Первый спутник, созданный в
интернете, готов к запуску
Европейские студенты, общаясь по интернету, создали полноценный космический аппарат. Низкоорбитальный спутник SSETI Express будет запущен с российского космодрома "Плесецк" 27 сентября 2005 г.
Спутник SSETI Express (Student Space Exploration and Technology Initiative) размером со стиральную машину (60х60х90 см) весит 62 кг. Он несет на борту три мини-спутника по 1 кг каждый, которые отделятся после выхода на орбиту. Предназначенный для проверки нескольких инновационных систем, SSETI Express будет делать фотографии Земли и работать как радиопередатчик.
Космический аппарат полностью спроектирован европейскими студентами. Все подсистемы (питание, радиопередатчик, управляющий компьютер, камера и т.д.) были созданы в университетах разных стран. В общей сложности в проекте участвовали 23 группы, более 400 студентов, многие из которых никогда не встречались друг с другом. Все общение осуществлялось исключительно через интернет. Изготовление спутника заняло 18 месяцев и обошлось дешевле 100 тыс. евро.
Сейчас студенческое интернет-сообщество SSETI планирует два еще более амбициозных проекта: 120-килограммовый орбитальный аппарат European Student Earth Orbiter (запуск в 2008 г. с ракетой Ariane 5) и лунный спутник European Student Moon Orbiter (2010-2012 гг.).
Запуск с Плесецка будет транслироваться 27 сентября в прямом эфире по спутниковому телеканалу ESA TV (Astra 1 G).
"Отец интернета" Винт Серф
будет работать в Google
Команда руководителей Google пополнилась легендарным Винтом Серфом, который 3 октября займет должность с экзотическим названием Главный интернет-миссионер (Chief Internet evangelist). Он поможет Google "строить сетевую инфраструктуру, архитектуру, системы и стандарты для интернет-приложений следующего поколения".
Как рассказал Винт Серф в корпоративном блоге, он сам предпочел бы должность Archduke, но коллеги не поддержали это предложение. Пока точно неизвестно, над какими именно проектами будет трудиться Винт Серф: "Часть моей работы заключается в том, чтобы открывать новые технологии, которые могут быть важными для сервисов и приложений Google".
Винт Серф считает руководителей и команду разработчиков Google чрезвычайно талантливыми личностями, обладающими "практически неограниченной креативностью". Их миссия важна для повседневной жизни сотен миллионов людей. Вот почему один из отцов-основателей Всемирной сети, соавтор протокола TCP/IP и нынешний председатель ICANN согласился работать в Google. Для этого пришлось покинуть руководящий пост в одном из крупнейших мировых интернет-провайдеров MCI.
Эстонцы собираются голосовать в
онлайне
Верховный суд Эстонии преодолел вето президента и разрешил гражданам голосовать через интернет на предстоящих местных выборах 16 октября.
Ранее президент наложил вето на закон, поскольку он нарушает единообразие избирательной процедуры. Ведь те, кто будут принимать участие в выборах с помощью бумажных бюллетеней, не имеют возможности изменить свой выбор. Верховный суд посчитал, что это не противоречит конституции. Решение окончательное и обжалованию не подлежит.
Голосование может осуществляться с любого ПК, оборудованного кард-ридером для чтения пластиковых ID-карт, удостоверяющих личность. Такие карты есть у 60% эстонцев.
Некоторые политические партии критикуют новый закон об интернет-голосовании. Они считают, что он дает преимущество их конкурентам - партиям с молодым и технически образованным электоратом.
Лондон - международный центр обмена
трафиком
Компания Telegeography опубликовала подробную информацию о географическом распределении трафика, проходящего по международным бэкбонам.
Оказалось, что самый крупный в мире центр обмена трафиком находится в Лондоне. Этот город подключен к международным каналам на скорости 1,1 Тбит/с, а пиковая нагрузка составляет 439 Гбит/с. Главная магистраль интернета соединяет Лондон и Нью-Йорк - 320 Гбит/c, пиковая нагрузка 153 Гбит/с.
США занимают первое место в мире по международному трафику (1,4 Тбит/с, пиковая нагрузка 704 Гбит/c) не в последнюю очередь благодаря тому, что иностранный трафик идет транзитом через их территорию. В частности, почти все пакеты между Южной Америкой и Европой, а также между Южной Америкой и Азией проходят через США - в основном, через Майами. Этот город во Флориде имеет совокупную пропускную способность международных каналов связи 68,7 Гбит/с, а пиковая нагрузка составляет 46 Гбит/c. Как видим, каналы уже с трудом выдерживают нагрузку, потому что Южная Америка является самым быстрорастущим регионом в интернете. Трафик там увеличился на 70% за последний год.
Крупнейшим в мире ISP по количеству подключений является MCI (3102), а крупнейший ISP по количеству подключенных стран - AT&T (52 страны). Максимальный международный трафик на одного жителя - в Дании: 38 Кбит/с на человека.
Анатолий АЛИЗАР
Intel и AMD: второй раунд
Начала наблюдаться некоторая активность участников вокруг иска AMD к Intel. Напомню, что в начале июля AMD подала антимонопольный иск к Intel, обвиняя ее в нечестных методах конкуренции. AMD провела по этому поводу весьма шумную PR-компанию, после чего все, вроде бы, успокоилось. Intel примерно через неделю ответила пресс-релизом с заявлением президента компании Пола Отеллини: "Intel всегда соблюдала законы тех государств, где мы работаем. Мы ведем активную, честную конкурентную борьбу с целью обеспечить оптимальные характеристики нашей продукции для потребителей". И вот на прошлой неделе Intel дала развернутый ответ на притязания AMD. Обвинение AMD занимало 48 страниц. Ответ Intel содержится на 63 страницах (ознакомиться с ним можно по адресу www.intel.com/pressroom/archive/ releases/20050901corpamdanswer.pdf). Суть ответа практически сводится к уже сказанному Отеллини, более того, требования AMD называются "несоответствующими известным фактам и противоречивыми", а нынешнее положение AMD является следствием стратегических ошибок руководства компании, а отнюдь не действий Intel.
В целом, ответ Intel достаточно интересен, поскольку в нем указываются действительно слабые места политики AMD и успешно развенчивается образ хайтек-"великомученика", борющегося исключительно за права потребителей (а именно к потребителям апеллировала AMD в своем обращении). Впрочем, поведение Intel, видимо, тоже не столь благовидно, о чем свидетельствует решение Японской комиссии по честной торговле, с которого, собственно, и началась вся эта тяжба.
Надо сказать, что AMD не заставила долго ждать и уже опубликовала на своем сайте ответ на ответ Intel на свой иск. Смысл ответа, в общем, предсказать было несложно. Административный директор AMD Томас МакКой высказался в том смысле, что ответ Intel был предсказуем и факты нарушения антимонопольного законодательства очевидны: "Мы с нетерпением ждем момента, когда нам представится возможность продемонстрировать доказательства коллегам по отрасли и всему миру. Пусть все узнают правду и суд примет справедливое решение". Весь этот обмен нотами протеста, конечно, весьма интересен, но рассмотрение дела пока не начато и сколько еще ждать решения - неизвестно. Так что пока оба участника радуют нас PR-войнами.
Рука Терминатора
Ученые из Саутгемптонского университета (Англия) создали высокотехнологический протез кисти руки, весьма и весьма напоминающий пресловутую руку Терминатора. Уникальный протез изготовлен из углепластика, а каждый палец приводится в движение отдельным мотором (большим пальцем двигает целых два мотора). Это позволяет совершать механизированной кистью достаточно сложные движения, в отличие от существующих протезов, верх возможностей которых - моторизированный хват всеми пальцами одновременно. Управляется механическая кисть при помощи специального микропроцессора, считывающего данные с мышц предплечья и интерпретирующего их в движения отдельных пальцев. Протез получил название Southampton Remedi-Hand и, по словам разработчиков, способен достаточно близко эмулировать движения настоящей человеческой кисти. При этом вес устройства составляет всего 400 грамм, то есть даже меньше среднестатистической живой кисти. В дальнейшем ученые собираются добавить к механической руке возможность ощущать и регулировать усилие пальцев и, возможно, чувство осязания предметов.
PalmSource продается японцам
Продолжаются пертурбации в некогда единой компании Palm. Только месяц назад PalmOne -хардверная часть разделившейся компании - вернула себе гордое имя Palm, выкупив его у своей софтверной половины - PalmSource. А теперь вот сама PalmSource собирается продаться японской компании Access за вполне приличную сумму в 324,3 миллиона долларов. Access занимается разработкой программного обеспечения для мобильных устройств и, в частности, мобильного браузера Netfront. Так что покупка PalmSource, обладающей собственной операционной системой PalmOS и массой наработок по мобильным приложениям, позволит Access существенно усилить свои позиции. Примечательно, что Access не собирается просто купить контрольный пакет PalmSource, а намеревается превратить компанию в полностью подконтрольное дочернее предприятие с последующим поглощением своим американским подразделением Apollo Merger Sub Inc. Интересно, как сложится после этого поглощения судьба операционной системы PalmOS - пока что участники сделки никаких комментариев по этому поводу не дают.
Суперфлэш Samsung
Samsung сделала следующий шаг к увеличению объема флэш-памяти. Корейская компания разработала технологию производства чипов NAND Flash емкостью 16 Гигабит. В перспективе такие чипы позволят создавать флэш-карты объемом до 32 Гб и вполне могут вытеснить микровинчестеры из портативных медиаплееров с объемом памяти до 20 Гб. Новые микросхемы планируется производить по 50 нм техпроцессу, а начало поставок Samsung обещает во втором квартале следующего года. Один 16 Гб чип содержит 16,4 млрд. транзисторов, а размер одной ячейки памяти, по сравнению с существующей 8 Гб флэш-памятью, снизился на 25%. Правда, пока не ясен вопрос с ценой сверхъемких микросхем флэш-памяти, но, судя по тому, что сейчас Samsung контролирует порядка 55% мирового рынка NAND-флэш, компания не ошибется с ценовой политикой. Ну а микродрайвы теперь спасет только срочный переход на перпендикулярную запись.
Константин АФАНАСЬЕВ
Российский рынок принтеров пошел
на поправку
Российское отделение международной исследовательской и консалтинговой компании IDC (www.idc.com/russia) обнародовало данные, согласно которым во 2-м квартале 2005 г. российский рынок принтеров вырос почти на 16%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В период с апреля по июнь в Российскую Федерацию было поставлено примерно 664 тысячи печатающих устройств. Отмеченный рост был достигнут за счет спроса на струйные фотопринтеры, цветные лазерные принтеры и, как ни удивительно, матричные принтеры. Рыночная доля последних выросла благодаря поставкам в рамках тендеров. Что касается фотопринтеров, то здесь повышенным спросом пользовались недорогие модели начального уровня, включая компактные недорогие фотопринтеры формата 10х15 см на базе технологий термической и струйной печати. Также в IDC Russia отмечают, что доля цветных лазерных принтеров, несмотря на свой рост, по-прежнему сравнительно невелика, по сравнению с аналогичными монохромными устройствами. В общем и целом, полученные данные позволяют аналитикам IDC Russia достаточно уверенно говорить о начавшемся процессе "выздоровления" российского рынка принтеров после заметного спада в 1-м квартале.
Фортепиано-самобранка
Отличный помощник любому начинающему музыканту нашелся в лице сворачивающегося 49-клавишного электронного фортепиано Roll-Up Electronic Piano (www.gadgetryblog.com/gadgetryblog/ 2005/08/rollup_electron.html), способного синтезировать звучание многих и многих существующих в реальности инструментов, включая гитару, арфу и саксофон. Под основной звучащий инструмент можно подобрать аккомпанемент, выбрав его из нескольких десятков вариантов в самых разных стилях (от рок-н-ролла и диско до кантри и румбы). Охватывает Roll-Up Electronic Piano 4 октавы. Электронное фортепиано имеет также встроенные колонки вместе с регулировкой уровня звука. Для более мощного звучания фортепиано через выходной разъем можно подключить к внешней стереосистеме или домашнему кинотеатру. Имеющийся входящий разъем позволит человеку слушать разыгрываемые им гаммы через наушники, не мешая таким образом окружающим. Стоимость Roll-Up Electronic Piano составляет 59,95 USD.
Юрий ДРОЗДОВ
Камерофоны - не конкуренты
фотоаппаратам
За последние пару лет у участников "мобильного" рынка сложилась устойчивая уверенность в том, что камерофоны (телефоны со встроенной цифровой камерой) вот-вот потеснят цифровые фотоаппараты. Однако новое исследование компании IDC опровергает это мнение. Наоборот, как утверждают эксперты, камерофоны лишь побуждают их владельцев купить цифровой фотоаппарат. Миф о "наступлении камерофонов" необоснован, учитывая, что качество снимков на мобильниках практически не улучшается, а цены на цифровые фотоаппараты снижаются. Камерофоны не только не уменьшают количество пользователей цифровыми фотоаппаратами, но, напротив, увеличивают их число.
По сведениям IDC, количество снимков, распечатанных с мобильников, уменьшается. Статистика показывает: если в 2004 году один снимок с камерофона распечатывался, в среднем, раз в месяц, то в 2005 году - раз в три месяца.
Аналитики IDC отмечают: "До сих пор пользователи предпочитают распечатывать снимки дома, поэтому небольшое количество отправляемых на печать фотографий с камерофонов лишь подтверждает теорию о том, что конечные пользователи связывают с камерофонами иные ожидания, чем сами продавцы этих мобильников".
Исследователи из IDC пришли также к следующим выводам:
- возрастная категория большинства владельцев камерофонов колеблется от 25 до 44 лет;
- снимки с камерофонов обычно долго хранят на мобильнике и пересылают по электронной почте;
- в связи с тем, что пользователи благодаря камерофону познакомились с цифровой фотографией, более 30% планируют приобрести цифровой фотоаппарат.
По данным Strategy Analytics, продажи камерофонов за прошлый год достигли 257 млн. штук, что составляет 38% от числа всех мобильных телефонов, проданных в 2004 году. В СНГ доля мобильников со встроенными фотокамерами в общем объеме продаж в 2004 году составляла более 15%, и этот показатель постоянно растет. Тем не менее, уровень распространения камерофонов в странах СНГ пока еще гораздо ниже, чем на развитых рынках.
Виктор ДЕМИДОВ
"Глобальный плеер" играет
музыку Земли
На прошедшем 1-6 сентября в Линце фестивале Ars Electronica (www.aec.at/en/index.asp) немецкий художник Дженс Бренд (Jens Brand, www.singuhr.de/web02/inhalt_e/jbrand_bio_e.html) представил оригинальную разработку под названием G-Player, т.е. "Глобальный плеер". Его оригинальность состоит в том, что в нем глобальным "компакт-диском" является сам земной шар, а озвучивается виртуальная трехмерная модель планеты. Для этого используются данные о тысяче искусственных спутников Земли, каждый из которых интерпретируется как отдельный "звукосъемник". Профиль местности, над которой пролетает спутник, преобразуется в звук таким образом, что океанам соответствует отсутствие звука, равнинным областям - низкие частоты, а гористым - высокие. Одновременно на простеньком дисплее отображаются данные о пролетающем спутнике: его название, тип, высота и текущие географические координаты относительно поверхности Земли.
Сергей САНЬКО
APA призывает к сокращению насилия в
компьютерных играх
Попытки ограничить насилие в компьютерных играх предпринимаются постоянно. Самым простым, но в то же время самым эффективным является продажа продукции индустрии компьютерных развлечений в соответствии c возрастными рекомендациями. Тем не менее, ряд специалистов требуют больших ограничений и усиления контроля со стороны производителей. Так, на стороне поборников дальнейшего усиления контроля выступила крупнейшая ассоциация психологов APA (США).
Проведенные исследования показали, что игры, в которых присутствует жестокость, оказывают отрицательное влияние на молодежь. В своем заключении APA привела данные специального Комитета по насилию в видеоиграх и интерактивных масс-медиа (подразделение APA) о том, что насилие в видеоиграх вызывает "агрессивные мысли, агрессивное поведение и чувство гнева среди молодежи".
Исследование относительно насилия в СМИ также показало, что преступники на экранах остаются безнаказанными в 73% случаев. "Сцены насилия, которые обходятся без последствий для главного героя, учит молодежь тому, что насилие является эффективным способом решения конфликта, - говорит психолог Элизабет Карл (Elizabeth Carll). - Насилие в видеоиграх имеет те же отрицательные последствия, что и на телевидении. Однако они могут усугубляться из-за интерактивного природы компьютерных игр".
Один из выходов психологи видят в развитии у детей критического мировоззрения, чтобы помочь им дифференцироваться между фантазией и действительностью.
Несмотря на то, что решение APA носит рекомендательный характер, оно исходит от самой влиятельной организации специалистов-психологов, а значит, на него очень скоро будут ссылаться критики "агрессивных" игр, для которых вывод психологов станет нелишним инструментом.
Егор МАЛЫЖЕНКОВ
Горячие темы