Когда осознаешь, что времени категорически не хватает, а дел, требующих участия или хотя бы твоего внимания, прибавляется, самое лучшее - это задуматься о более рациональном использовании отведенных 24 часов в сутки. Не зря же экономисты говорят, что если нет возможности работать напряженнее, начните работать рациональнее.
Для меня, тратящего достаточно много времени на отслеживание тенденций современного IT-мира, одним из основных временных "провалов" является прочитывание новостей и тематических рассылок. Определенным выходом служит работа с RSS-каналами, обеспечивающими более высокое качество управления подписками, в основном, благодаря возможности отслеживать только те темы, которые необходимы, а не соглашаясь получать общую рассылку сайта. Однако времени все равно не хватает. И дело даже не в качестве информации, а в форме ее подачи. Как сделать, чтобы вместо траты, в лучшем случае, часа на отсмотр новостей, потратить его на пробежку по парку или вообще вынести этот подготовительный период перед рабочим днем на то время, пока добираемся на место (не важно, в общественном транспорте, где, в принципе, можно использовать КПК или ноутбук, или за рулем собственного авто). Этот вопрос, как мы впоследствии увидим, волновал многих, а решение подсказала сама жизнь (правда, жизнь западных "буржуев").
Что такое podcasting? Еще полгода назад в Сети встречалось только английское упоминание термина - теперь же Google выдает положительные результаты и на русскую трансформацию слова, т.е. "подкастинг". Термин состоит из двух слов - "iPod" и "broadcasting" (радиовещание) - и примерно около года назад был введен в употребление Адамом Керри (Adam Curry). В то время Адам работал VJ'еем популярного канала MTV и именно с его подачи в прямом эфире подкастингом заинтересовались многие. Суть идеи проста: у вас есть iPod (на самом деле любой цифровой плеер с достаточным объемом памяти) и вы, не имея возможности слушать радиопередачи вживую, скачиваете их из интернета, потом перегоняете в память плеера и слушаете в любое удобное время. Дело оставалось за малым: сделать так, чтобы интересующие файлы компьютер по сформированному запросу находил и скачивал сам. Для этого стандарт RSS 2.0 (в отличие от 0.91, официальная спецификация формата 2.0 поддерживает XML-тег <enclosure>, где можно указать Web-адрес) скрестили с аудиофайлами (mp3, wma), получив основу задуманного. Вторым шагом стал выпуск все тем же Адамом Керри 11 октября 2004 года программы iPodder на основе лицензии GPL. Небольшая бесплатная программка позволила пользователям не просто получать ссылки или предложения закачать интересующий аудиофайл (через RSS-агрегаторы), но и автоматически записать новинку на плеер iPod. К сожалению, пользователи, работающие под Windows, такой функцией "не обременены", но уже сейчас есть много других программ (Nimiq, Doppler), поддерживающих не только "окошки", но и впечатляющее количество моделей различных цифровых плееров.
Кому интересен подкастинг? В момент зарождения технологии основной упор делался на людей, ведущих онлайновые дневники (блоги). В первую очередь, для них открылись каталоги и архивы, через которые любой желающий мог скачать результат микрофонного творчества. Идея оказалась настолько востребованной, что недавно (читайте "КВ" 18/2005) крупнейшая радиовещательная компания в США Infinity Broadcasting (183 радиостанции по всем штатам, подразделение корпорации ViaCom) объявила о запуске (16 мая) в Сан-Франциско первой подкастинговой радиостанции, чей playlist будет составлен только из файлов независимых подкастеров. Как ни странно, новомодным явлением заинтересовались как крупные представители массмедиа, так и небольшие интернет-СМИ. Например, свои программы в формате .mp3 имеет Engadget (обзоры device-новинок), авторы проекта DotNet Rocks (еженедельные двухчасовые интервью о программировании), а также проекты наших ближайших соседей: www.cybertime.ru (новости из мира высоких технологий) и сайт известного телеведущего Василия Стрельникова (www.russianpodcasting.ru), который обещает начинающим подкастерам разместить их первые работы у себя.
В конце хотелось бы обозначить несколько моментов. Да, подкастинг молод, перспективен и может стать таким же обязательным атрибутом каждого уважающего себя сайта, как лента новостей сейчас. Его развитие у нас сдерживают только две вещи: малые скорости вкупе с узкими каналами сети интернет и малая распространенность цифровых плееров. Конечно, последнее легко обходится записью нужных файлов на RW и прослушиванием CD-плеера, но я сомневаюсь, что когда-либо появятся программы наподобие iPodder'а, работающие с CD-bunner'ом. Хорошей же новостью является то, что подкастером может быть каждый. Микрофон, ПО для обработки звука, компьютер, и через некоторое время среди множества любительских программ взойдет звезда человека, которого никто не видел, но чей голос станет примером открытия таланта современными технологиями.
Егор МАЛЫЖЕНКОВ
Горячие темы