Photoshop: коррекция фотографий за пару минут

Photoshop - программа по-настоящему сложная. И не только из-за своеобразного и во многом запутанного интерфейса, содержащего множество "хитрых" меню и неочевидных сочетаний клавиш. Будучи программой профессионально-ориентированной, Photoshop предоставляет мощные средства управления различными аспектами изображений. Но для успешного применения этих средств зачастую необходимы уверенные знания методов формирования, хранения и обработки графической информации. Нужно ориентироваться в гистограммах, масках, слоях, цветовых моделях, иметь навыки использования различных фильтров и т.д. Понятно, что новичку, даже обладающему некоторым опытом и знаниями, редко удается получить с помощью этого сложного инструмента хорошие результаты. В то же время с распространением цифровой фотографии все больше новичков пытаются освоить Photoshop, поскольку эта программа популярна и всегда на слуху.

К счастью, Photoshop с каждой версией становится все более дружественным по отношению к тем, кто хочет провести небольшую коррекцию фотографий. Например, в новой версии CS2 разработчики добавили несколько крайне полезных и, главное, простых и наглядных инструментов, адресованных именно любителям цифровой фотографии. Но, как обычно, эти инструменты "запрятаны" глубоко в дебрях меню программы, перемешаны с другими, не связанными с ними. Вот почему в этой статье я хотел бы обратить внимание опытных пользователей на эти полезные инструменты, а также коротко объяснить начинающим, где и как их лучше применять.


Обработка фотографий: фильтры и тоновая коррекция

Предположим, вам необходимо провести коррекцию фотографий для улучшения их качества либо подготовить их к печати. Или, например, вам хочется применить художественные эффекты и монтаж, но дефекты цифровой съемки (шум, неправильный баланс белого) или ошибки во время фотографии (неправильная экспозиция и фокус) слишком очевидны. Тогда вам пригодятся новые средства Photoshop, которые появились недавно, но благодаря своей эффективности просто незаменимы при обработке фотографий - они экономят время и позволяют получить хорошие результаты, не требуя особых навыков.

С точки зрения Photoshop операции по коррекции фотографий выполняются с помощью инструментов двух типов - фильтров и настроек тоновой коррекции. Фильтры вносят существенные искажения в растр изображения, проще говоря, преобразуют его геометрию и содержание в целом. А тоновая коррекция изменяет всего лишь цвет (тон), насыщенность и яркость элементов, но не влияет на само содержание фотографии. Из всего спектра инструментов Photoshop нас будут интересовать только шесть, созданных специально для начинающих фотографов.


Фильтры

1. Первым в нашем списке будет фильтр для удаления цифрового шума "Reduce Noise". Найти его можно по следующему адресу: Filter/Noise/Reduce Noise. Этот фильтр - самый долгожданный довесок к Photoshop, поскольку ранее программа содержала только предельно простой (без единого параметра!) фильтр Despeckle. Теперь для коррекции цифрового шума нет необходимости пользоваться плагинами и программами сторонних фирм.

Шум на фотографиях проявляется в виде одиночных пикселов, отличающихся по яркости и цвету от основного фона. Хорошо заметен он на однородно окрашенных участках. При съемке с хорошим освещением цифровой шум практически отсутствует, однако при увеличении выдержки затвора, а также чувствительности (число ISO) количество шума резко возрастает.

Фильтр "Reduce Noise" имеет несколько интуитивно понятных настроек. Параметр Strength регулирует степень применения фильтра, с его увеличением изображение становится более размытым. Для компенсации этого эффекта следует регулировать Preserve Detail - этот параметр управляет тем, сколько деталей следует оставить на фотографии. Reduce Color Noise позволяет ослабить цветовой шум, то есть колебания тона в пределах локального участка. Впрочем, он может привести к уменьшению насыщенности некоторых цветов. Sharpen Details - это степень добавления фильтра резкости для компенсации размытия. Злоупотреблять им не следует, так как могут проявиться неестественно резкие контуры. А в целом для каждого изображения следует подбирать параметры экспериментально, пользуясь окном просмотра - как и во многих фильтрах, фрагмент в этом окне можно масштабировать и прокручивать.

Удалять шум можно отдельно для каждого из цветовых каналов, что полезно, если камера больше "шумит" в каком-то конкретном канале.

2. Значительно улучшился фильтр резкости - достаточно примитивный "Unsharp mask" был дополнен более удобным "Smart Sharpen". Новый фильтр находится по адресу Filter/Sharpen/Smart Sharpen. Он вполне успешно, в отличие от предшественника, борется даже с отсутствием фокуса и недостаточным разрешением оптики, не оставляя такого количества неприятных артефактов - контрастных теней и контуров. Фильтр имеет, помимо традиционных параметров Amount и Radius, новый пункт Remove - оптимизацию под конкретный характер размытия. Доступны три типа: Gaussian (подходит под отсутствие фокуса), Lens (недостаточное разрешение оптики) и Motion (движущийся объект или "шевеленка" камеры), расположены они по убыванию эффективности фильтра. Для последнего типа можно указать направления движения, так как в этом случае фильтр пытается (увы, безуспешно) скорректировать дрожание камеры или смазанный быстродвижущийся объект. Интересно, что применение Gaussian часто дает неожиданно хороший результат - в частности, можно "вытянуть", хотя и ценой появления зернистости, совершенно не сфокусированные кадры. Фильтр также позволяет исправить резкость отдельно в тенях и в светлых участках.

3. Еще один мощный фильтр заслуживает вашего внимания - это фильтр для исправления дефектов оптики. Находится он по адресу Filters/Distort/Lens Correction. Этот фильтр исправляет весь известный набор эффектов, который может "подарить" вам оптика: хроматические абберации (цветные тени), виньетирование (потемнение в углах), "подушкообразные" искажения и неправильную перспективу. Причем вы можете создать специальный профиль настроек точно под свою оптику и применять его затем многократно. Фильтр не требует знаний о природе и характере упомянутых оптических эффектов - достаточно лишь перемещать бегунки и наблюдать происходящие изменения. Небольшие значки хорошо поясняют, какие именно действия выполняют бегунки.


Тоновая коррекция

4. Очень простой инструмент для коррекции неправильной экспозиции появился в последней версии Photoshop. Он находится по адресу Image/Adjustments/Exposure. Вы изменяете три параметра - Exposure, Offset, Gamma. Однако эффективность, и, главное, полезность этого инструмента небольшая. Да, он позволяет темное (недодержанное) изображение сделать светлее, а светлое (передержанное) - темнее. Но это, во-первых, точнее и удобнее делать с помощью кривых или уровней. А во-вторых, следующий в нашем списке инструмент гораздо эффективнее борется с последствиями неправильного освещения, причем без потери деталей.

5. Инструмент "Shadow/Highlight" появился в Photoshop CS. Он позволяет выполнить две важные операции - как "проявить" и высветлить тени (если вы забыли включить вспышку или неправильно выбрали точку экспозамера), так и уменьшить яркость переэкспонированных (засвеченных) областей. Управляя ползунками, можно быстро улучшить практически любую фотографию, вернув потерянные в тенях детали. Правда, при выполнении коррекции такого рода появляются специфичные дефекты обработки, а именно - снижение контраста и недостаток насыщенности цветов, "возвращенных" из теней. Но инструмент позволяет легко это компенсировать - с помощью настроек Color Correction и Midtone Contrast.

6. Инструмент "Photo Filter" (Image/Adjustments/Photo Filter) в редких случаях позволяет быстро скорректировать баланс белого - сделать картинку теплее или холоднее, добавить определенный оттенок. Но эффективнее работают традиционные инструменты Color Balance, Channel Mixer, Hue/Saturation, Curves, хотя они и сложнее в использовании.


Рецепт

Уникальность Photoshop заключается в том, что эта программа позволяет добиться результата тысячами различных способов. И не существует единственно верного рецепта решения той или иной задачи. Со своей стороны могу лишь дать собственный рецепт использования описанных выше фильтров и инструментов, который позволяет, затратив 2-3 минуты (в тяжелых случаях - 15-20), исправить неудачную цифровую фотографию:

  1. Исправить экспозицию, если необходимо. Ведь на слишком темной или слишком светлой фотографии зачастую даже не видно, с чем работать. Лучше всего воспользоваться уровнями (Levels), но можно взять Exposure, включив предварительно гистограмму.
  2. Баланс белого исправить достаточно сложно, особенно если монитор не откалиброван. Можно попробовать Color Balance, Variations, поиграть с уровнями и кривыми для разных каналов.
  3. Поскольку дальнейшая тоновая коррекция может усугубить шум, следует удалить последний с помощью Reduce Noise.
  4. Теперь можно заняться тенями (Shadow/Highlight) - эта операция часто обогащает фотографию, создавая иллюзию более широкого динамического диапазона.
  5. Остается исправить дефекты оптики (Lens Correction), добавить резкости (Smart Sharpen), при необходимости провести кадрирование (Crop).

Надеюсь, мой опыт общения с Photoshop поможет более полно раскрыть потенциал вашей фотокамеры и подтолкнет к изучению этой сложной и многоуровневой программы.

Макс КУРМАЗ,
[email protected],
HW.by - Белорусский "железный" сайт

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

35 за 2005 год

Рубрика: 

Графика
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!