Конкурс роботов-автомобилистов

Как-то совершенно незаметно состоялись на прошлых выходных (а точнее, в субботу 8 октября) вторые гонки роботов под названием DARPA Grand Challenge 2005. Впервые такое мероприятие было проведено в прошлом году (см. "КВ" №11 за 2004 год) и тогда было разрекламировано очень широко. Суть DARPA Grand Challenge - полностью автономный автомобиль должен преодолеть путь порядка 230 км по пересеченной местности безо всякой помощи со стороны человека. Напомню, что прошлогодние гонки автороботов закончились полным крушением всех надежд из 6 букв (фиаско). Рекордсмен гонок сумел пройти только 7,4 мили из запланированных 142. Приз в $1 млн. остался невостребованным, а следующие гонки сперва отложили на неопределенное время, а затем перенесли на октябрь 2005. Впрочем, и организаторы, и участники, и потенциальные зрители явно не ожидали особых успехов, так что рекламной шумихи вокруг DARPA Grand Challenge 2005 практически не было - вдруг мероприятие снова закончится блистательным провалом.

Ан нет, в этом году все произошло совершенно по-другому. Трасса общей длиной 213 км пролегала по территории пустыни Мохаве. Чтобы претендовать на приз (который, кстати говоря, с прошлого года увеличился вдвое), роботы участники должны были преодолеть ее не больше, чем за 10 часов. И что удивительно - 4 автомобиля смогли справиться с заданием (всего в финальных гонках участвовали 23 команды, которые были отобраны по результатам предварительных тестов и заездов из 195 кандидатов). Еще одна машина доехала до финиша уже после истечения контрольного времени. В общем, совершенно неожиданный прорыв, по сравнению с прошлогодними результатами. Итак, победителем DARPA Grand Challenge 2005 стала команда Стэнфордского университета с автороботом Stanley, прошедшим трассу за 6 часов 53 минуты со средней скоростью 31 км/ч. Два робота из университета Карнеги-Меллона - Sandstorm (тот самый, который проехал дальше всех в прошлом году) и H1ghlander - заняли второе и третье места (время 7:05 и 7:14, соответственно). Наконец, четвертой и последней в отведенное время уложилась машина Kat-5 команды Gray Team (7:30), а, кроме призовой четверки, к финишу пришел грузовик Terramax команды Oshkosh Truck (время 12:51).

Удивительно, что чуть больше чем за год ученым и инженерам удалось превратить буквально путающиеся в своих 4 колесах груды металла во вполне самостоятельные автомобили, способные передвигаться со вполне приличной скоростью по незнакомой местности. Оборонное агентство DARPA, конечно, затеяло эти соревнования не просто так - к 2015 году американские военные собираются оснастить свою армию полностью автоматизированным транспортом, так что пара миллионов долларов - не так уж много за готовую базовую разработку. Но, в целом, успехи робототехники очень радуют. Становится вполне реальной идея автоматического городского транспорта, полнофункциональных автопилотов для автомобилей и прочих вещей, которые пока встречаются лишь в фантастике.

Константин АФАНАСЬЕВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

42 за 2005 год

Рубрика: 

Компьютер и жизнь
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя Oldraven
заслугу ученых из университета в создании победителя Stanley, автор указал, а вот то что это был серийный VW Touareg, над доводкой которого трудились также инженеры VW, нет.

Касательно начинки "Жизнедеятельность искусственного интеллекта обеспечивается семью материнскими платами, на каждой из которых установлен процессор Pentium M с быстродействием 1,6 Гц. Датчики и система спутникового позиционирования позволяют определить местоположение автомобиля в пространстве с точностью до 5 см.

Препятствия на дороге выявляют лазеры, установленные на крыше. Более мощный лазер сканирует линию горизонта, а стереофотокамеры передают снимки местности компьютеру, который с помощью специального алгоритма определяет маршрут с оптимальным для передвижения дорожным покрытием. Робот умеет производить диагностику электронных систем и в случае неполадок отключает их или подключает резервные."

фотографии можно посмотреть по адресу

http://www.www.spb-cars.ru/news/archive/2005/10/13/1369

красавец!!! :)

Аватар пользователя monster
А вы часом не участвовали в создании? Если да, то вполне могли бы поделиться впечатлениями - свяжитесь с редакцией если что