей воды спам. И хотя причины хождения спама в ящик могут быть иными, многие этого боятся. А вы?

Но даже если отбросить боязнь и завести десяток ящиков с готовностью в любой момент расстаться с каждым из них при необходимости оградить себя от пакостных писем, это не ликвидирует другое неудобство рассылок - управление ими. В первую очередь, подписка (если это правильный сайт:) требует подтверждения. Это лишнее телодвижение, но без него не обойтись, дабы не оказаться насильно подписанным на то, что не нужно. Во-вторых, базы адресов на каждом сайте, как правило, свои, поэтому управление подпиской (отпиской) размазывается по всем этим сайтам. К тому же это еще надо вспомнить, на котором из них нужно (можно) отписываться, возможно, хранить где-то пароли доступа к управлению подпиской. В зависимости от того, какая программа обеспечивает управление рассылкой, по-разному будет выглядеть и процесс отписки.

Ну вот, а теперь перейдем к RSS и выясним, почему он такой хороший. Эта технология тоже позволяет автоматизировать получение новостной информации. Для этого нужен так называемый агрегатор - программа, которая с заданной периодичностью читает файлы специального формата, содержащие новости. В браузере Opera (опять-таки, например) эта функция встроена. Подключение к новостной RSS-ленте сводится к щелчку мышью на характерной кнопочке с надписью "RSS" или "XML" или что-то в этом роде, привязанной к новостному файлу. Отключение от ленты осуществляется с помощью средств этой же программы-агрегатора. Не правда ли, хорошее решение? Никаких e-mail-адресов, все управление на собственном компьютере. Спам, ау! Ну, плата за трафик, правда, на ваших плечах, но это можно скомпенсировать меньшей частотой сканирования новостей (тоже настраивается с помощью агрегатора). Список RSS-ридеров для Windows можно посмотреть, например, на: www.allrss.com/rssreaderswindows.html.


С точки зрения поставщика информации

Ну а теперь посмотрим на ту же самую проблему - в данном случае передачу новостной информации - с точки зрения держателя сайта.

"Ручного" способа доставки новостей здесь не существует - разве что звонить своим знакомым по телефону или рекламироваться, например, на радио. Посему посмотрим на два других рассмотренных способа - рассылки по e-mail и RSS-ленты.

Рассылки всегда связаны с возможными обвинениями в спаме, даже в том случае, когда пользователи регистрируются по своей инициативе. Но потом забывают, а виноватыми делают рассыльщика. Иди потом и доказывай, что ты не виноват - не поверят, настолько спам всех достал. А если и поверят, так осадочек, как говорится, уже остался. В худшем случае занесут в спам-фильтры. На самом деле все выглядит не так мрачно, решения есть - пользуются же люди рассылками, но проблема существует.

Теперь посмотрим, какова ситуация с RSS-лентами. Что нужно сделать, чтобы новость узнали заинтересованные лица? Нужно выложить файл, содержащий краткое сообщение с этой новостью, и на страницах сайта разместить кнопочки или текстовые ссылки, ведущие к этому файлу. И все. Естественно, пользователи сначала должны добавить вашу новостную ленту в свою программу-агрегатор. Для этого надо сайт продвигать, рекламировать, чтобы приходили целевые посетители, заинтересованные в получении новостей. Это не особенность RSS, того же требует и подписка на рассылки по e-mail.

Неужели нет никаких проблем? Проблема состоит в том, что программы-агрегаторы с определенной периодичностью скачивают новостной файл. Поэтому если подключившихся к новостной ленте много, а сам файл не слишком мал, то это может создать ощутимый дополнительный трафик, за который, возможно, придется платить. Поскольку повлиять на пользователей и призвать реже сканировать новости вряд ли удастся, выход - в краткости новостных сообщений.

Ну и вторая проблема - в получении новостного файла. Тут есть два пути: либо редактировать вручную, а тогда нужно изучить его формат (если вы еще этого не сделали), либо использовать какое-то средство, облегчающее эту задачу. Для сторонников второго пути могу предложить ресурс allrss.com/rsseditors.html, на котором собраны необходимые программы и скрипты, платные и бесплатные.

Я попробовал несколько windows-программ: FeedEdit (www.mypage.tsn.cc/steve/feededit.htm) и FeedSpring (www.usablelabs.com/productFeedSpring.html). Обе являются на данный момент бесплатными. Мне больше понравилась вторая, поскольку в ней реализовано средство предварительного просмотра новостной ленты. Ну а если нужно WYSIWYG редактирование форматированного текста новостного сообщения, то можно посмотреть в сторону платных программ. Каких, выбирайте на свой вкус. Для продвинутых сайтодержателей существуют, конечно же, решения в одном флаконе в виде систем управления контентом, когда автоматически формируется и новостной блок на сайте, и RSS-лента. Если нужно, поищите сами - www.google.com к вашим услугам :).

Ну а теперь вы можете спросить: в чем же состоит та деликатность зова RSS, о которой говорится в заголовке статьи. На мой взгляд, деликатность его состоит в том, что RSS зовет, но не раздражает пользователя, зовет, но не бывает назойливым, а если он надоел, то по первому желанию может умолкнуть без ропота за пару щелчков мышью. Если только понятие деликатности вообще применимо в данном случае.

Юрий А. СМАНЦЕР,
georgesman@mail.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

45 за 2005 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!