Белорусский рынок информационных технологий давно пережил период становления. Начавший свое развитие как рынок компьютеров и периферии, сейчас это достаточно сложный живой организм, продолжающий динамично развиваться, не смотря ни на какие превратности судьбы.
Если вести отсчет c 1990 года, т.е. от момента появления таких компаний, как МАП, "Сота", Summit Systems, то можно говорить о пятнадцатилетней истории белорусского компьютерного рынка. Разумеется, нельзя говорить о том, что до 1990 года никто не поставлял персональные компьютеры, более того, у нас производились собственные персоналки класса XT, и при всех очевидных минусах они выполняли свои задачи. Следует также отметить, что когда мы говорим о компьютерном рынке тех времен, мы имеем в виду модель отношений, сформировавшую теперешний рынок, ведь большие ЭВМ класса "Минск" и "ЕС" производились в Беларуси с середины 60-х годов, были в ходу также чисто советские персональные компьютеры ДВК, но это, как говорится, совсем другая история.
Маркетинговые исследования IT-рынка не могут похвастаться столь давними традициями. К сожалению, на протяжении этих лет все они носили фрагментарный характер, были разделены слишком большими временными интервалами, порой в годы, и выполнялись разными группами исследователей по различным методикам, что привело к несопоставимости данных.
В последнее время существующий недостаток информации на рынке информационных технологий (парадокс, не правда ли?) начал стимулировать возрождение подобных исследований. И хотя они также не отличаются регулярностью, тем не менее, имеют высокий профессиональный уровень исполнения. Так, к примеру, следует упомянуть "Анализ рынка ICT-технологий (Республика Беларусь)", выполненный в 2003 году компанией Merchant Consulting Group (Минск), "Рынок экспортно-ориентированного программирования Республики Беларусь", выполненный осенью 2004 года Market-Visio (Москва), "Исследование рынка лицензионного программного обеспечения и IT-обучения", выполненное компанией Soft Line (Минск) в ноябре 2004 года, а также ряд журналистских обзорных публикаций.
Исходя из сказанного выше, отделом рекламы и маркетинга ЗАО "БелХард Групп" при участии аналитиков отдела интернет-маркетинга ЗАО "БелХард Групп" в содружестве с компанией Soft Line и при тесном взаимодействии с Белгосуниверситетом было принято решение о проведении масштабного комплексного исследования белорусского IT-рынка.
Под современным IT-рынком мы понимаем совокупность следующих сегментов:
- Рынок ПК и периферии (собственно, компьютерный рынок в его "классическом" понимании).
- Рынок интернет-услуг и всех сопутствующих сервисов.
- Рынок сетей и телекоммуникаций, системной интеграции и решений масштаба предприятия.
- Софтверный рынок (экспортно-ориентированное программирование, ПО для местного потребления, как то: юридическое, бухгалтерское, АСУТП и АСУП местных производителей, коробочное западное ПО).
- Мобильная связь и мобильный доступ (GPRS, WAP и пр.).
- Обучение компьютерной грамотности и программированию, курсы повышения квалификации для IT-специалистов.
Целью данного исследования является заполнение образовавшегося информационного вакуума, построение реальной объективной модели IT-рынка, оценки потенциала и перспектив развития, представление Беларуси для западных и российских инвесторов.
Предварительные опросы субъектов IT-рынка показывают, что очень немногие имеют адекватное представление о его емкости и реальных тенденциях. Так, к примеру, даже оценки количества продавцов ПК и периферии отличаются у разных респондентов на сотни единиц. Тем более, никто из субъектов рынка не в состоянии оценить ни реальной емкости, ни объемов легальных и так называемых "серых" поставок. На протяжении ряда лет одной из болезненных проблем развития, называемых директорами компаний, являлась конкуренция со стороны "серых" поставщиков. В настоящее время по мере совершенствования законодательства данная проблема может быть снята в самом обозримом будущем. В связи с этим для лучшей организации бизнеса адекватная модель рынка нужна как никогда.
Результатом данной работы будет публикация сборника, содержащего отчет об исследовании, а также статьи известных минских аналитиков и IT-специалистов, посвященных современному состоянию и перспективам IT-технологий.
Этот сборник уже готовится к изданию.
Мы приглашаем все белорусские IT-компании принять участие в исследовании, ответив максимально полно на вопросы, предложенные нами.
Получить дополнительную информацию о сборнике, оформить подписку, а также заявку на рекламу можно по адресу [email protected].
Эдвард ЖИЛИНСКИЙ,
координатор проекта,
начальник отдела рекламы и
маркетинга "БелХард Групп"
Горячие темы