Не редко наш музыкант-современник задумывался над тем, как хорошо было бы перенести всю мощь компьютерной обработки и синтеза из мультитрековой программы, в которой создается композиция, на концертную площадку. Особенно остро этот вопрос стал сейчас, когда программные гитарные процессоры уровня Amplitube и Guitar Rig звучат намного лучше аппаратных моделей, виртуальные голосовые процессоры достигли своей технологической зрелости, а компьютерные синтезаторы и сэмплеры оставили далеко позади свои аппаратные прототипы.
И, действительно, а почему нет такой программы, которая включала бы все в одном и позволила использовать компьютер на живых выступлениях не только в качестве проигрывателя файлов, но и давала доступ к новейшим достижениям обработки и синтеза в рамках их использования в режиме реального времени?
2005-й год для рынка ПО действительно подразумевает его перерождение. Программа forte 1.5 от компании brainspawn (www.brainspawn.com) является одной из самых ярких весенних новинок и позволяет обеспечить полноценное живое выступление. Внешне ее графический интерфейс напоминает сложный коммутационный блок, а то, что в нем можно сделать, мы рассмотрим чуть поподробнее.
Что на входе?
Структурно коммутационную схему программы можно разделить на входные и выходные элементы. Входные элементы состоят из плагина-инструмента (VSTi, DXi, ReWire) и плагина-эффект-процессора (VST и DirectX). Модуль управления позволяет загружать, удалять и копировать инструменты в рамках рабочей области. Каждый из них отображается в виде отдельного рэкового блока, в котором можно получить прямой доступ к интерфейсу плагина, произвести его настройку, выбрать необходимый пресет. forte 1.5 рассчитана на одновременное использование до 32 инструментов. Переключение между ними можно производить как вручную (горячие клавиши, указатель мыши), так и автоматизированно, запрограммировав их в рамках Program Change для MIDI-клавиатуры. Вообще, forte является очень гибким средством общения между различными виртуальными инструментами и MIDI-клавиатурой - есть множество различных настроек. Отдельно хочется сказать о возможности копирования инструментов. Если вы используете один и тот же плагин, но с различными пресетами (тембрами), то его можно размножить на несколько идентичных модулей с разными настройками.
Как вариант программного инструмента, программа позволяет подключить модуль brainspawn Audio Input - виртуальный вход звукового интерфейса. Он имеет прямое отношение к реальным аудиовходам, только с единственной разницей - на один реальный можно подключить несколько виртуальных.
Подключив инструмент или виртуальный вход и произведя необходимые настройки, пользователь может встроить в цепь следования сигнала любой эффект-процессор (плагин) стандартов VST и DirectX. Если для большинства современных программных инструментов это не так важно, поскольку они имеют необходимые наборы обработок в рамках собственных оболочек, то при использовании виртуального входа этот момент может стать ключевым. Например, на данном этапе можно установить вокальный либо гитарный эффект-процессоры, устройства динамической обработки и т.п.
Что на выходе?
Входные элементы коммутируются на выходные, и тут стоит отметить один нюанс - все выходные цепочки начинаются с виртуальных элементов Busses. По аналогии с виртуальными входами, виртуальные выходы имеют прямое отношение к реальным с учетом того, что на каждый выход звукового интерфейса можно указать сразу несколько Busses. Выходная цепочка выглядит следующим образом: Buss -> VST-, DX-плагин -> реальный Audio Out.
Общая картина
Forte представляет собой абсолютно открытую коммутационную архитектуру, и, как вы понимаете, для того, чтобы сделать на базе этой программы живое выступление, необходимо запрограммировать специальный файл (в рамках программы он называется scene (сцена)). В данном файле нужно собрать все цепочки обработки и эффект-процессинга, выбрать необходимые инструменты и распределить входы/выходы. Это можно делать как для одной композиции, так и для целого выступления, разбив каждый номер на отдельные сцены, которых может быть много, причем по внутреннему содержанию они могут быть совершенно различны. Все сохраняется в виде файлов комбинированного характера с расширением *.rcf (аббревиатура от Rack Configuration File).
Программно-аппаратные требования
Как уже говорилось, в рамках одной сцены программа позволяет работать с 32 одновременно загруженными синтезаторами или сэмплерами. Учитывая то, что на каждый инструмент и виртуальный выход можно еще загружать и дополнительные эффект-процессоры, требования к системе вырастают в геометрической прогрессии. Forte является продуктом своего времени, поэтому ни о какой поддержке ОС Windows 95/98 SE/Me/NT 4.0 речь не идет. Для установки программы необходимо иметь в наличии Windows 2000 Professional SP3 или Windows XP Home/Professional SP1 и выше. Для пользователей Windows 2000 Professional SP3 рекомендуется установить дополнительные "заплатки" Q322913 и Q322842. Минимальная частота процессора - 1,5 ГГц, объем RAM - 128 Мб. Учитывая реалии, стоит отметить, что эти величины указывают на то, что программа сможет хорошо загружаться - если вы подключите пару-тройку программных синтезаторов, то сразу ощутите нехватку системных ресурсов. Сам графический интерфейс программы требует разрешения экрана 1024х768 пикселов. Для функционирования forte подходят практически все современные звуковые интерфейсы с WDM или ASIO драйверами.
Подытожим
Удивительный факт - компания Brainspawn позиционируется как один из основных сегодняшних спонсоров сайта www.kvraudio.com, владельцем которого является небезызвестная Muse Research, которая предлагает схожее с forte решение - Receptor, правда, в виде закрытого программно-аппаратного модуля, цена на который составляет порядка $1300. forte стоит $129.95. Оба решения позволяют делать живые выступления, но в варианте от brainspawn мы имеем практически "голую" программную оболочку, к которой нужно иметь мощный компьютер с хорошим звуковым интерфейсом и множество плагинов.
Общее впечатление достаточно неплохое - система работоспособна, практически нет глюков. Решения типа forte и Receptor говорят о том, что современный РС может стать полноценной рабочей станцией для обеспечения живых выступлений, а в случае использования цифровых входов/выходов - и серьезным комплексом эффект-процессинга. Интересно также то, что оба этих схожих решения серьезно заявили о себе на рынке практически одновременно - весной 2005-го.
Кристофер,
christopher@tut.by