В сентябре 2005-го в продаже появится новая серия звуковых интерфейсов от компании Creative. Нужно отметить, что производители превзошли сами себя, и эта премьера интересна не только тем, что представлены уникальные современные технологии, но и тем, что за $130 появится звуковая плата профессионального качества. Именно о ней и пойдет речь в данном материале.
PCI-плата SB0460 является младшей в линейке нового семейства X-Fi от Creative. Уже скоро она появится в продаже как отдельно под названием X-Fi Xtreme Music ($130), так и в качестве части более дорогого комплекта X-Fi Platinum (~$200), где дополнительно предусмотрены внешний рэковый блок и пульт дистанционного управления.
В основе технологической новинки X-Fi стоит сразу несколько уникальных для пользовательского рынка идей, главная из которых в использовании мощного звукового процессора на борту платы (по существу, в бюджетном диапазоне он не имеет ни конкурентов, ни аналогов). При этом специальная система драйверов позволяет использовать данный процессор в трех ключевых переключающихся режимах - развлечения (Entertainment), игры (Games) и профессиональное создание музыки (Creation). Они существенно различаются между собой, и если, например, для профессионального аудиопроизводства во главу угла ставятся качество оцифровки и работа со звуком с высоким разрешением, то для игр установлены другие приоритеты - 3D-эффекты, поддерживаемые на аппаратном уровне, и т.п. Такое разделение весьма и весьма разумно. И в каждом из режимов процессор платы обеспечивает максимальную разгрузку CPU и высокую работоспособность системы.
Не сказать, что данный вариант совсем дешев - многим пользователям достаточно иметь кодек AC'97 для выполнения стандартных операций с аудио. Но в случаях, когда от звука нужно что-то большее, начинается поиск. В бюджетном диапазоне до $200 очень редко можно найти что-то действительно интересное. Поэтому зачастую все вертится вокруг вариантов Creative Audigy/Live!/Extigy и ESI Juli@. Новинки последних лет в среде USB/Firewire-интерфейсов оказались достаточно дорогими, и соотношение цена/возможности явно завышенное. При этом, во время возникновения первых USB аудио/MIDI-интерфейсов, производители сразу же говорили о предстоящем апгрейде данных устройств на Firewire-стандарт из-за ограничений пропускной способности USB. Он состоялся, но цены кусаются, а по возможностям эти интерфейсы ничем не лучше PCI-новинки от Creative.
Плата SB0460 будет, пожалуй, самым оптимальным решением в бюджетном диапазоне, поскольку предоставляет профессиональное звуковое качество и множество функций, которые не доступны пользователям АС'97.
Описание платы
SP0460 является минимальной самодостаточной рабочей системой. Но вместе с тем она предусматривает возможности апгрейда и подключения внешних модулей, имеющихся в более старших моделях X-Fi. Для коммутации с ними предусмотрены разъемы AD_Link, AD_Ext и разъем питания. Помимо этого, предусмотрен еще один разъем, предназначенный для подключения специфических устройств от Creative, который без необходимости не стоит трогать.
Из входов мы имеем один комбинированный, который совмещает в себе Line In/Mic In, цифровой вход/выход (не во всех платах), также он предназначен для передачи цифрового потокового аудио в стандартах Dolby Digital и DTS. Сбоку платы находится дополнительный аналоговый вход Aux In.
Линейных выходов у платы всего три. Но это не мешает построить аналоговую коммутацию для системы 7.1. Как это сделать, вы можете узнать в документации к плате. Но на данном этапе могу сказать, что к выходам Line Out 2 и 3 могут подключаться не только стандартные стерео-мини-джеки, но и трио-мини-джеки (три сигнальных контакта).
Первые впечатления
Ну, во-первых, это удивление - SB0460 безусловно можно использовать для профессиональной работы со звуком. Лично мне это стало очевидно сразу "на слух", как только я в первый раз включил эту плату на профессиональной студии и запустил фонограмму. Но, чтобы не быть голословным, я решил провести немного тестов. Естественно, выбрал программу RMAA 5.5 (audio.rightmark.org/download.shtml) и ее стандартный тест "loop-back", при котором линейный выход подключается на линейный вход, драйверы платы установлены в режим Creation для акустической системы 2.0/2.1. На самом деле этот тест не дает четких представлений о плате, хотя может просто указать на уровень ее качества.
По результатам тестов на различных частотах дискретизации и значений разрядности у меня получилась следующая таблица:
Тесты | SB0460 16/44.1 | SB0460 16/48 | SB0460 24/48 | SB0460 24/96 |
Частотный диапазон (40 Гц - 15 КГц), дБ | +0.02, -0.12 | +0.01, -0.09 | +0.01, -0.09 | +0.02, -0.18 |
Уровень шума, дБ (А) | -93.9 | -94.4 | -101.8 | -102.0 |
Динамический диапазон, дБ (А) | 93.7 | 94.2 | 101.5 | 101.8 |
Общие гармонические искажения (THD), % | 0.0009 | 0.0009 | 0.0008 | 0.0008 |
Интермодуляционные искажения + шум (IMD+Noise), % | 0.0057 | 0.0055 | 0.0026 | 0.0025 |
Взаимопроникновение каналов в стерео (stereo crosstalk), дБ | -96.8 | -94.4 | -101.2 | -98.3 |
Нужно отметить, что эти данные я взял только с одного компьютера (CPU Athlon XP 1700+, 512 Мб RAM, MB K7VMM+, экранированный корпус, бесшумная система охлаждения, заземляющий контур в студии), тогда как тестировал плату на нескольких, и в некоторых случаях результаты отличались значительно - в ряде случаев плата очень хорошо улавливала внешние "наводки". Поэтому, как и для всех профессиональных решений, а, судя по результатам тестов, мы говорим о "профессионале", для нормальной работы пользователям нужно обеспечить все условия - заземление и т.п.
Данные результаты не намного отличаются от заявленных в спецификации к устройству, учитывая, что в RMAA мы тестировали систему выход-вход, т.е. принимали во внимание погрешности обоих. У производителя указано следующее:
- Отношение сигнал/шум (20 КГц
Low-pass filter, A-взвешено).
Стереовыход -109 дБ.
Фронтальный и тыловой каналы - 109 дБ.
Центральный, сабвуфер и боковые каналы - 109 Дб. - Общие гармонические искажения + шум на 1 КГц (20 КГц Low-pass filter) = 0.004%
- Частотный диапазон (-3 дБ, 24-бита/96 КГц вход) = <10 Гц до 46 КГц
- Частотный диапазон (-3 дБ, 24-бита/192 КГц вход) = <10 Гц до 88 КГц (только стерео).
При переходе в том же самом режиме Creation на 4.0/4.1, 5.1, 6.1 и 7.1 результаты тестирования остальных каналов (фронтальный, тыловые, сабвуфер) идентичны тем же в стерео (которые приведены в таблице).
Нужно отметить, что о качестве платы можно уже было сразу сказать "на слух", а тесты просто подтвердили субъективное мнение.
Вторые впечатления
Теперь давайте разберемся с тремя режимами. Как уже было отмечено, в их рамках совершенно по-разному используется мощный процессор платы. Итак, обратите внимание на сводную таблицу для режимов, в которой заодно увидите и возможности SB0460.
Режимы | Entertainment | Creation | Game |
Аппаратный процессинг 3D Audio | Нет | Опционально | Да |
Окружающие эффекты | Опционально | Опционально | Да |
Воспроизведение звука с высоким разрешением | Да | Да | Нет |
Конвертация из стерео в многоканальные стандарты | Да | Нет | Опционально |
Многоканальная запись | Нет | Да | Нет |
MIDI на аппаратном уровне | Опционально | Да | Нет |
Эффекты на аппаратном уровне | Да | Опционально | Да |
Сэмплово-синхронизированные запись и воспроизведение | Нет | Да | Нет |
Минимизация задержек | Нет | Да | Нет |
Bit-Accurate - алгоритм тщательного (очень точного) квантования | Опционально | Да | Нет |
Воспроизведение 3D MIDI | Да | Да | Да |
Работа с 3D MIDI | Нет | Да | Нет |
Технология EAX Advanced HD 5.0 | Ограниченно | Ограниченно | Да |
Технология EAX Advanced HD 4.0 | Ограниченно | Ограниченно | Да |
Технология EAX Advanced HD 3.0 | Да | Да | Да |
Количество вспомогательных эффектов (AUX) | 2 | 4 | 4 |
Максимальное количество ревербераторов | 1 | 2 | 4 |
Кол-во эффектов "в разрыв" (inserts) | Нет | 4 | Нет |
Число выходных ASIO каналов: "чистых" | 1 пара | 5 пар | 1 пара |
Число выходных ASIO каналов: FX | Нет | 4 пары | Нет |
Число входных ASIO каналов: WUH (What U Hear) | 8 | 8 | 8 |
Число основных входных ASIO каналов | 1 пара | 1 пара | 1 пара |
Поддержка ASIO 2.0 | Ограниченно | Да | Ограниченно |
Прямой мониторинг ASIO 2.0 | 0 | 12 (6 пар) | 0 |
Технологии объемного звука CMSS (CMSS Surround, CMSS Headphones, CMSS 3DVirtual (на две колонки)) | Да | Нет | Да |
CMSS 3DVirtual (на четыре колонки) | Нет | Нет | Да |
CMSS-3DInteractive | Да | Да | Да |
Технология улучшения качества 24-bit Crystalizer | Да | Да | Да |
Графический эквалайзер | 10 полос | 10 полос | 10 полос |
Быстрое управление громкостью | Да | Да | Да |
Управление уровнем низких частот (басами) | Расширенное | Нет | Расширенное |
Мы имеем для каждого отдельного случая свой набор используемых технологий и функций. Единственное, что здесь еще нужно отметить - в рамках устройства поддерживается потоковое многоканальное аудио стандартов Dolby Digital и DTS, но максимальная частота дискретизации в этом случае равна 48 КГц.
После "разбора полетов" платы в трех режимах следует отметить самое яркое, сразу же бросающееся в глаза - ремастеринг аудио, который значительно улучшает качество звучания, а также всякие "примочки" типа CMSS (объемный звук) и управление уровнями низких частот, кои делают картину более яркой и реалистичной, что очень эффектно слушается при просмотре кинофильмов и в играх.
Что касается профессионального аудио, то могу определенно сказать, что такой уровень качества весьма неожиданен для платы за $130.
Программно-аппаратный комплекс
Creative - одна из немногих фирм, которая вместе с "железом" поставила обширную базу ПО. Общий объем программ составляет порядка 600 Мб, и в их числе можно найти все, что угодно, начиная от программы записи CD-R/RW-дисков и заканчивая простейшим звуковым редактором, поддерживающим стандарты DirectX и VST. В том комплекте поставки, который попал ко мне в руки, был достаточно обширный комплекс полезных утилит. Я удивился, что не нашел там ПО для работы со звуком, кроме "родного" малофункционального звукового редактора WaveStudio, хотя в документе от Сreative "SOUND BLASTER X-FI: MUSIC CREATION GUIDE" явно указаны конкретные программы и описана работа со Steinberg Cubase LE, Steinberg Wavelab Lite 2.0 и IK Multimedia Amplitube LE.
И действительно, мультитрековые программы от Steinberg наиболее подходят для плат семейства X-Fi. У Creative в режиме Creation предусмотрен универсальный микшер, именуемый Audio Creation Mode Console. В нем можно управлять очень мощной системой аппаратного эффект-процессинга платы, производить коммутацию, а также записывать готовые миксы, включающие MIDI, аудио, VST-инструменты, внешние подключенные устройства (функция What U Hear). Причем все это может прекрасно работать в рамках многоканальных систем. Таким образом, программы от Steinberg и "железо" от Creative - это одна из самых мощных современных "связок". Почему я тут не говорю о великолепной новинке этого года, программе Mackie/RAW Material Tracktion 2? Дело в том, что эта программа больше подходит для работы в стерео, а тут получается очень удобный комплекс для работы с многоканальными системами.
Подытожим
Неожиданно, красиво и очень мощно. Главное событие на рынке звукового "железа" этого года. Во второй части рассмотрим практические аспекты работы с новинкой от Creative X-Fi Xtreme Music. А сейчас ждите, когда она появится на прилавках.:)
(Продолжение следует...)
Кристофер,
christopher@tut.by
Комментарии
http://forums.creative.com/creativelabs/board/message?board.id=soundblaster&message.id=26289&view=by_date_ascending&page=1
Такие дела:)
Звуковые карты
1263Звук. карта Creative Audigy2 Platinum EX 218 900
7099Soundcard Creative SoundBlaster Audigy X-Fi Xtreme Music <SB0460>, Retail<SB0460>, PCI, 8 колонок 24bit/192kHz, EAX 5, ASIO 2.0302 40010 мес
7097Soundcard Creative SoundBlaster Audigy X-Fi Platinum <SB0460>, Retail<SB0460>, PCI, 8 колонок 24bit/192kHz, EAX 5, ASIO 2.0430 20010 мес
... только вот не могу понять какое отличие между последними двумя:(
кроме цены
http://silverado.by/goodslist/list/212/?full
Одна - Music, другая - Platinum.
http://www.soundblaster.com/ - вот здесь можно посмотреть ЧЕМ они отличаются.