Ассоциация профессионалов юзабилити провела онлайновое исследование (www.eastonmass.net/tullis/WebsiteNavigation), чтобы определить самый удобный метод навигации по веб-сайту. Для одного и того же сайта было сделано шесть вариантов с различными стилями навигации. Каждый из 706 пользователей, принимавших участие в исследовании, получил набор из 12 заданий и случайным образом - один из шести вариантов сайта. Для каждого участника фиксировалось время выполнения задания, субъективная оценка сложности и точность выполнения теста.
- Стиль Yahoo. Меню организовано в левой колонке в виде многоуровневой директории с заголовками и подзаголовками. Хотя все пункты находятся на виду, но из-за длины меню пользователям приходится прибегать к скроллингу.
- Контекстное меню. В левой колонке отображаются только заголовки разделов сайта, а при наведении курсора на один из них появляется контекстная информация о подзаголовках.
- Флэш-меню. Одноуровневое меню в левой колонке. Нажатие на любой из заголовков открывает список подзаголовков, при этом автоматически скрывая те, что были открыты раньше. Исследование показало, что отсутствие функции автоматического закрытия предыдущего заголовка очень раздражает пользователей.
- Раскрывающееся меню. Располагается в левой колонке. Нажатие на "закрытые" заголовки открывает их, нажатие на "открытые" - закрывает. Меню не закрываются автоматически, хотя есть функции "открыть все" и "закрыть все". По мнению некоторых, такой тип навигации больше всего подходит для онлайновых книг.
- Выпадающее меню. Располагается сверху страницы горизонтально в виде заголовков. При наведении курсора подзаголовки автоматически выпадают вниз, без необходимости нажатия кнопки. Здесь может быть многоуровневая структура. Это меню интуитивно понятно пользователям, потому что его структура и логика соответствует управляющему меню в большинстве Windows-программ.
- Вылетающее меню. Похоже на выпадающее, но располагается не вверху страницы, а в левой колонке. Исследование показало, что при работе с вылетающим меню пользователи очень часто страдают из-за так называемой "диагональной проблемы". Когда они пытаются выбрать один из пунктов и направляют к нему курсор напрямую (по диагонали), то курсор пролетает над другим заголовком, а нужное меню исчезает с экрана.
Исследование показало, что по времени выполнения заданий, а также по субъективной оценке пользователями различных стилей навигации, между ними нет никакой существенной разницы. В то же время наименьшее количество ошибок (то есть нет ответа или неправильный ответ) зафиксировано у тех, кто использовал навигацию в стиле Yahoo или выпадающее меню. Эксперты по юзабилити рекомендуют использовать один из этих методов, но самым лучшим стилем все-таки признают выпадающее меню.
Анатолий АЛИЗАР
Горячие темы