Photoshop - программа по-настоящему сложная. И не только из-за своеобразного и во многом запутанного интерфейса, содержащего множество "хитрых" меню и неочевидных сочетаний клавиш. Будучи программой профессионально-ориентированной, Photoshop предоставляет мощные средства управления различными аспектами изображений. Но для успешного применения этих средств зачастую необходимы уверенные знания методов формирования, хранения и обработки графической информации. Нужно ориентироваться в гистограммах, масках, слоях, цветовых моделях, иметь навыки использования различных фильтров и т.д. Понятно, что новичку, даже обладающему некоторым опытом и знаниями, редко удается получить с помощью этого сложного инструмента хорошие результаты. В то же время с распространением цифровой фотографии все больше новичков пытаются освоить Photoshop, поскольку эта программа популярна и всегда на слуху.
К счастью, Photoshop с каждой версией становится все более дружественным по отношению к тем, кто хочет провести небольшую коррекцию фотографий. Например, в новой версии CS2 разработчики добавили несколько крайне полезных и, главное, простых и наглядных инструментов, адресованных именно любителям цифровой фотографии. Но, как обычно, эти инструменты "запрятаны" глубоко в дебрях меню программы, перемешаны с другими, не связанными с ними. Вот почему в этой статье я хотел бы обратить внимание опытных пользователей на эти полезные инструменты, а также коротко объяснить начинающим, где и как их лучше применять.
Обработка фотографий: фильтры и
тоновая коррекция
Предположим, вам необходимо провести коррекцию фотографий для улучшения их качества либо подготовить их к печати. Или, например, вам хочется применить художественные эффекты и монтаж, но дефекты цифровой съемки (шум, неправильный баланс белого) или ошибки во время фотографии (неправильная экспозиция и фокус) слишком очевидны. Тогда вам пригодятся новые средства Photoshop, которые появились недавно, но благодаря своей эффективности просто незаменимы при обработке фотографий - они экономят время и позволяют получить хорошие результаты, не требуя особых навыков.
С точки зрения Photoshop операции по коррекции фотографий выполняются с помощью инструментов двух типов - фильтров и настроек тоновой коррекции. Фильтры вносят существенные искажения в растр изображения, проще говоря, преобразуют его геометрию и содержание в целом. А тоновая коррекция изменяет всего лишь цвет (тон), насыщенность и яркость элементов, но не влияет на само содержание фотографии. Из всего спектра инструментов Photoshop нас будут интересовать только шесть, созданных специально для начинающих фотографов.
Фильтры
1. Первым в нашем списке будет фильтр для удаления цифрового шума "Reduce Noise". Найти его можно по следующему адресу: Filter/Noise/Reduce Noise. Этот фильтр - самый долгожданный довесок к Photoshop, поскольку ранее программа содержала только предельно простой (без единого параметра!) фильтр Despeckle. Теперь для коррекции цифрового шума нет необходимости пользоваться плагинами и программами сторонних фирм.
Шум на фотографиях проявляется в виде одиночных пикселов, отличающихся по яркости и цвету от основного фона. Хорошо заметен он на однородно окрашенных участках. При съемке с хорошим освещением цифровой шум практически отсутствует, однако при увеличении выдержки затвора, а также чувствительности (число ISO) количество шума резко возрастает.
Фильтр "Reduce Noise" имеет несколько интуитивно понятных настроек. Параметр Strength регулирует степень применения фильтра, с его увеличением изображение становится более размытым. Для компенсации этого эффекта следует регулировать Preserve Detail - этот параметр управляет тем, сколько деталей следует оставить на фотографии. Reduce Color Noise позволяет ослабить цветовой шум, то есть колебания тона в пределах локального участка. Впрочем, он может привести к уменьшению насыщенности некоторых цветов. Sharpen Details - это степень добавления фильтра резкости для компенсации размытия. Злоупотреблять им не следует, так как могут проявиться неестественно резкие контуры. А в целом для каждого изображения следует подбирать параметры экспериментально, пользуясь окном просмотра - как и во многих фильтрах, фрагмент в этом окне можно масштабировать и прокручивать.
Удалять шум можно отдельно для каждого из цветовых каналов, что полезно, если камера больше "шумит" в каком-то конкретном канале.
2. Значительно улучшился фильтр резкости - достаточно примитивный "Unsharp mask" был дополнен более удобным "Smart Sharpen". Новый фильтр находится по адресу Filter/Sharpen/Smart Sharpen. Он вполне успешно, в отличие от предшественника, борется даже с отсутствием фокуса и недостаточным разрешением оптики, не оставляя такого количества неприятных артефактов - контрастных теней и контуров. Фильтр имеет, помимо традиционных параметров Amount и Radius, новый пункт Remove - оптимизацию под конкретный характер размытия. Доступны три типа: Gaussian (подходит под отсутствие фокуса), Lens (недостаточное разрешение оптики) и Motion (движущийся объект или "шевеленка" камеры), расположены они по убыванию эффективности фильтра. Для последнего типа можно указать направления движения, так как в этом случае фильтр пытается (увы, безуспешно) скорректировать дрожание камеры или смазанный быстродвижущийся объект. Интересно, что применение Gaussian часто дает неожиданно хороший результат - в частности, можно "вытянуть", хотя и ценой появления зернистости, совершенно не сфокусированные кадры. Фильтр также позволяет исправить резкость отдельно в тенях и в светлых участках.
3. Еще один мощный фильтр заслуживает вашего внимания - это фильтр для исправления дефектов оптики. Находится он по адресу Filters/Distort/Lens Correction. Этот фильтр исправляет весь известный набор эффектов, который может "подарить" вам оптика: хроматические абберации (цветные тени), виньетирование (потемнение в углах), "подушкообразные" искажения и неправильную перспективу. Причем вы можете создать специальный профиль настроек точно под свою оптику и применять его затем многократно. Фильтр не требует знаний о природе и характере упомянутых оптических эффектов - достаточно лишь перемещать бегунки и наблюдать происходящие изменения. Небольшие значки хорошо поясняют, какие именно действия выполняют бегунки.
Тоновая коррекция
4. Очень простой инструмент для коррекции неправильной экспозиции появился в последней версии Photoshop. Он находится по адресу Image/Adjustments/Exposure. Вы изменяете три параметра - Exposure, Offset, Gamma. Однако эффективность, и, главное, полезность этого инструмента небольшая. Да, он позволяет темное (недодержанное) изображение сделать светлее, а светлое (передержанное) - темнее. Но это, во-первых, точнее и удобнее делать с помощью кривых или уровней. А во-вторых, следующий в нашем списке инструмент гораздо эффективнее борется с последствиями неправильного освещения, причем без потери деталей.
5. Инструмент "Shadow/Highlight" появился в Photoshop CS. Он позволяет выполнить две важные операции - как "проявить" и высветлить тени (если вы забыли включить вспышку или неправильно выбрали точку экспозамера), так и уменьшить яркость переэкспонированных (засвеченных) областей. Управляя ползунками, можно быстро улучшить практически любую фотографию, вернув потерянные в тенях детали. Правда, при выполнении коррекции такого рода появляются специфичные дефекты обработки, а именно - снижение контраста и недостаток насыщенности цветов, "возвращенных" из теней. Но инструмент позволяет легко это компенсировать - с помощью настроек Color Correction и Midtone Contrast.
6. Инструмент "Photo Filter" (Image/Adjustments/Photo Filter) в редких случаях позволяет быстро скорректировать баланс белого - сделать картинку теплее или холоднее, добавить определенный оттенок. Но эффективнее работают традиционные инструменты Color Balance, Channel Mixer, Hue/Saturation, Curves, хотя они и сложнее в использовании.
Рецепт
Уникальность Photoshop заключается в том, что эта программа позволяет добиться результата тысячами различных способов. И не существует единственно верного рецепта решения той или иной задачи. Со своей стороны могу лишь дать собственный рецепт использования описанных выше фильтров и инструментов, который позволяет, затратив 2-3 минуты (в тяжелых случаях - 15-20), исправить неудачную цифровую фотографию:
- Исправить экспозицию, если необходимо. Ведь на слишком темной или слишком светлой фотографии зачастую даже не видно, с чем работать. Лучше всего воспользоваться уровнями (Levels), но можно взять Exposure, включив предварительно гистограмму.
- Баланс белого исправить достаточно сложно, особенно если монитор не откалиброван. Можно попробовать Color Balance, Variations, поиграть с уровнями и кривыми для разных каналов.
- Поскольку дальнейшая тоновая коррекция может усугубить шум, следует удалить последний с помощью Reduce Noise.
- Теперь можно заняться тенями (Shadow/Highlight) - эта операция часто обогащает фотографию, создавая иллюзию более широкого динамического диапазона.
- Остается исправить дефекты оптики (Lens Correction), добавить резкости (Smart Sharpen), при необходимости провести кадрирование (Crop).
Надеюсь, мой опыт общения с Photoshop поможет более полно раскрыть потенциал вашей фотокамеры и подтолкнет к изучению этой сложной и многоуровневой программы.
Макс КУРМАЗ,
[email protected],
HW.by
- Белорусский "железный" сайт
Горячие темы