Как уже многие знают, 8 октября этого года состоятся очередные гонки DARPA Grand Challenge 2005 с призовым фондом в $2 млн. Уже отобран основной список из 40 команд-участников, их выбирали среди 198 подавших заявку. Задачи у гонки века следующие: автономный механизм без участия человека должен проехать расстояние в 140 миль по бездорожью менее чем за 10 часов. Прошлые гонки завершились неудачно, и, во избежание подобных ошибок, в сентябре будет организован еще один отборочный тур, по результатам которого 8 октября на старт выйдет всего лишь 20 участников.
Анализируя список команд и глядя на их творения, можно без труда отметить общее для всех - в качестве базовых элементов для построения автономно управляемых машин используются стандартные автомобили - джипы, грузовики и т.п. Бюджет некоторых команд с лихвой перекрывает призовой фонд, но два миллиона долларов - не основная цель. Дело в том, что DARPA - одно из основных подразделений Министерства обороны США, поэтому победителю может светить хороший военный контракт. Суммы там совершенно другие. Например, в начале этого года компания iRobot получила контракт в $18.3 млн. с Министерством обороны США на производство небольших наземных гусеничных роботов PackBot и запасных частей к ним. В то же время производитель схожего с PackBot решения Talon IIIBs - Foster-Miller - получил контракт на $5.2 млн. Carnegie Mellons National Robotics Engineering Consortium (NREC) и United Defense Industries выиграли контракт на $26.4 млн на развитие и массовый выпуск телеуправляемых роботов-солдат Gladiator. При введении в Ирак 18 роботов-солдат SWORDS на их перевооружение было потрачено порядка $2 млн. На увеличение количества эскадрилий беспилотных бомбардировщиков Predator производства General Atomics Aeronautical Systems Inc. в течение пяти ближайших лет рассчитывается потратить $5,7 млрд.
То есть, Министерство обороны США готово выдавать огромные деньги на системы, способные работать в условиях военных действий. Они уже широко применяются в Ираке, Афганистане, использовались в Боснии.
Почему сейчас так остро стоит вопрос именно об автономных машинах, исключающих управление человеком? Дело в том, что они будут точно выполнять поставленные задачи и исключать так называемый "человеческий фактор". Сейчас и так достаточно остро стоит вопрос о наличии квалифицированного персонала для обслуживания военных робототехнических систем. Планы на автономные машины у военных грандиозные.
Вернемся все же к DARPA. Основные ставки делаются на команду Red Team (www.redteamracing.org), которая напичкала электроникой военные джипы Hummer. В июне этого года стало известно о том, что достаточно серьезная заявка на победу имеется у команды Banzai (team.gobanzai.com), которая компьютеризировала обыкновенный легковой автомобиль Volkswagen. Примечательно, что это первая автономная система управления, базирующаяся на платформе Apple Macintosh. Все программное обеспечение написано под OS-X. Их творение называется Dora. В списке 40 полуфиналистов (www.darpa.mil/grandchallenge/TeamInfo.html) можно еще встретить много интересных решений, причем зачастую за каждым из них стоят серьезные университеты, профессора и доктора наук из разных областей.
Будет ли DARPA Grand Challenge 2005 успешна в этом году? Трудно сказать, поскольку результаты прошлых соревнований показали очень много недоработок и недостатков. Сейчас уменьшена трасса, упрощено само задание. Причем нельзя не вспомнить студенческие соревнования автономных роботов Intelligent Ground Vehicle Competition (IGVC), проводимых под эгидой "танкового подразделения" TARDEC и множества спонсоров. Там уже есть положительная динамика, и роботы, построенные студентами, преодолевают препятствия, самостоятельно выполняют поставленные задачи в условиях реального природного ландшафта. Хотя сначала было очень трудно. Поэтому и положительный исход DARPA Grand Challenge - это вопрос времени.
Кристофер,
christopher@tut.by
Горячие темы