Планету Арракис (более известную под именем Дюна), богатую залежами спайса1, открыл в 1965 г. малоизвестный американский писатель Фрэнк Херберт (Frank Herbert). Открыл не для радости астрономов, а для миллионов любителей научной фантастики. Шесть лет Херберт кропотливо трудился над созданием научно-фантастического романа "Dune" ("Дюна"), а закончив, не мог найти понимания у 23 (!) издателей. В конечном итоге справедливость восторжествовала: Фрэнк Херберт стал известным, а читатели всего мира получили один из самых детально описанных фантастических миров и героев, к которому невозможно было относиться безразлично. Всего Херберт успел опубликовать шесть книг о Дюне, причем последнюю он издал за год до своей смерти, в 1985 г. Разумеется, такое богатое наследие не могло остаться без внимания кинематографа2. Но если кино своими изобразительными средствами могло попытаться лишь воссоздать сложный мир Дюны, а затем предложить зрителям посмотреть на получившийся результат, то игровая индустрия смогла дать нечто большее - поместить (виртуально) человека на самой Дюне, сделав его одним из героев этой планеты. Быть Полом Атрейдесом, наследным принцем Великого Дома Атрейдесов, и самому, при помощи верных друзей и умных помощников, решить будущее планеты - это, согласитесь, гораздо больше, нежели просто сидеть в кресле перед экраном и послушно смотреть за визуально-звуковым изложением сценария. Не здесь ли кроется причина того, что Дюна не стала "золотой жилой" для кинематографического бизнеса, зато получила широкое признание в качестве компьютерной игры, пережив не одну "реинкарнацию" в разных игровых жанрах?
Первой компьютерной игрой, давшей поклонникам творчества Херберта (и не только им) почти реальный шанс побывать на Дюне, стала Dune, созданная командой разработчиков Cryo Interactive. Произошло это в 1992 г. На мой взгляд, жанр, в котором была сделана Dune, остается наиболее верным для воссоздания той неповторимой атмосферы, которая царила в книгах Херберта. В Dune разработчики соединили элементы квеста и стратегии, причем взаимодействовать с внешним миром игроку предлагалось с разных позиций: "камера сверху" (например, при отдаче приказов союзным Фрименам, коренным жителям Дюны) либо от первого лица. Подкупало то, что значительную часть времени нужно было проводить в песках Дюны, где можно запросто заблудиться, потеряв из виду орнитоптер, на котором прилетел, и умереть под знойными лучами солнца - на глазах у ошеломленного игрока недавний принц крови превращался в скелет. Игровая основа Dune, конечно, стратегическая, потому что Полу Атрейдесу необходимо наладить сбор спайса, находящийся под тотальным контролем Дома Харконненов3, навести мосты с Фрименами и, наконец, повести отряды последних, вооруженных и обученных, на дворец Харконненов. Каждая задача требует отдельных умений, например, придется полетать и потерять время в поисках съетчей, подземных жилищ аборигенов, чтобы убедить их вождей в своей избранности и переманить на свою сторону. Затем придется позаботиться о том, чтобы каждый отряд Фрименов был прилично вооружен, т.е. имел не только одни ножи, а еще и лазерные ружья и бронемашины. Квестовая составляющая Dune - исследование дворца Атрейдесов на предмет потайных комнат и предметов, а также разгадка других, более важных тайн.
Отрадно, что в игре вам, как и Полу Атрейдесу в книге Фрэнка Херберта, придется также несладко. Помимо того, что играющему надо думать о предстоящей битве с ужасными Харконеннами, контактировать с обитателями дворца и разгадывать квесты, ему еще придется постоянно держать в уме две вещи. Во-первых, неумолимый император Шаддам IV будет непрестанно требовать все новые и новые партии спайса. Если к установленному императором сроку Пол не сможет отправить достаточное количество спайса, императорский гнев для него может стать смертельным. Во-вторых, Пол должен будет решать свою "проблему", ведь он по сюжету является тем, кто освободит Фрименов и преобразит Дюну. Для этого он должен будет принять большую дозу спайса и, если пришло время, преобразиться, обзаведясь, как и Фримены, синими глазами. "Эти голубые глазки", как пела в свое время российская поп-дива Ирина Салтыкова, игрок сможет увидеть во дворце в зеркале, установленном в комнате Пола. В общем, Dune предлагает игроку многослойный сюжет, где каждая линия одинакова важна для победы. Постоянное напряжение в игре поддерживается плавной сменой времени суток: в Dune утром встает солнышко, освещая первыми лучами гибельные пески, а вечером от заходящего солнца багровеет закат. Время бежит, вы летите в Орнитоптере уже третью ночь, разыскивая важный съетч возле таинственной "рыбьей головы", а Шаддам IV уже пришел в нетерпение - его имперские закрома пустуют без драгоценного наркотика... Одно ваше непродуманное решение может стоить вам жизни, а жителям Дюны - новых страданий.
Вряд ли игре такой давности нужно "извиняться" перед современными, юными геймерами за свою графику. Единственное, что действительно удручает - главное меню и карта Дюны в виде глобуса, сделанные на редкость аляповато. Работать с такой картой не слишком приятно и не так удобно, как хотелось бы. Впрочем, главное - это диалоги и напряженная умственная работа главного героя, ибо намеки матери Пола, Джессики, и вождей Фрименов говорят за то, что он, главный герой, может являться Мессией. Но верны ли ваши догадки? Даже хорошо зная сюжет книги, вас будет точить червь сомнений на сей счет.
Ну и, конечно, Dune вряд ли бы стала классической игрой без звукового сопровождения - изумительной музыки, созданной для Dune французским композитором Стефаном Пиком (Stephane Picq)4. Композиции, сопровождающие игровой процесс, буквально погружают играющего в мир Дюны, "окутывают" и гипнотизируют. Играть в Dune без саундтрека, безусловно, можно, но, один раз услышав незабываемые композиции, хочется слушать их снова и снова; не зря многие ищут их отдельно в разных музыкальных форматах5. Читавшим книги о Дюне будет приятно услышать в них восточные мотивы, т.к. Херберт использовал многие понятия и образы мусульманского Востока (Бутлерианский Джихад, падишах-император и др.).
Эпилог
40 лет назад появилась первая книга Фрэнка Херберта о загадочной планете Дюна. И если в начале 90-х многие любители научной фантастики благодаря компьютерной игре Dune приобщались к новому для них виртуальному миру, то затем уже тысячи геймеров обращались к чтению бессмертной саги о Дюне, поиграв в квестовую Dune либо стратегические Dune II и Emperor: Battle for Dune. Вселенная, созданная гением Фрэнка Херберта, вот уже сорок лет растет и пополняется новыми мирами как в новых книгах сына писателя, так и в новых видеоиграх, посвященных Дюне и ее обитателям. Каждый из нас открывал для себя Дюну по-разному, но это открытие всегда было ошеломляющим, невероятным, оставившем неизгладимый след в памяти.
Юрий ДРОЗДОВ
1 Он же меланж. Наркотическое вещество, вырабатываемое громадными песчаными Червями. Люди, употребляющие спайс, продлевают себе жизнь и обретают способность познавать будущее.
2 Первая экранизация появилась в 1984 г., когда вышел отличный фильм Дэвида Линча "Dune". В 2000 г. и 2003 г. зрителям предложили мини-сериалы: "Дюна Фрэнка Херберта" и "Дети Дюны", соответственно.
3 Харконнены известны своей жестокостью и вероломством. Ими был убит отец Пола, Лито Атрейдес.
4 Пик родился в 1965 г., писать музыку к компьютерным играм начал с 1987 г. Наиболее известны его саундтреки к играм Dune, Commander Blood (1994) и Lost Eden (1995). В 1998 г. перебрался на Мадагаскар и начал жизнь, отличную от прежней, оставив, тем не менее, достойное музыкальное наследие.
5 В 1992 г., Virgin Records, издатель игры, выпустила CD "Dune. Spice Opera", где музыка из Dune предстала в новой аранжировке. Диск сегодня является раритетом.
Горячие темы