Для тех, кто только приехал к сентябрьскому сезону, мы сделаем небольшую выжимку из материалов августа-сентября, для того, чтобы вы вошли в курс дела. А дело интересное и достаточно хитрое.
Рынок звукового ПО во многом является отражением мирового шоу-бизнеса. Разработчикам, как и музыкальным коллективам, в большинстве случаев нужно пройти полный путь от статуса "независимых", и в режиме жесткой конкуренции выйти на мировой уровень. Далеко не всем это удается. Причем как в шоу-бизнесе, так и на рынке ПО, наблюдается тенденция перепроизводства - предложение значительно превышает спрос. В общем, рынок есть рынок.
Итак, что же было самым ярким в августе? Приведем пять наиболее ярких моментов.
Момент №1
Стартовало сообщество-сервис для музыкантов, студий и фирм - digitalmusician.net (сокращенно, DMN), вокруг которого объединились лэйблы EMI, Universal, Steinberg, Wizoo, Ableton и Native Instruments. Это сообщество может дать не только хорошие контакты и варианты переписки с музыкантами, студиями, лэйблами со всего мира, но и реальную возможность заработать нашим музыкантам, студиям, лэйблам.
Момент №2
Второе интересное событие, которое порадовало меня, как "обзориста" музыкального ПО - появление новой программы от Брэма Боса Tunafish 1.0. К ней мы обязательно вернемся и не раз. Голландец Брэм сделал уникальный и "легкий" для системы VST-секвенсор, цена на который составляет всего $30. Возможности программы очень привлекательны.
Момент №3
22 августа 2005 года фирма Digidesign, являющаяся подразделением AVID Technologies, купила компанию Wizoo Sound Design GmbH. Мы только-только начали о ней писать... Напомню, что за образованием Wizoo из немецкого Бремена стоят три ключевые фигуры - Петер Джоргес, Манфред Реруп (в начале 80-х он с Карлом Штайнбергом основал компанию Steinberg) и Ханц Зиммер (очень известный голливудский композитор кино). Давать какие-либо оценки такому объединению преждевременно даже сегодня, единственное, что прозвучит уместно - Digidesign весьма активно и достаточно свободно ведет себя на рынке, а у Wizoo был отличный, яркий старт.
Момент №4
Четвертый интересный момент - выход плагина PSP MasterComp от поляков из PSP Audioware (www.pspaudioware.com). Интересен даже не сам плагин, а то, каким образом его собирались продавать разработчики. Примерно за неделю до выхода полной версии пользователям предлагалось заказать ее заранее с существенными скидками. При этом была выпущена настолько урезанная и ограниченная демоверсия, что понять, за что собственно нужно платить около $200 было практически невозможно. Ответы на такие непонятные шаги разработчиков я нашел на форуме их сайта. Там представитель команды PSP Audioware написал, что если бы они выпустили демоверсию в более полном варианте, то ее в течение нескольких дней просто взломали бы. В этом, как говорили классики, проявляется вся "сермяжная правда" современного рынка ПО глазами разработчика. Согласитесь, интересная и весьма показательная ситуация.
Момент №5. Очевидная тенденция
И последний, пятый момент стоит выделить в отдельный подраздел - его можно назвать ключевым. Тенденция, которая набирает обороты уже несколько лет - проявление профессиональных решений в урезанных версиях программ. Это я говорю о различных "легких" версиях, которые часто обозначаются аббревиатурами "LE" (light edition), "SE" (super edition), "ME" (music edition) и т.п. Честно сказать, сейчас их выпуск для разработчиков очень выгоден, поскольку эти программы пользуются успехом среди производителей "железа" из-за низкой стоимости, и поставляются на CD вместе с драйверами к устройствам. Выгода получается потому, что за программы платит не конечный пользователь, а производители "железа". Причем это можно рассматривать как дополнительную рекламу, плюс исключена возможность влияния пиратского рынка.
Ситуация является практически идеальной - софт идет как сервисный элемент к "железу". Но не стоит забывать, что на сегодня очевиден и ряд серьезных проблем. Например, почему сейчас такие высокие цены на профессиональное ПО (без суффиксов "LE", "SE", "ME" и т.п.)? Налицо перепроизводство, но стоимость продуктов не падает. Если из соотношения "доходы/расходы" исключить такой важный параметр как влияние пиратского рынка, то у разработчиков появится запас по цене, который в режиме жесткой конкуренции сведется к минимуму. Поэтому сотрудничество производителей "железа" и ПО в плане совместных действий на рынке может очень положительно сказаться на ценах.
При этом взгляды обоих сторон сейчас устремлены в наиболее выгодный пользовательский бюджетный диапазон. Например, M-Audio, продавая "железо", представляет сразу три программы-мультитрека для различных платформ (PC и Mac), Echo в прошлом году заключила стратегический альянс в LOUD Technologies (Mackie), в результате чего было выпущено несколько программно-аппаратных комплексов, в софтверной части которых предлагается Mackie/RAW Material Tracktion. Плюс не стоит сбрасывать со счетов новую прекрасную линейку звуковых интерфейсов от Creative серии X-Fi, в которой за очень небольшую цену предоставляется профессиональный уровень качества. То есть, платы и внешние модули будут существенно дешеветь.
Как видите, на самом деле это только начало...
Начало сентября
Как показывают события августа, в этом месяце произошли основные перестановки ключевых фигур и приоритетов. И можно не сомневаться, что в сентябре эта тенденция политических игр будет продолжаться. Очевидно, что крупным компаниям нужна свежая кровь, особенно в преддверии осеннего съезда AES и зимнего NAMM Show Winter, не говоря о более мелких мероприятиях, которые проводятся чуть ли не каждую неделю.
1 сентября... :)
"ReBirth is dead, long live ReBirth!" ("Программа ReBirth умерла, долгой жизни тебе ReBirth"). С 1 сентября 2005 года полностью закрыты разработка и сервисное обслуживание программы ReBirth. Об этом официально заявила компания Propellerheads Software (www.propellerheads.se).
Ну что сказать, для электронных музыкантов, которые начинали свой компьютерный путь с середины 90-х, имя ReBirth говорит о многом. Не хочется ударяться в сентиментальность, но давайте отдадим должное смелости Propellerheads Software, которые не тянули до последнего, не заигрывали с пользователями, а просто взяли и закрыли эту ветку. На самом деле ReBirth была уже не актуальна в начале 2000-х, потому как появилось множество VST-инструментов, эмулирующих Roland'овские TB-303, TR-808 (909), TS-404 и делающих это в расширенном виде. То есть, в свое время ReBirth показала всему миру, что электронную музыку можно делать на компьютере, используя только программные алгоритмы, за что этой программе и ее разработчикам отдельное спасибо. Конечно, название программы в дословном переводе означает "возрождение", и для тех лет это действительно было так. Но сейчас фразу "возрождение" умерло" не стоит воспринимать по отношению ко всему рынку.
Нет ничего плохого в том, что ReBirth в версии 2.0.1 с этого момента будет распространяться как free (бесплатно) с сайта www.rebirthmuseum.com. Так что, энтузиасты, скачивайте на здоровье. Это действительно история.
Что касается Propellerheads Software, то лично у меня об их последней программе Reason 3.0 двоякое мнение (у вас может быть другое). Это мнение схоже с впечатлениями от Sony ACID 5.0. Изначальная идея - на "отлично", продолжение с усложнением, внедрением новых модулей и функций - не понятно. Подобные ситуации возникают, когда компании с большим творческим потенциалом начинают делать ставку на один продукт, серьезно усложняя его и направляя свой творческий вектор только в одну сторону. В результате наступает состояние ступора. Я не знаю, что тут рекомендовать, возможно, просто нужен свежий "незамыленный" взгляд на происходящее. И, кстати, в этом случае очень кстати упомянуть новую программу от Брэма Боса Tunafish 1.0...
Подытожим
В общем, лето было бурным, несмотря на то, что NAMM Summer Session 2005 оказалась весьма скудной в плане новинок. На самом деле, невольно создается впечатление, что все фирмы, которые чего-то добились, просто играют в политику. То есть творчество отошло на второй план.
Кристофер,
[email protected]
Горячие темы