Женщина, изменившая компьютерный мир
Стоящий в порту корабль
находится в безопасности, но не
для того строятся корабли Грейс Мюррей-Хоппер |
Урожденная Грейс Брюстер Мюррей (Grace Brewster Murray) появилась на свет 9 декабря 1906 г. в Нью-Йорке. Жизнь Мюррей-Хоппер, на первый взгляд, полная неожиданных зигзагов, если приглядеться повнимательнее, вполне логична. И этапы ее жизненного пути тесно взаимосвязаны друг с другом. Хотя сама Мюррей-Хоппер любила повторять: "Люди имеют аллергию к переменам... Я пытаюсь бороться с этим. Вот почему у меня настенные часы идут против часовой стрелки". Безусловно, без такой врожденной настойчивости, целеустремленности и пренебрежения к замшелым устоям общества Мюррей-Хоппер не смогла бы добиться многого. Однако и сама судьба благосклонна - предоставляла ей отличные шансы реализовать себя.
Стоит начать с того, что свои математические способности юная Грейс унаследовала от матери, Мэри Кэмпбелл Хорн Мюррей, которая изучала геометрию в те времена, когда серьезные занятия математикой считались совсем не женским делом. Отец, Уолтер Флетчер Мюррей, успешный страховой агент, всячески поощрял интерес старшей дочери к точным наукам. Имея способности и поддержку родителей, Грейс с ее характером было не сложно в 16 лет (в 1923 г.) попробовать поступить в колледж Вассар (Vassar College). Это учебное заведение было первым в США женским колледжем, открывавшим для женщин тех часов самые широкие научные перспективы. С первого раза Грейс поступить не удалось - ей не покорился латинский язык. Но такой "пустяк" не лишил девушку намеченных ориентиров. Год подготовки в школе Хартридж (Нью Джерси) позволили Грейс поступить в Вассар со второй попытки. В 1928 г. она получила степень бакалавра математики и физики вместе с почетным дипломом старейшего академического общества "Phi Beta Kappa". Спустя два года неугомонная Грейс стала магистром математики Йельского университета. Тогда же она вышла замуж за Винсента Фостера Хоппера, преподававшего английский язык в коммерческой школе Нью-Йорка.
Вплоть до 1943 г. Мюррей-Хоппер преподавала в колледже Вассар, "попутно" став доктором математики в Йеле (ее докторская диссертация носила название "Новые типы критериев неприводимости") и вырасти от преподавателя до адъюнкт-профессора. К тому времени Грейс уже была опять одна (бракоразводный процесс состоялся в 1940 г.; детей у Грейс и Винсента не было) и с живым интересом наблюдала за происходящей Второй Мировой войной. Можно долго удивляться решению Мюррей-Хоппер попроситься на военную службу, если не знать, что предки Грейс принимали самое активное участие в американской революции второй половины XVIII в. Впрочем, и без таких славных предков Грейс в плане патриотического воспитания вполне хватило бы деда по матери, который дослужился до контр-адмирала. Грейс увидела его, будучи трехлетней девочкой, и в ее памяти навсегда осталась воинская выправка деда, несмотря на его долгое пребывание в отставке. Так что главная проблема заключалась в том, что, во-первых, Мюррей-Хоппер занимала высокий пост в колледже, а, во-вторых, ни возрастом, ни весом (39 с небольшим кило) не годилась в армию. Военно-морской флот США, куда вполне естественно хотела поступить на службу Грейс, категорически рекомендовал остаться профессору на гражданке. Но с присущим упорством Мюррей-Хоппер добилась-таки специального разрешения и в декабре 1943 г. приняла присягу.
Мюррей-Хоппер, безусловно, осознавала, что на ее хрупкие плечи выпадут испытания почище университетских, иначе бы она не закончила женское военно-морское училище, показав блестящие результаты (не стоит забывать, что другие курсантки были гораздо младше Грейс). Наивно было предполагать, что после обучения Мюррей-Хоппер послали бы на фронт. Судьба щедро отблагодарила неординарную женщину - Грейс в звании лейтенанта направили в бюро артиллерийских вычислительных проектов при Гарвардском университете, где ее "поджидал" один из первых в мире компьютеров Mark I. Бюро возглавлял профессор Хоуард Айкен. Встретив Грейс словами "Где, черт возьми, вы были все это время?", Айкен подвел ее к Mark I и произнес: "Это вычислительная машина. Было бы превосходно, если бы вы нашли коэффициенты интерполяции касательных к дуге к следующему четвергу".
Вот так они встретились: компьютер и женщина, которая окажет впоследствии огромное влияние на развитие компьютерной индустрии. Грейс, выполняя задание Айкена, написала свою первую программу и тем самым стала третьим программистом Mark I. Вычислений проводилось много, а делать их нужно было спешно, потому Mark I работал круглосуточно. Как следствие, персонал ЭВМ частенько засыпал прямо за пультом управления. Быть может, во время таких многочасовых бдений Мюррей-Хоппер пришло в голову автоматизировать нелегкий труд программиста. Надо сказать, что в то время не было ни языков программирования, ни компиляторов - каждый раз ту или иную программу создавали сызнова, а стоило это большого, во многом рутинного, труда. Но, поскольку многие задачи часто повторялись, то Мюррей-Хоппер решила собирать "подпрограммы" - часто используемые блоки программ. Собрав целую библиотеку "подпрограмм", Мюррей-Хоппер значительно облегчила работу бюро, т.к. теперь под рукой были готовые куски программы.
Работа в бюро завершилась для Мюррей-Хоппер поистине историческим случаем. К тому времени в Гарварде размещался наследник Mark I, компьютер Mark II. Начало сентября 1945 г. выдалось жаркое, а помещение, где стоял Mark II, не имело кондиционеров, потому окна были открыты нараспашку, чтобы дать персоналу и машине хотя бы небольшое охлаждение. 9 сентября компьютер неожиданно прекратил работу. Поиски причины остановки дали неожиданный результат: в реле под 70-м номером находился залетевший на свет мотылек. Несчастное насекомое было аккуратно извлечено пинцетом и прикреплено к странице бортового журнала с пояснительной записью. Когда же Айкен зашел поинтересоваться ходом работы, Грейс и ее коллеги ответили, что были заняты очисткой компьютера от насекомого (буквально - "debugging", поскольку "bug" по-английски означает "насекомое"). Так родился термин "debugging", ныне хорошо известный каждому программисту и означающий процесс отладки программы.
Итак, Вторая Мировая война закончилась, и большая часть женщин-военных вернулась к обычной жизни, они вышли замуж и нарожали детей. Но Мюррей-Хоппер уже была разведена, не имела детей и была слишком стара для всего этого. Потому она отвергла приглашение из Вассара и осталась в Гарварде вплоть до 1949 г. В то время не существовало рынка компьютеров как такового, и перспективы его развития не казались радужными. "Тогда все использовали перфокарты и думали, что так будет вечно", - вспоминала Мюррей-Хоппер. Все, но не Грейс, чье вечное стремление идти наперекор устоявшимся традициям привело ее в молодую компьютерную компанию Eckert-Mauchley Computer Corporation. Там она получила должность старшего математика. Основатели компании, Джон Мочли и Джон Эккерт, к этому времени уже являлись создателями компьютера ENIAC. В 1951 г. их компания закончила создание первого коммерчески доступного компьютера UNIVAC 1. Мюррей-Хоппер довелось поработать над разработкой программных средств для UNIVAC 1.
Это был период, когда компьютеры начинали входить в сектор бизнеса для обработки коммерческих данных. И Мюррей-Хоппер не зря еще называют "бабушкой КОБОЛА" - языка программирования для коммерческих приложений COBOL (Common Business Oriented Language), чья первая спецификация появилась в 1959 г. Ведь еще в 1952 г. Мюррей-Хоппер сообщила миру о появлении первого компилятора под названием A-0, который переводил символический математический код в понятные машине команды, выделял память компьютера и т.д. Кроме того, каждой "подпрограмме" Мюррей-Хоппер дала определенный номер, так что машина легко могла находить их на магнитной ленте. Кстати, термин "компилятор" предложила использовать та же Мюррей-Хоппер. В конце 1956 г. под руководством Грейс был создан компилятор B-0, известный позднее как FLOW-MATIC и продававшийся вместе с компьютерами UNIVAC I и UNIVAC II. Новаторским можно считать то, что Мюррей-Хоппер решила использовать английские слова в качестве еще одних символов (например, "compare" - "сравнить", "add" - "добавить"), причем она была твердо уверена, что программирование должно основываться только на английском. Эта удивительная женщина вновь оказалась права. FLOW-MATIC, ориентированный на обработку коммерческих приложений, как раз и оказал основное влияние на появившийся позднее COBOL. Над COBOL работали многие члены команды Мюррей-Хоппер, но и сама Грейс оказала помощь при создании этого популярного языка программирования.
31 декабря 1966 г. Мюррей-Хоппер была-таки отправлена в отставку в звании капитана третьего ранга. "Это был самый печальный день моей жизни", - признавалась впоследствии Мюррей-Хоппер. Но и здесь не обошлось без странностей. Военно-морской флот столкнулся с неожиданной проблемой: платежные ведомости были переписаны 823 (!) раза, но компьютер так и не разобрался с ними. Потому Мюррей-Хоппер в спешном порядке была призвана на службу вторично. Первоначально оговаривалось возвращение Грейс на шесть месяцев, но затем с ней заключили контракт на неограниченное время.
В дальнейшем Мюррей-Хоппер работала над выработкой единого стандарта COBOL, занималась преподаванием и исправно получала новые воинские звания. 8 ноября 1983 г. Мюррей-Хоппер произвели в адмиралы, а спустя два года - в контр-адмиралы. 14 августа эту легендарную женщину все же отправили в почетную отставку. Но теперь Мюррей-Хоппер не о чем было сожалеть: ее жизнь и без того была полноценной. Ведь, помимо преподавания, она с 1986 г. являлась старшим консультантом компании DEC!
1 января 1992 г. Мюррей-Хоппер не стало. Ее похоронили со всеми подобающими ее высокому званию почестями. В памяти современников и потомков она навсегда осталась настойчивой, яркой и бесстрашной женщиной, которая жила под девизом "Осмеливайся и делай". Женщиной, не побоявшейся изменить себя и окружающий ее мир.
Юрий ДРОЗДОВ
Ссылки по теме: