В обзоре:
- Е. Балабайченко, И. Муштоватый "Компьютер для бухгалтера" (объем: 320 страниц);
- Майк Шиффман "Защита от хакеров. Анализ 20 сценариев взлома" (304 страницы);
- Алексей Гультяев "Help. Разработка справочных систем: Учебный курс" (270 страниц);
- С. Г. Горнаков "Инструментальные средства программирования и отладки шейдеров в DirectX и OpenGL" (256 страниц);
- Джон Роббинс "Отладка Windows-приложений" (448 страниц).
Лотки с компьютерной литературой на ярмарке "Мир книг", что в Минске на улице Янки Купалы, поражают воображение и радуют глаз многообразием. Здесь есть все, что угодно любому пользователю - от начинающего до гуру.
Впрочем, литературу для обзора мне больше нравится добывать в магазине "Книга XXI век", где не надо платить за вход. И сегодня я решил рассказать вам о книгах не самых новых, но, на мой взгляд, достойных и забытых совершенно незаслуженно.
Начнем, как водится, с самоучителя. Причем самоучителя не простого, а "Компьютера для бухгалтеров". Издание призвано помочь незнакомому с вычислительной техникой бухгалтеру в изучении операционной системы Windows, Word и Excel из пакета Microsoft Office, "1С: Бухгалтерии" и программ для работы в интернете. К сожалению, я не являюсь дипломированным специалистом в области бухгалтерского дела и не могу судить об изложении материала, посвященного бессмертному продукту компании "1С". Впрочем, мешает мне только изобилие профессиональных терминов а-ля "ставка рефинансирования ЦБ", "ввод субконто" и т.п. Процесс работы изложен подробно, но лаконично, так что человеку, который осваивает персональный компьютер, не надо будет долгими зимними ночами листать страницы формата А3 с мелким текстом. Что касается изложения работы в Word и Excel, равно как и основ работ в Windows, то оно на весьма и весьма неплохом уровне. Причем радует наличие описания разных вариантов одного и того же действия (можно кликнуть тут, а можно - тут или на клавиатуре нажать Ctrl+V), а также пояснения отличий между разными версиями Windows и Office. В главе "Работа в Интернете" рассказывается об использовании браузера Internet Explorer, электронной почты, объясняются нюансы работы с HTTP и FTP. В общем, для бухгалтера, который в силу своей профессии проводит за компьютером очень много времени, книга более чем нужная. Особенно полезна для тех, кто совсем не умеет обращаться с персональной ЭВМ.
Книга Майка Шиффмана "Защита от хакеров. Анализ 20 сценариев взлома" больше похожа на документальный детектив, чем на техническую литературу. Написанная руководителем отдела безопасных архитектур компании @Stake (это не опечатка, а просто такое вот диковинное заморское название), книга содержит реальные истории двадцати крупных атак хакеров на американские компании, а также рекомендации по возможным способам защиты от подобных инцидентов. Большинство случаев, описанных в книге, используют уязвимости во всемирно известных и популярных продуктах самой крупной компьютерной корпорации. Приведены полные листинги журналов событий и сообщений, а также полные тексты скриптов, используемых хакерами для несанкционированного доступа к данным. Так же подробно описана и защита от предпринимаемых нехорошими людьми атак. И лично мне хочется отдать должное литературному таланту автора, сумевшего превратить скучную, по своей сути, книгу о сетевой безопасности в увлекательное повествование детективного жанра. Мне вообще непонятно, как ТАКАЯ книга осталась в магазине, а не была продана в первый же день.
Да уж, что и говорить, защита от хакеров - вещь более чем нужная по теперешним временам. Потому что хакеров стало много: ведь ломать, как известно, не строить. А программисты, в отличие от хакеров, именно тем и занимаются, что создают новое, а не ломают то, что сделали другие. Им и адресованы оставшиеся три книги нашего сегодняшнего обзора.
Кроме непосредственно программирования, в обязанности программистов входят многие не столь любимые ими вещи. Например, написание документации к вдохновенно созданному продукту. О том, как профессионально и быстро это сделать, расскажет книга А. Гультяева "Help. Разработка справочных систем: Учебный курс". Охват тем в ней более глубок, чем может показаться, исходя из названия. Начинается книга с общей информации о хорошем пользовательском интерфейсе, а также рассматривает дополнительные средства поддержки пользователя (например, полезные советы и подборки обзорных курсов). Кроме того, издание рассказывает о современных форматах справочных систем, преимуществах и недостатках каждого. Большим плюсом мне кажется присутствие информации о предпочтительном стиле изложения и о вопросах, которые следует освещать в справочной системе, поскольку именно здесь у программистов и пользователей зачастую нет взаимопонимания. Из инструментальных средств рассмотрены Microsoft Help и HTML Help Workshop'ы, HelpScribble, AnetHelp Tool, а также популярные у профессионалов всего мира Help and Manual, Mif2Go и могучий RoboHelp Office от корпорации eHelp. Поскольку с последней программой, как и с Help and Manual, мне доводилось работать собственноручно, могу сказать, что обе они описаны качественно и достоверно. На мой взгляд, книга нужная, особенно для предприятий и коллективов программистов, которые пишут крупные и сложные проекты.
Но существует класс компьютерных программ, не нуждающихся в существовании справочной системы. Это, конечно же, игры. Именно для разработчиков игр издательство "Питер" выпустило книгу Станислава Горнакова "Инструментальные средства программирования и отладки шейдеров в DirectX и OpenGL". Она посвящена реализации игр с использованием технологий пиксельных и вершинных шейдеров, без которых в последнее время не обходится ни одна 3D-игра от любого более-менее солидного разработчика. Основную часть книги занимает работа с инструментами ATI RenderMonkey и NVIDIA FX Composer, специально созданными ведущими мировыми производителями видеокарт для программирования и отладки шейдеров. Впрочем, для тех, кто не имеет большого опыта общения с API DirectX, автор предлагает введение в DirectX 9. Также рассматривается работа с профайлером PIX for Windows, а на прилагающемся компакт-диске есть исходные тексты программ-примеров и дистрибутивы ATI RenderMonkey 1.5 и NVIDIA FX Composer 1.5. В общем, книга, безусловно, полезна для аудитории разработчиков игрушек, игр и игрищ.
В отличие от книги Горнакова, последняя книга обзора нужна всем, кто занимается программированием для Windows. В оригинале она выпущена самим Microsoft Press, а в русском переводе называется "Отладка Windows-приложений". Надо ли объяснять ценность этого издания? Ведь отладка - это самый тяжелый и затратный по времени этап разработки программного продукта. Эту книгу рекомендуют даже специалисты NuMega, ведущего производителя профилировщиков и отладчиков! Кажется, здесь рассмотрены все приемы и тонкости отладки: и во время написания кода, и с помощью дизассемблирования, и отладка динамических библиотек, и P-кода Visual Basic... Детально описывается использование MAP-файлов, отладка многопоточных приложений, трассировка нескольких компьютеров и процессов. Единственный существенный недостаток книги - ее явная ориентированность на средства разработки исключительно от Microsoft, так что пользователям продуктов Borland и GNU многое придется осваивать самостоятельно. Но, тем не менее, книга выше всяких похвал.
Спасибо вам, уважаемые читатели, за внимание, а магазину "Книга XXI век" (г. Минск, пр. Независимости, 92) - за предоставленные для обзора книги. До новых встреч на страницах "Компьютерных Вестей".
Вадим СТАНКЕВИЧ
Горячие темы