В американской IT-индустрии есть немало выходцев из России. По какой-то причине они наиболее ярко проявляют себя в области поисковых технологий.
Эмигрант из России Сергей Брин в свое время основал Google, а теперь известный российский физик Сергей Бурков собирается повторить успех земляка. Разработанная им технология поиска товаров в интернет-магазинах кажется весьма перспективной. Такого нет даже у Google. Новый поисковик по товарам Dulance.com превосходит лучшие сервисы в интернете. Он от начала и до конца создан российскими программистами.
Сергей Бурков
в 1980 г. окончил московский физтех, а в 1990 г. перебрался в США по научной линии. Довольно быстро он забросил свою физику квазикристаллов и занялся предпринимательством. То есть начал создавать стартапы. Первой была фирма Bilbo по производству игровых педалей для ПК. Следующая компания Буркова - Invincible Data Systems - занималась защитой компьютерных данных.
А сейчас Сергей Бурков вместе со своим товарищем Игорем Гусаком создали новый стартап, который может стать гораздо успешнее предыдущих - это поисковик по товарам Dulance. Он собирает информацию полностью автоматически, что в корне отличается от той схемы, по которой работает большинство аналогичных сайтов. Они подписывают на свой сервис крупные интернет-магазины, ежедневно получают от них прайс-листы, которые и загоняют в свою базу данных. У крупнейшего среди конкурентов в базе всего 60 тыс. интернет-магазинов. Для сравнения, поисковый робот Dulance уже собрал информацию практически со всех американских интернет-магазинов, число которых превысило 1 млн. Как говорится, разница налицо.
Чтобы собирать прайс-листы в автоматическом режиме, пришлось написать специальную программу, способную находить в Сети интернет-магазины, анализировать содержание сайта и вычленять описания товаров и цены на веб-странице. Подобным способом пытается работать только Froogle, но этот сервис Google уступает Dulance по функциональности. Российская разработка просто не имеет себе равных.
Еще одна услуга, которую предоставляет Dulance, - "поиск в будущем". Пользователь может оставить "заявку", а в будущем получить уведомление по почте или RSS, когда цена на указанный товар упадет ниже определенного уровня или когда указанный им товар появится в продаже.
По мнению российского предпринимателя, можно успешно конкурировать с Google в узких областях так называемого "вертикального" поиска. "Возьмем, к примеру, поиск по людям, - говорит Бурков. - Если человек несколько лет не упоминался в интернете, для Google он делается почти невидимкой - чем сведения старее, тем они менее важны для индекса". Еще один вариант "вертикального" поиска - поиск по вакансиям. Кстати, в этой области тоже отличились российские предприниматели, которые создали уникальные технологии и основали перспективный стартап Glenbrook Networks (www.webplanet.ru/news/lenta/2005/8/18/invisible.html). Это еще одно доказательство особенной страсти русских людей к технологиям поиска в интернете.
Что касается компании Dulance, то она еще не получила никаких инвестиций. В данный момент работа сотрудников (штат программистов находится в Москве) финансируется из личных средств Сергея Буркова. Такие компании пока не имеют статуса "стартап", в Америке их принято называть "шнурок".
Сергей Бурков сейчас живет и работает в Калифорнии, он с удовольствием согласился рассказать о своем бизнесе подробнее.
- Насколько я понял, ваша программа
для поиска товаров в
интернет-магазинах не имеет себе
равных, даже Froogle не может с ней
сравниться.
- Нет, Froogle относится к той же категории. В мире имеется две программы такого класса: это наша и Froogle. И еще Yahoo! Shopping тоже немножко экспериментирует с подобным подходом. Я бы сказал так: есть "comparision shopping" первого поколения - это mySimon, Shopping.com, Shopzilla, PriceGrabber, NexTag, а также все российские сайты. Ко второму поколению относятся Froogle и Dulance.
- Можно сравнить Dulance и Froogle по объективным показателям: количеству интернет-магазинов, товаров в поисковом индексе?
- Это довольно сложно. Froogle довольно странно устроен, он на самом деле имеет в себе две компоненты: компонента первого и компонента второго поколения, это чуточку запутано. Поэтому, если сравнивать Dulance с чем-то, то лучше взять Shopping.com или Shopzilla. Shopping.com - самый популярный в Америке сайт такого класса, его база содержит 6 тыс. интернет-магазинов. Shopzilla самый большой сайт по количеству магазинов в базе: у них 60 тыс. Системы первого поколения устроены одинаково: они собирают товары в базу данных. Поиск осуществляется именно в этой базе. У нас же совершенно другой подход. Мы покрываем больше миллиона интернет-магазинов, при этом у нас вообще нет никаких товаров в индексе - у нас абсолютно другая архитектура. Dulance - это полноценная поисковая система, которая извлекает цены и описания товаров "на лету" с помощью программы искусственного интеллекта.
- Насколько успешно развивается ваш проект в коммерческом плане?
- Развивается постепенно. Трафик растет.
- Есть какие-то предложения о сотрудничестве? Может быть, какие-то компании хотят размещать рекламу?
- Мы уже размещаем рекламу. Однако это не баннеры, а маленькие текстовые объявления, умещающиеся в тот же формат, что и результаты поиска. Это так называемые "sponsored listings". Yahoo, Google и все-все-все делают то же самое.
- Вы работаете над этим проектом несколько лет. Как возникла идея выйти на рынок поисковых технологий?
- Такая система была нужна мне самому. Было видно что невозможно найти огромное количество товаров, особенно редких, с помощью Shopping.com или Shopzilla. Я попробовал их использовать и обнаружил, что у них вообще нет решения этой проблемы. В то же время желающих найти такие редкие товары - много. Это была очевидная бизнес-возможность. Естественно, надо было ею воспользоваться.
- А опыт успешного создания стартапов у Вас уже был...
- Да, я перед Dulance основал два стартапа. Первый назывался Bilbo Innovations, и мы делали, будете смеяться, педали для персональных компьютеров. Ходила даже такая шутка:
В магазине "Чукотские дали"
Мне компьютер новейший продали.
Там три схемы, диод,
Мышь, экран, дисковод...
Только больно тугие педали.
Наверное, это было про нас...
Вторая моя компания называлась Invicible Data Systems, она разрабатывала софт для криптографической защиты данных. Мы были одними из первых, кто начал делать прозрачное шифрование дисков. Наш стартап в итоге купила компания Vasco Data Security.
- Значит, этот опыт можно назвать достаточно успешным.
- Может быть, в определенной степени.
- Просто сейчас в интервью журналу "Эксперт" (www.expert.ru/expert/current/data/34-nauka2.shtml) Вы жалуетесь, что не можете установить связи с венчурными компаниями, инвесторами.
- Ну не то чтобы я уж очень жаловался. Это было, скорее, обобщение в той статье. Но на самом деле с инвесторами не очень просто иметь дело. Они очень капризные ребята, если можно так сказать. Paul Graham, довольно известный в программистских кругах товарищ, написал замечательное эссе (www.paulgraham.com/venturecapital.html) об опыте своего общения с венчурными капиталистами. Очень рекомендую.
- Я обратил внимание, что Dulance - полностью русская фирма. Вы с партнером Игорем Гусаком, плюс десять программистов из Москвы. Вот Вы говорите, что не имеете нужных связей с венчурными компаниями, инвесторами. Может быть, стоит попробовать найти кого-нибудь, у кого есть эти связи, взять в партнеры американцев, например?
- Во-первых, мы не чисто русская фирма. Мы - американская фирма. И я, и Игорь - граждане США и живем здесь довольно давно. Я не очень уверен, что этническое происхождение так важно. Наверное, общаться с американцами самим американцам проще, чем бывшим эмигрантам из России, но я не думаю, чтобы это было решающим фактором. Я знал большое количество бывших русских вроде нас, которые получали деньги от инвесторов и благополучно делали компании, как успешные, так и неуспешные (в смысле - проматывали эти деньги).
- Вы можете назвать какие-то конкретные случаи?
- Первое, что приходит на ум, это, естественно, Google и Сергей Брин. Его, правда, родители привезли в Америку в возрасте восьми лет. Поэтому он, скорее, все же американец, чем выходец из России. Среди успешных можно помянуть PayPal (Макс Левчин), Genesys (Алек Милославский и Григорий Шенкман), Octane Software (Кира Макагон), Paragraph (Степан Пачиков), InfraSearch (Ярослав Файбишенко), Paradise Electronics (Алекс Луштак), Gambit и Descartes (Михаил Бурштейн), Decru (Сергей Плоткин), uRoam (Игорь Плотников). Этот список можно было бы и продолжить. Список тех, у кого деньги инвесторов кончились до того, как к ним мог бы придти успех, гораздо короче. Вспоминаются Cognitive Technologies, Cybiko, Pluris (Вадим Антонов и Роман Кагарлицкий) и Optiva (Павел Лазарев). Кроме того, есть довольно большое количество многообещающих компаний, про которых пока не ясно, чем же все с ними закончится. Есть также компании, которые добивались заметного успеха без привлечения венчурного капитала (bootstraps, т.е. "шнурки"). Guzik Enterprises Ефима Гузика - наверное, самый известный пример.
- Есть же люди со связями в венчурных компаниях...
- У меня тоже есть контакты в венчурных компаниях. Естественно, есть люди, у которых гораздо больше контактов... Да, контакты помогают, но не это самое главное.
- Нужно что-то делать для раскрутки своего бизнеса. Может быть, участие в конференциях, выставках? Насколько я знаю, как раз в эти дни в Калифорнии проходит конференция DEMOfall, и там выставляются многие перспективные стартапы.
- Она прошла уже. Да, участие в DEMOfall может помочь. Но вообще обычно "поднимание денег" (fundraising) в Америке происходит, скорее, с помощью рекомендаций. Нужно, чтобы кто-то принес ваш бизнес-план к инвесторам и порекомендовал вас. Но это только первый шаг. Это открывает дверь, предоставляет возможность сделать презентацию перед инвесторами, а дальше все уже зависит от вас - можете ли вы их убедить, что построите успешную компанию и они заработают много денег.
- А вообще, насколько реально найти инвестора?
- Ну, конечно, реально. Огромное количество предпринимателей делают это. Каждый день в Америке финансируется, думаю, около десятка стартапов. Естественно, это реально, но не просто. Я думаю, что на каждый стартап, который поднимает деньги, приходится несколько сотен, которым это не удается. Конкурс побольше, чем для поступающих на физтех.
- Вообще, какая вообще сейчас атмосфера в интернет-бизнесе? Ощущается ли приток венчурных инвестиций - как будто пошла вторая волна бума доткомов?
- Да, это правда. Я бы не стал называть это "второй волной", но в самом деле инвесторы стали более активными. Количество компаний, которые получают инвестиции, резко возросло. Оценка компаний тоже выросла и, в общем, стало легче получать деньги.
- В связи с этим, какие вы строите планы для своего проекта?
- Поднять деньги от венчурных капиталистов - это одна из возможностей. Она рассматривается.
- В случае получения венчурных инвестиций, на какой объем финансирования рассчитываете в первом раунде?
- Ну, типичное финансирование для первого раунда - несколько миллионов. Два-три-пять миллионов. Но это обычно. По поводу нашей компании я бы не хотел называть конкретные цифры.
- Что ж, спасибо за интервью. Желаю успеха в вашем нелегком деле и чтобы вы трудоустроили как можно больше наших программистов (возможно, и белорусских), желательно с выдачей опционов, как это полагается среди успешных американских стартапов.
Анатолий АЛИЗАР
Горячие темы