Как-то совершенно незаметно состоялись на прошлых выходных (а точнее, в субботу 8 октября) вторые гонки роботов под названием DARPA Grand Challenge 2005. Впервые такое мероприятие было проведено в прошлом году (см. "КВ" №11 за 2004 год) и тогда было разрекламировано очень широко. Суть DARPA Grand Challenge - полностью автономный автомобиль должен преодолеть путь порядка 230 км по пересеченной местности безо всякой помощи со стороны человека. Напомню, что прошлогодние гонки автороботов закончились полным крушением всех надежд из 6 букв (фиаско). Рекордсмен гонок сумел пройти только 7,4 мили из запланированных 142. Приз в $1 млн. остался невостребованным, а следующие гонки сперва отложили на неопределенное время, а затем перенесли на октябрь 2005. Впрочем, и организаторы, и участники, и потенциальные зрители явно не ожидали особых успехов, так что рекламной шумихи вокруг DARPA Grand Challenge 2005 практически не было - вдруг мероприятие снова закончится блистательным провалом.
Ан нет, в этом году все произошло совершенно по-другому. Трасса общей длиной 213 км пролегала по территории пустыни Мохаве. Чтобы претендовать на приз (который, кстати говоря, с прошлого года увеличился вдвое), роботы участники должны были преодолеть ее не больше, чем за 10 часов. И что удивительно - 4 автомобиля смогли справиться с заданием (всего в финальных гонках участвовали 23 команды, которые были отобраны по результатам предварительных тестов и заездов из 195 кандидатов). Еще одна машина доехала до финиша уже после истечения контрольного времени. В общем, совершенно неожиданный прорыв, по сравнению с прошлогодними результатами. Итак, победителем DARPA Grand Challenge 2005 стала команда Стэнфордского университета с автороботом Stanley, прошедшим трассу за 6 часов 53 минуты со средней скоростью 31 км/ч. Два робота из университета Карнеги-Меллона - Sandstorm (тот самый, который проехал дальше всех в прошлом году) и H1ghlander - заняли второе и третье места (время 7:05 и 7:14, соответственно). Наконец, четвертой и последней в отведенное время уложилась машина Kat-5 команды Gray Team (7:30), а, кроме призовой четверки, к финишу пришел грузовик Terramax команды Oshkosh Truck (время 12:51).
Удивительно, что чуть больше чем за год ученым и инженерам удалось превратить буквально путающиеся в своих 4 колесах груды металла во вполне самостоятельные автомобили, способные передвигаться со вполне приличной скоростью по незнакомой местности. Оборонное агентство DARPA, конечно, затеяло эти соревнования не просто так - к 2015 году американские военные собираются оснастить свою армию полностью автоматизированным транспортом, так что пара миллионов долларов - не так уж много за готовую базовую разработку. Но, в целом, успехи робототехники очень радуют. Становится вполне реальной идея автоматического городского транспорта, полнофункциональных автопилотов для автомобилей и прочих вещей, которые пока встречаются лишь в фантастике.
Константин АФАНАСЬЕВ
Комментарии
Касательно начинки "Жизнедеятельность искусственного интеллекта обеспечивается семью материнскими платами, на каждой из которых установлен процессор Pentium M с быстродействием 1,6 Гц. Датчики и система спутникового позиционирования позволяют определить местоположение автомобиля в пространстве с точностью до 5 см.
Препятствия на дороге выявляют лазеры, установленные на крыше. Более мощный лазер сканирует линию горизонта, а стереофотокамеры передают снимки местности компьютеру, который с помощью специального алгоритма определяет маршрут с оптимальным для передвижения дорожным покрытием. Робот умеет производить диагностику электронных систем и в случае неполадок отключает их или подключает резервные."
фотографии можно посмотреть по адресу
http://www.www.spb-cars.ru/news/archive/2005/10/13/1369
красавец!!! :)