Ресинтез игры великих пианистов прошлого - достаточно неожиданная задача, которую поставили перед собой разработчики из Zenph Studios. И вот, в мае этого года, должен состояться первый концерт...
С развитием технологий человечество столько же приобретает, сколько и теряет. Современные школы исполнительского мастерства отличаются от школ вековой давности. Меняется массовая культура, разрабатываются новые подходы и методики. Не так давно прошла волна популярности такого направления, как world music и этно. Композиторы и саундпродюсеры нового поколения изъездили весь мир в поисках уникальных законсервированных регионов с первозданной культурой. Были произведены уникальные записи, часть из которых уже является большим раритетом. То есть, с приходом технократической цивилизации данные регионы стали терять самобытность.
Таким же раритетом можно считать и записи классических музыкантов начала и середины прошлого века. Музыка в то время испытывала очередную эпоху перерождения, а исполнительское мастерство находилось на очень высоком уровне. Что нам осталось от того времени? Бесчисленное количество редких записей не всегда лучшего качества, бережно сохраненное энтузиастами. Конечно, их перенос с аналоговых носителей на цифровые с соответствующей обработкой, очисткой и т.п. - очередной виток развития ситуации, но он приемлем большей частью для истинных фанатов классической музыки и определенных музыкантов, поскольку современная запись исполнителя в 5.1 с отличными качественными характеристиками звучит намного лучше, чем много раз переобработанная старая. На данный момент предложен и другой вариант решения данной проблемы...
Zenph Studios
Образованная в 2002 году Джоном Уолкером (John Q. Walker) софтверная компания Zenph Studios (www.zenph.com) включает пять человек. Какая же идея стоит за Zenph Studios? Был разработан уникальный алгоритм, благодаря которому со 100% точностью грамзаписи великих пианистов преобразуются в MIDI-файлы. Сама суть технологии скрыта под коммерческим "ноу-хау", но уже сейчас можно говорить о некоторых успехах - в MIDI ресинтезированы прелюдия Шопена, сыгранная в 1928 году французским пианистом Альфредом Корто (Alfred Cortot), и "Вариации Голдберга" Баха, сыгранные канадским пианистом Гленном Хербертом Гульдом (Glenn Herbert Gould) в 1955-м. На данный момент идет работа над ресинтезом выступления на частной вечеринке великого американского джазового пианиста Арта Татума (Art Tatum), которое состоялось в далеком 1956 году.
Что дальше? Дальше берется великолепный инструмент - одна из моделей роялей серии Disklavier Pro производства Yamaha, которая может играть без участия человека, воспроизводя MIDI-файлы. По качеству звучания Disklavier Pro считаются одними из лучших инструментов мира. Таким образом, 19 мая 2005 года в американском центре исполнительских искусств BTI (Роли, Северная Каролина) должен состояться первый концерт "мертвых душ" (Корто умер в 1962 году, а Гульд - в 1982-м). Презентация состоится одновременно с сольным выступлением победителя конкурсов International Piano-e-Competition (2002) и Chopin Competition (2005), пианиста Мей-Тинг Сана (Mei-Ting Sun) (он жив).
Компания Zenph Studios не собирается развивать свой алгоритм для пользовательского рынка и намерена сотрудничать только с рекорд-лэйблами - на сегодня она им предлагает модернизировать старые записи, произведя их ресинтез по собственной технологии и, соответственно, качественную запись на новые современные носители типа DVD либо SACD.
Насчет 100% точности...
По оценкам многих специалистов, подобное компьютерное распознавание нот сыгранной партитуры может происходить с точностью до 50-80%, хотя лично я бы с осторожностью приводил и эти цифры.
Проблема в том, что необходимо вычислить не только все ноты при двуручной игре, но их длительности и оттенки. Программные алгоритмы могут не улавливать некоторые ноты, а также неверно их истолковывать. Также при живом исполнении используются педали, что усложняет задачи тонкого определения. В варианте Zenph Studios говорится о 100% идентификации сложных партитур с некачественных источников (шумы, естественная реверберация и т.п.) - удивительное заявление.
Если смотреть на пользовательские программы, то к "преобразователям" полифонических wav-файлов в MIDI следует относиться осторожно. Хороших алгоритмов там найти нельзя, разве что можно сказать о Celemony Melodyne, в которой для правильного преобразования требуются только необработанные мелодические инструменты - это наиболее точная программа.
На мой взгляд, преобразование, близкое к ста процентам, возможно только в одном случае - если за дело берется опытный пианист мирового уровня с абсолютным слухом и все повторяет самостоятельно "вживую". Хотя бы тот же Мей-Тинг Сан. Интересно будет, если моя догадка о таком "закрытом алгоритме" окажется верной.
Вместе с тем, Zenph Studios в рамках своего майского концерта предполагают проверку качества - произведение, записанное с Disklavier Pro, синхронно воспроизведут с оригиналом. Джон Уолкер заявляет, что в случае даже минимального расхождения слушатель ощутит эффект задержки.
Все еще сложнее...
Если говорить о полной картине, то, помимо 100% идентификации нот, стоит вопрос и о 100% переносе звучания инструмента, что практически невозможно. Думается, что если бы Гленн Херберт Гульд играл на реальном Disklavier Pro, то, несомненно, учел бы специфики звукоизвлечения данного инструмента. Для достижения полного эффекта нужна физическая эмуляция того рояля, на котором он играл в 1955-м. То есть, даже если у Zenph Studios и есть такой точный программный алгоритм, то он позволяет отобразить только "почерк" великих музыкантов, который может и потеряться из-за различия в инструментах.
Резонен вопрос: насколько это необходимо? Может, лучше просто записывать и слушать современных музыкантов? Среди них также есть великие.
В завершение
Вообще, это очень хорошо, что Yamaha в передовые модели своих роялей встроила возможность интеграции с MIDI. Таким образом, можно делать самую точную запись концертов и конкурсов, воспроизводить ее впоследствии. Данные системы являются одним из лучших вариантов будущего развития музыкального образования. Представьте себе картину, когда ученик для того, чтобы прослушать, как то или иное произведение сыграли бы профессионалы на его же инструменте, скачивает специальный MIDI-файл.
С другой стороны, все современные MIDI-устройства не совершенны и не обладают полной совместимостью, т.е. MIDI-файлы везде звучат по-разному. Это одна из самых главных проблем данного стандарта.
Ну а что касается концерта "мертвых душ", то при нормальном развитии ситуации должны появиться записи, которые и покажут силу алгоритмов от Zenph Studios. Как понятно, MIDI-файлы не распространяются.
Кристофер,
christopher@tut.by