Практические аспекты
Да, достаточно давно мы не занимались рассмотрением чисто практических вопросов, которые напрямую связаны с современным производством звука. На написание данного материала меня подвигло прослушивание множества работ, которые априори в момент выпуска уже не являются современными. Тема - сведение в стерео.
Панорамный центр
Панорамный центр в стереосистемах выполняет те же функции, что и центральный канал в системах 5.1 и 7.1. Напомню, что музыкальное производство очень много заимствовало из кино, и современное сведение сейчас часто делается больше по "киношным" правилам. Итак, что же располагается в центральном канале в 5.1 и 7.1? Главный персонаж, на котором акцентируется основное внимание зрителя (слушателя). В музыке это может быть вокалист, солирующий инструмент и т.п. Основной акцент в данном случае необходимо ставить на обеспечении максимального комфорта при прослушивании. То есть, партия должна быть максимально читабельна, текст понятен. Ранее во многих материалах можно было встретить мнения о том, что партия вокалиста или солирующего инструмента должна иметь достаточно широкий динамический диапазон для того, чтобы можно было получить хорошую интонационную картину, эффект "живого" звучания.
Но практика показывает, что в этом нет необходимости! Во-первых, если говорить о радиостанциях и ТВ, то там стоят мощные устройства финальной обработки, сужающие динамический диапазон до минимума. Вся интонационность теряется. Во-вторых, мы сейчас живем в эпоху коммерческих продуктов, а коммерческая ценность фонограммы зачастую определяется ее громкостью. То есть, если вы не сузите динамический диапазон в звучании главного персонажа при сведении - это сделается потом, и не самым лучшим образом. Причем сказанное относится не только к основному инструменту, но и ко всем. Компрессировать, компрессировать и компрессировать...
Что еще важно при работе над главным персонажем... Вы наверняка слушаете фирменные фонограммы и уже подметили, что каждый инструмент является одним из законченных элементов большой прозрачной картины. Он не смешивается с другими "в каше" (болезнь начинающих специалистов). Это достигается не только с помощью динамической обработки, но и эквализации. В принципе, в использовании стандартных эквалайзеров сейчас отпадает большая необходимость, поскольку на рынок пришли многополосные компрессоры. Они позволяют разбить весь частотный диапазон на определенное количество полос (обычно три, четыре или шесть) и обработать каждую из них отдельно. Такой метод дает ряд преимуществ. Вас сразу заинтересуют названия программ... Они есть. Это Waves C4 и WaveArts MultiDynamics.
Маскирующиеся объекты
Все инструменты, не являющиеся главным персонажем, обозначаются как "маскирующиеся", то есть для человеческого восприятия они второстепенны, но создают эффект окружения. Они могут находиться как в панорамном центре, так и со смещением, в правом или левом каналах. Если вы решили разместить инструмент по центру, то должны учитывать тот факт, что там уже находится главный персонаж. Соответственно, они должны отдавать ему приоритет в наиболее важных частотных областях. Поэтому, в центр обычно ставятся бас, ударные, FX'ы, которые сильно не пересекаются с главным персонажем по частотам. Если таковые пересечения появляются, то нужно производить эквализацию или использовать многополосные устройства динамической обработки специальным образом.
Множество второстепенных объектов, такие, как ритм-гитары, клавиши, бэк-вокалы, выносятся в правый и левый каналы. Если мы говорим о гитарах, то уже фирменным стандартом является запись даблов (гитарист записывается с одной и той же партией два раза для правого и левого каналов по отдельности) или же инструмент пускается в один из каналов с небольшой задержкой (псевдостерео). Эта технология позволяет уменьшить нагрузку на панорамный центр, и при этом очень хороша как натуральный стерео-эффект, который слушается объемно.
Что касается клавишных инструментов, то большинство из них сейчас являются изначально стерео или программируются заранее с учетом двух каналов.
Минимизация
В современных аранжировках обычно используется минимальное количество инструментов. Поэтому самый ключевой момент, который стоит обозначить: так как инструментов немного, над каждым из них нужно очень хорошо поработать. Если это гитара, то она должна быть, во-первых, дорогой, во-вторых, качественно записанной и, в-третьих, качественно обработанной. Если вы действительно решили заняться выпуском коммерческих продуктов, то о дешевых "примочках" (гитарных эффект-процессорах) стоит забыть. Во всем мире фирменным стандартом является продукция Line6, также можно использовать программы IK Multimedia AmpliTube или Native Instruments Guitar Rig.
Синтетические и синтезаторные звуки - отдельная история. Во-первых, есть набор уже устоявшихся в индустрии инструментов, которые кочуют из одной аранжировки в другую. Это всевозможные Moog'и, эмуляторы Roland и т.п. Но, если послушать последние профессиональные работы, то огромное внимание уделяется созданию новых звуков и темброфонических текстур. Причем, новаторство было всегда. Сейчас для изобретения подойдет множество программ. Для музыкантов наиболее понятной будет Native Instruments Absynth. Для людей с инженерным складом ума - Native Instruments Reaktor, Ross Bencina AudioMulch, а если позволяют финансовые возможности, то и Hartmann Neuron VS. Последний можно заменить менее навороченной программой, но способной делать то же самое - Prosoniq Morph. От нового звучания зависит очень многое. Практически любая известная группа имеет свой уникальный звук, будь то Queen (Брайан Мэй самостоятельно сделал свой гитарный эффект-процессор), Depeche Mode (применялись все новейшие технологии и проводилось множество экспериментов), Prodigy, Chemical Brothers и т.п. А последние работы Madonna или Britney Spears стоит только послушать, чтобы увидеть тот уровень звуковых экспериментов, которые проводились в рамках данных проектов.
Следующим этапом идет специальная обработка для придания яркости и плотности звучания. Тут нужны специальные эффект-процессоры типа новинки этого года - Camel Audio Phat3, включающей уникальную технологию "Magic EQ", смоделированный аналоговый компрессор, три резонансных фильтра, два генератора LFO, один фильтр огибающих (envelope), флэнджер и блок искажений (дисторшн), разбитый на четыре ключевых параметра. Camel Audio Phat3 построен таким образом, что может применяться для обработки практически любых инструментов - для каждого отдельного случая предусмотрены свои пресеты и настройки.
Так что же общего у стерео и 5.1?
Общее у них одно - технологии построения схемы сведения, разделение объектов на главные и маскирующиеся, минимизация, обеспечение прозрачности звуковой композиции. В общем, все идентично.
Что отличается?
В системах 5.1 для воспроизведения главного персонажа используется одна колонка, а в варианте стерео мы имеем две. То есть, мы можем смоделировать дополнительный объем, например, для вокала, записывая его сразу на микрофонную пару или стереомикрофон. Эта технология также активно применяется в индустрии, поскольку подразумевает естественный объемный эффект.
Выводы
Сейчас создание композиции больше напоминает знание таблицы умножения. Технологические методы и схемы должны отскакивать от зубов. "Киношная" схема есть, она работает и активно применяется в современном производстве музыки. Но она подразумевает и определенный уровень музыкальной культуры, ее технологическое состояние.
Многие из вас наверняка мучаются различными вопросами. Стоит ли заниматься звуком и экспериментами в этой области? А поймут ли это "форматчики"? А принесет ли это деньги и известность? В принципе, стандартные вопросы. На что можно ответить, что профессионалы могут найти себе применение везде, особенно с развитием интернета. Если во всем мире идет серьезный технологический рывок, этого нельзя просто не замечать. А насчет форматов... Сегодня одни, завтра - другие. Главное - это качество и современный уровень.
Кристофер,
[email protected]
Горячие темы