В США состоялся необычный концерт. Более 10 тыс. собравшихся слушали, как Лос-анджелесский филармонический оркестр исполнял знаменитые мелодии из пиксельно-шейдерного мира. Подходящим зрительным фоном к этому концерту были видеокадры из известных по всему миру компьютерных игр, а получившие классическое образование музыканты тем временем играли кусочки из звукового ряда игр Halo, Tomb Raider, Mario Brothers, а также классических Pong, Space Invaders и Pacman.
Джек Уолл и Томми Таларико, идейные вдохновители акции Video Games Live и известные авторы музыки к видеоиграм, считают, что скорый приход в видеоигры классических оркестров - очередной шаг в эволюции компьютерных игр. "Эту музыку люди по-настоящему любят, - говорит Уолл. - Удивительно наблюдать за тем, как аудитория начинает смотреть на любимые игры в новом свете. Видеоигры стали еще одним способом рассказать аудитории интересную историю, и музыка играет в этом одну из важных ролей".
Уолл пришел в индустрию видеоигр 10 лет назад. Уже тогда он мечтал о расширении возможностей звукового оформления игр. Сначала этим идеям мешала некоторая ограниченность технологического процесса создания игр. Однако с эволюцией приставок и компьютеров началась и эволюция компьютерной музыки. Как только на рынке появились приставки PlayStation2, Xbox и GameCube, музыкальные границы возможного пали, и звук стал неотъемлемой частью игр.
К записи музыки к игре Myst III Уолл привлек симфонический оркестр и хор. Саундтрек к этой игре вышел на двух отдельных компакт-дисках - было издано 250 тыс. специальных копий, а 30 тыс. дисков были проданы через интернет. "Именно тогда я и понял, какой большой рынок открылся передо мной", - рассказывает он.
В 2002 году композитор стал одним из основателей организации под названием Gang (Game Audio Network Guild), членами которой сейчас является более тысячи человек. "Мы получали много электронных писем, в которых любители компьютерных игр спрашивали нас, где можно достать тот или иной саундтрек. В кино музыка особенно не вмешивается в ход повествования или диалоги. В фильме вы подгоняете музыку к эмоциям героев. В играх же музыка - нечто более фундаментальное. Музыка движет действием. Есть много захватывающих, мощных мелодий, - объясняет Уолл. - Если создателям игр удается свести воедино музыку и действие, то результат налицо".
В прошлом году в Лос-Анджелесе состоялся концерт, на котором звучала музыка из игры Final Fantasy; аналогичные концерты прошли в Европе и Японии. Но, как говорят Уолл и Талларико, никто еще не делал ничего подобного проекту Video Games Live. Они уже разработали план турне по Америке, в ходе которого дадут 20 концертов. Если поездка будет успешной, они планируют сделать Video Games Live международным событием.
В том, что касается звукового оформления, современные компьютерные игры ушли далеко вперед от своих собратьев 20-летней давности, когда примитивные "бродилки" и "стрелялки" сопровождались такими же примитивными звуками. Прорыв в компьютерной технологии означает, что музыка в играх станет такой же важной составляющей и неотъемлемой их частью, как и музыка в голливудских фильмах.
Таким образом, музыку к компьютерным играм в скором времени начнут записывать ведущие оркестры мира. Но это произойдет только в том случае, если эксперимент, проводящийся в США, будет успешным.
Антон БОРИСОВ
Горячие темы