Bram Bos Tunafish 1.0 - голландский взгляд на VST-секвенсоры

Премьера конца августа этого года - Tunafish 1.0 - имеет все шансы стать популярной в массах новинкой. Ее разработчик, голландец Брэм Бос (Bram Bos), достаточно хорошо знаком нашим читателям, во-первых, благодаря своей программе Tuareg, славившейся в период 2000-03 гг., во-вторых, тем, что он несколько лет назад дал вашему покорному слуге достаточно честное и откровенное интервью, опубликованное впоследствии, в котором Брэм рассказал о многом. Например, о том, что он одним из первых создал структуру для современных программ - многодорожечных секвенсоров, но на проработку этой идеи у Брэма не хватило времени, поскольку он выполнял заказ для Steinberg, и данная задержка серьезно сказалась - идею "спионерили" в программу Fruity Loops (теперь FL Studio). Правда это или нет, время не показало, до разработчиков FL Studio не достучаться - они сейчас стали очень "навороченными". Но на то время и разработки Брэма (Hummerhead, Tuareg), и Fruity Loops были очень похожи по архитектуре, и, по-моему, голландский программист не лукавил. Вторая интересная тема, которую мы затронули в беседе, касалась программирования: оказалось, что Брэм Бос пишет свои звуковые приложения в среде Delphi, которая не в особом почете у других разработчиков; но реальные результаты показывают настоящий класс, и так далее.

Программа Tuareg до сих пор является актуальной, хотя ее разработка закончилась в 2003 году. Напомню, что одной из ее интереснейших функций является возможность загрузки любого drum-loop'а и изменения его рисунка за счет перестановки элементов.

Вторая отличительная особенность Tuareg - простота в использовании и легковесность для системы...


Tunafish 1.0

26 августа во всех специализированных новостных ресурсах появилась информация о выпуске новой программы Брэма - Tunafish, работающей в режиме отдельного приложения (VST-хост). Структурно Tunafish представляет собой небольшой и очень симпатичный музыкальный секвенсор, аналогов которому сейчас нет. Tunafish проста, как и все программы Брэма, но за этой простотой скрыты очень большие функциональные возможности. Громоздкие секвенсоры иногда являются очень неэффективными, особенно, когда речь заходит о решении несложных специализированных задач. Например, легковесный Tunafish очень хорошо подходит для создания современных аранжировок, ремиксов и т.п. Стоит отметить и тот факт, что Брэм Бос является большим любителем клубной техно-музыки, на момент прошлого интервью он рассказывал, что очень любит посещать танцевальные клубы. Это хорошо прослеживается в его программах.


Общая структура - композиции и сегменты

Любая композиция состоит из структурных элементов, таких, как, например, вступление, тема, куплет, припев, сбивки и т.п. Разработчик предусмотрел модель, в которой файл композиции (song) может включать множество музыкальных подблоков-сегментов (segments), из которых собирается готовый микс. Сегменты не имеют ограничения по времени и могут длиться и менее 1 минуты, и более 15. Единственное ограничение - по количеству каналов, которых может быть не более десяти. Каждый канал - это целая структура, включающая входной инструмент и блок эффектов. Инструментов предусмотрено всего три вида - ритм-машина, сэмплер и любой загружаемый VSTi. Для полноценной аранжировки их вполне достаточно. То есть можно использовать сразу несколько сэмплеров, ритм-машин и VST-инструментов.

Работа происходит следующим образом. Сначала вы определяетесь с количеством сегментов, то есть мысленно разбиваете вашу композицию на отдельные блоки. Потом определяетесь с необходимыми инструментами и рассчитываете все таким образом, чтобы их количество не превышало десяти. Это может быть девять VSTi и одна ритм-машина, или два сэмплера, одна ритм-машина и семь VSTi, и так далее. Выбрав необходимые конфигурации, вы загружаете их в рабочую структуру программы, вводите ноты, сводите инструменты между собой, подключаете эффекты, настраиваете эффекты на мастер-выходе. После этого переходите к следующему сегменту, внутреннее наполнение которого может быть совершенно другим в плане конфигурации инструментов.

Заполнив таким образом все структурные блоки, нужно переключиться в режим Song и расставить их в нужном порядке. Далее идет экспорт в WAV (16/44.1) или MIDI.


Описание интерфейса

Интерфейс программы включает девять основных элементов (см. рисунок). Сделан он в однооконном виде, что очень облегчает работу. Среди элементов:

  1. Окно управления воспроизведением. Здесь все упрощено до минимума - дисплей, указывающий текущую временную позицию, кнопки воспроизведение/останов/перемотка, включение зацикленного режима "loop", включение автоматизированной записи изменения параметров VST-инструментов.
  2. Рабочая область. Данный модуль может работать в трех ключевых режимах - Channel, Overview и Song. В первом случае мы говорим о загрузке данных в ритм-машины, сэмплеры и VST-инструменты. Причем данные вводятся только с помощью указателя мыши (ввод с MIDI-клавиатуры не предусмотрен). Это объяснимо тем, что сфера применения Tunafish предусматривает большей частью работу с электронными музыкальными стилями, где нет большого мелодизма. Хотя, если вы захотите использовать мелодический материал и сыграть его на MIDI-клавиатуре, то в программе предусмотрен импорт MIDI-файлов, т.е. дополнительно потребуется простейший MIDI-секвенсор.
  3. Кнопки переключения режимов Channel, Overview и Song для рабочей области.
  4. Микшер каналов. Сделан очень удобно. Под фейдером уровня громкости находятся кнопки перехода к собственным эффектам (дилэй, реверберация, флэнджер, gatemask) и к слотам с VST-плагинами.
  5. Менеджер сэмплов. Специально предусмотренный модуль для загрузки пользовательских сэмплов и организации работы с ними.
  6. Список сегментов. Каждый сегмент представляет собой отдельную независимую часть композиции, которая может включать различные наборы инструментов, сэмплеров, VST-плагинов и т.п.
  7. Окошко для указания темпа.
  8. Фейдеры уровня мастер-выхода.
  9. Слоты для VST-эффектов на мастер-выходе.


Впечатления от программы

Очень хорошее качество исполнения - интерфейс оттестирован "от и до", никаких "глюков" замечено не было. Сама Tunafish при работе со своим собственным набором звуков и эффектов, и без подключения VST и VSTi не нагружает систему вовсе. Причем достаточно хорошо звучит небольшой банк звуков ударных, поставляемый с программой, - тут Брэм как всегда выбрал оптимальный минимум.

Как я уже говорил ранее, Tunafish очень легковесна для системы, и вся основная нагрузка на CPU возникает при подключении плагинов VST и VSTi. Здесь нужно применять несложную математику, суммируя требования к системе всех подключаемых программных модулей. К примеру, если вы решите использовать NI Absynth 3, Steinberg Virtual Guitarist и подключите мощную обработку от Waves, то ясно, что компьютер потребуется достаточно мощный. Но, между прочим, менее мощный, по сравнению с ситуацией, когда вы используете этот же набор в Nuendo 3, которая сама хорошо "ест систему". То есть, основное преимущество Tunafish в его легковесности.

На создание аранжировок в Tunafish уходит очень мало времени, причем тратится оно максимально эффективно. Тут и описывать особо нечего, поскольку интерфейс прост, а на выходе получается хороший результат.

Что касается импорта MIDI-файлов, то в программу загружаются лишь первые десять треков, причем только ноты - другие данные (управление контроллерами и т.п.) не используются.

Немного смущает "сетка" для ввода нотных данных в рабочей области - она достаточно крупна в разрешении и больше напоминает детские дэнс-мэйкеры, нежели профессиональные программы. Это минус.


Отдельно об эффектах

FX'ы, поставляемые с программой, работают на уровне 32 бит. Среди этих эффектов можно найти ревербератор, дилэй, флэнджер, "темп-гейт" (11 различных ритмических рисунков). Качественная реализация "темп-гейта" - одна из основных фишек Брэма Боса, и данный эффект, который активно применяется в современной музыке, уже был превосходно реализован в программе Tuareg, но там можно было вручную устанавливать параметры, а здесь, в Tunafish, уже нет. Автор предлагает пользоваться готовыми пресетами.

На каждый канал, а также на мастер-выход предусмотрен вариант загрузки до трех VST-плагинов. Они подключаются последовательно, и каждый из них по отдельности может использоваться при воспроизведении и/или экспорте (данные режимы разделены).

Насчет автоматизации и записи изменений параметров все сильно запутано. Изменения в собственных модулях эффектов программы зафиксировать нельзя (например, вы не сможете плавно перевести звук из правого канала в левый либо запрограммировать изменения уровня эффекта флэнджер). То есть, микшер не автоматизирован, за исключением возможности записи изменений положений фэйдеров громкости. Это очень неудобно.

Запись изменения параметров возможна только в одном случае - при использовании VST-инструментов.


Скрытые возможности

Брэм не был бы Брэмом Босом, если бы не реализовал несколько удобных, но неочевидных, на первый взгляд, функций. Во-первых, если вы используете свой собственный стандартный набор сэмплов, VST-эффектов и VST-инструментов, то для удобства можно создать пустой файл, загрузив в него все, и сохранить оный под названием "template.new". В результате при каждом открытии программы этот набор будет загружаться автоматически.

Второй момент. После нажатия на клавишу Backspace интерфейс программы сворачивается в маленькое окошко Micro Mode, в котором отображается только окно управления воспроизведением.

Третий момент. При работе с каналом, в котором используется VSTi, для эксперимента можно нажать клавишу F11 (как пошутил Брэм, "это специальная невидимая функция, предназначенная только для тех, кто прочитал Help-файл"). При нажатии на F11 все параметры инструмента в выбранном пресете меняются в случайном режиме.


Подытожим

Демо-версию программы Tunafish можно скачать с сайта www.brambos.com (занимает 1,59 Мб). Единственное ограничение - отсутствие возможности сохранения. При этом полная версия стоит всего $30. Оправдаются ли эти вложения? Если вы работаете с техно, то конечно. Единственное, что вам еще может потребоваться - это небольшой звуковой редактор для подготовки своей базы сэмплов, также если нужен ввод с MIDI-клавиатуры, то и специальная программа-секвенсор.

Подумав некоторое время о Tunafish, я пришел к выводу, что Брэм Бос так или иначе стоит на пути создания мультитрека нового поколения. Структурно программа очень схожа с FL Studio, только интерфейсное решение более удобно в плане эргономики... Хотя эти программы сейчас нельзя сравнивать, поскольку Tunafish имеет на порядок меньше возможностей. Версию 1.0 нужно воспринимать как очень хороший задел, и главное в данном случае - это продолжение. Сейчас Tunafish стоит рассматривать как весьма интересный VST-секвенсор.

Кристофер,
[email protected]

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

35 за 2005 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!