Чтобы "смотреть мультики", сидя на скамейке в парке, теперь не обязательно глотать сомнительные таблетки. По единодушному мнению аналитиков, самыми быстрыми темпами в наши дни растет рынок (количество, качество, выбор) мобильного контента. То есть складывается примерно та же ситуация, что была с обычным интернет-контентом в 1997-2001 годах. В прогнозах те же аналитики уже не столь единодушны, но, в общем, сходятся во мнениях.
Для начала лучше всего будет привести данные "РосБизнесКонсалтинга" по сегментам рынка мобильного контента. Вот они:
- Кастомизация телефона: 40%
- Медиа-интерактив: 25%
- Коммуникации: 16%
- Информация и развлечения: 14%
- Игры: 4%
- Прочее: 1%
Как видим, очень напоминает то, как распределялся в свое время (лет 5-6 назад) контент традиционный. Короче, очередной виток эволюции.
Сейчас рынок мобильного контента растет со скоростью порядка 200% в год. При этом, конечно же, процентные соотношения его сегментов меняются. Так, например, доля "кастомизации телефона" падает, в то время как растет сегмент коммуникативных услуг - службы знакомств, общение в чатах и т.д. Аналитики "РосБизнесКонсалтинга" считают, что, по итогам 2005 года, доля мобильного контента в общем рынке мобильной связи на территории б.СССР составит порядка 5%, или же около 650 млн. USD.
На мировом рынке мобильного контента уже немного другие тенденции. Там активно развиваются современные WAP-порталы и распространяется система i-mode схемы распределения доходов. Все это становится более привлекательным для мобильных контент-провайдеров. В результате многие операторы мобильной связи в развитых странах уже пришли к схемам, когда доля доходов контент-провайдера составляет свыше 70% стоимости самого контента.
Еще одним солидным (и прибыльным) сектором мобильного контента скоро станет образовательная информация. Использовать сотовый телефон в качестве мобильной энциклопедии для школьников, в частности, уже планируют в России. Согласно этой затее, школьник в любой момент может послать SMS со своего мобильного телефона с любым вопросом и получить исчерпывающую информацию по интересующей его проблеме. Правда, есть риск, что такой телефон станет для учащегося некой универсальной шпаргалкой. Недаром уже сейчас в некоторых российских вузах стоят специальные аппараты, подавляющие излучение и передачу данных посредством мобильной связи. Предполагается, что через некоторое время такие аппараты появятся в большинстве образовательных учреждений. Но все же слишком уж заманчивым (в плане прибыли) выглядит мобильный образовательный контент.
Но, конечно же, на первом месте остаются развлечения. Некоторое время назад компания Motorola и всемирное музыкальное телевидение MTV объявили о стратегическом партнерстве, которое Motorola подкрепила денежным вливанием размером в 75 миллионов USD. Недавно настала новая фаза сотрудничества корпораций - MTV запускает проект под названием Load. MTV Load позволит многочисленным пользователям по всему миру скачивать "веселые мультики" (так сказано в пресс-релизе) и другой контент. Счастливые владельцы телефонов Motorola (в первое время только этой марки, затем и других, партнерских) смогут попасть в тщательно охраняемую VIP-зону, где получат возможность скачать эксклюзивные рингтоны, скринсейверы и темплейты для MMS-сообщений. Контент, который будет доступен в рамках MTV Load, начнет транслироваться в прямом эфире при помощи небольших специальных блоков на экране. Каждое такое сообщение будет содержать адрес, с которого можно скачать специально отформатированную видеозапись.
Компания LogicaCMG, крупнейший западный контент-провайдер, сделала прогноз относительно перспектив развития мирового рынка мобильного контента. Согласно ее исследованиям, суммарный доход в мире от контент-услуг составит порядка 9 млрд. USD. Причем, как отмечают в LogicaCMG, прирост пользователей мобильного контента составил 60% за минувший год, а средний ARPU (средний доход в расчете на одного пользователя) составил около 7,5 USD, что на 40% больше, чем в прошлом году. Хотя, конечно, львиную долю своих доходов операторы сотовой связи получали и будут получать по-прежнему от обычной голосовой связи.
Исследовательская компания Gartner предсказывает, что в ближайшем будущем резко возрастет использование так называемого подкастинга - сервиса бесплатной загрузки индивидуального аудиоконтента на мобильные устройства. "Это очень важно, так как рынок контента продолжает разветвляться, что приведет к массовым изменениям в радиовещании и, в конечном счете, телевидении", - говорится в отчете компании. Gartner утверждает, что подкастинг станет очень распространенным, потому что это крайне эффективный метод передачи звукового и аудиоконтента нишевой аудитории, что может стать важным корпоративным средством обмена информацией.
Виктор ДЕМИДОВ
Горячие темы