Монтаж по цвету
Современное экранное творчество, в том числе компьютерная графика и компьютерная мультипликация, очень серьезную роль в своих работах отводит цвету, так как именно цвет призван играть существенную роль в создаваемом произведении. Сама по себе цветность - это одно из выразительных средств наряду с движением, светом, композицией кадра и т.д. А потому, когда мы начинаем снимать какую-то сцену, стоит всегда задуматься над ее цветовым решением, над тем, как будут меняться и "работать" окрашенные пятна в рамках кадров.
Например, вы снимаете человека на природе. Сзади него пышные и высокие кусты создают ярко-зеленый фон, а сбоку находится черная стена. Снимается сцена, в которой необходимо иметь средний и крупный планы героя. Или, допустим, съемка интервью двумя камерами. Два оператора поставили свои аппараты так, что одна камера показывает человека лицом, а вторая в профиль. Как вы думаете, что получилось? Думаю, догадались - совершенно разное восприятие действительности.
В одном кадре человек снят на фоне зелени (рис. 1). А во втором - продолжение того же без разрыва во времени, но почему-то совсем в другом пространстве, где нет и намека на зеленую растительность (рис. 2). Невольно у зрителя возникает вопрос: что произошло? Каким образом этот герой мгновенно "перелетел" в какое-то новое и при том страшное место, где все вокруг красно?
Рис. 1 | Рис. 2 |
Именно такой эффект испытает зритель при восприятии этих кадров. А представьте себе, что во время интервью несколько раз меняются планы, снятые с этих двух точек, и результат покажется зрителю кошмарным бредом, созданным воображением авторов. Конечно, данный пример доведен до грани абсурда. Но подобные ошибки с резким изменением цветового фона от кадра к кадру встречаются в телевизионной практике сплошь и рядом. А решение этой задачи не имеет в себе никакой сложности. Поставьте камеры так, чтобы в первом кадре присутствовал на фоне кусок стены (рис. 3), а во втором - осталась бы часть кустов (рис. 4).
Рис. 3 | Рис. 4 |
В общей трактовке плавности перехода при изменении цветовых пятен от кадра к кадру существует одно простое правило: в предшествующем плане должно присутствовать пятно, которое занимает около одной трети площади в рамке кадра. Это послужит логичным и естественным оправданием для зрителя заполнения цветом всей площади следующего кадра. Зрительский глаз должен обязательно за что-то "зацепиться" в цветовом решении композиции, что-то "ухватить" в первом кадре, чтобы во втором для него не стало полной неожиданностью появление большого, совершенно нового цветового фона или пятна.
О цвете написано много разных трактатов и работ, но лучше всего убеждают примеры.
Обеспечение комфортности восприятия требуется не всегда. Напротив, в отдельных случаях, по режиссерскому замыслу, требуется активное воздействие на эмоциональность восприятия экранного рассказа. Тогда следует идти на прямое нарушение этих условий.
Но пользоваться таким приемом следует весьма тонко и умело.
Например, в известном фильме "Идиот" есть сцена, где Мышкин сидит в гостях у Ганечки. Все, что есть в кадре, подобрано и окрашено в серо-голубые тона, несколько приглушенные и даже мрачноватые. Во время разговора Ганечка неожиданно достает красный платок и встряхивает его. Это производит эффект вспышки и действует на зрителя почти как взрыв на экране. В этом месте развития сюжета Пырьеву как раз потребовалось взвинтить зрителю нервы, передать ощущение надвигающейся беды. Красный платок здесь предзнаменование неизбежно приближающейся ссоры. Все это блистательно удалось мастеру благодаря неожиданному введению в кадр нового контрастного движущегося цветового пятна.
Цветовое решение - необычайно сложная задача для художника и оператора. Чаще всего это удается при съемках в павильоне, так как режиссер может спланировать цветность, и ничто этой задачи не нарушит. Тогда как природная база - это зависимость от погодных условий. Работа на природе (натуре) оставляет значительно меньше возможностей для оператора и художника, но тем выше успех, если им удалось выдержать принцип сохранения единой цветовой гаммы всех кадров сцены. Иногда для решения такой задачи прибегают к искусственному окрашиванию естественных объектов, чтобы они не нарушали общего цветового замысла художника и оператора. В других случаях для достижения подобных целей пользуются различными фильтрами. Но об этих волшебных инструментах позднее.
Цвет - это, как выразился один из кинокритиков, музыка в пластике. На мой взгляд, необычайно точное определение!
Удачи!
Мария РЫЖКОВА,
[email protected]
Горячие темы