После того, как проходит детское стремление глазеть и трогать руками, вместе с ним пропадает и желание посещать компьютерные выставки - интернет давно уже стал более эффективным средством познакомиться с интересными людьми и разузнать подробности о новых технологиях. Стоит ли ради такой старомодной привычки, как общение лицом к лицу, отправляться за тысячи километров в чужую страну?
CeBIT - крупнейшая компьютерная выставка в Европе, да и во всем мире. Если уж где и можно найти ответ на этот вопрос, то только здесь - при условии, что удастся заглянуть под корпоративные улыбки и обязательный оптимизм участников и узнать, что они думают на самом деле о выставках вообще и о CeBIT, в частности.
Возьмем, к примеру, наиболее актуальный для белоруса павильон - Halle 8, посвященный IT-аутсорсингу (официально именуемому "экспортно-ориентированным программированием"). Как вы думаете, чей стенд самый большой и самый яркий в этом зале? А вот и нет, вовсе не национальный стенд мирового лидера аутсорсинга Индии.
В центре зала возвышается кричащий сине-оранжевый стенд Египта, продвигающего свои центры телефонной поддержки (низкий уровень образования не позволяет египтянам претендовать на более технологичные рынки, такие, как разработка ПО). Рядом расположен огромный стенд фирмы Rus-Soft, попытавшейся собрать вместе аутсорсинговые компании России, Украины и Беларуси. Напротив - небольшой, но броский стенд Филиппин, впервые выставляющихся на CeBIT. Китай и Индия тоже присутствуют, но по их стендам заметно, что CeBIT не является для них основным или даже существенным источником новых проектов.
С другой стороны, скромность мировых лидеров можно объяснить и иначе. Программисты Китая, в первую очередь, ориентируются на японский рынок, близкий им и географически, и культурно. Для Индии же основными рынками являются Великобритания, за века колониализма привыкшая пользоваться трудом индусов, и США, компании которой не придают большого значения географическому расположению своих партнеров и ценят поголовное (даже если посредственное) знание индусами английского языка.
Выходит, за ответом лучше обратиться к восточноевропейцам, для которых CeBIT должен быть главным маркетинговым событием года. Компаний из Восточной Европы здесь действительно немало - кроме уже упомянутого стенда Rus-Soft, целые проходы занимают стенды компаний из Литвы, Болгарии, Румынии, Сербии, особняком стоит более скромный стенд Армении, рядом с ним - стенд SaM Solutions, которая проигнорировала призыв Rus-Soft к объединению и осталась под собственным флагом.
Русский стенд выглядит бойко, однако, в основном, на нем говорят по-русски - стоило ли ехать в Германию для того, чтобы продавать свои услуги друг другу? По очереди представители нескольких российских организаций обращались ко мне с декламациями о важности объединения усилий для совместного продвижения на рынке, но никто так и не смог предложить убедительного механизма, гарантирующего действительно взаимовыгодное сотрудничество.
Антон Дечко, директор по развитию бизнеса компании SaM Solutions, не пытается прятаться за лозунгами: "Мы выставляемся на CeBIT с 1995 года. В первые годы это действительно было существенным источником новых проектов, некоторые из компаний, с которыми мы тогда познакомились, остаются в числе наших крупнейших клиентов и сейчас. Однако последнее время присутствие на CeBIT для нас - исключительно имиджевая акция, мы едем сюда не за новыми контрактами" (справедливости ради надо отметить, что эта скромность не помешала SaM в последний день выставки высветить на своем проекторе нахальное заявление "we're booked" - "продано").
Так же скромен и Михаилас Траубас из литовской компании Alna Software - Alna участвовала в CeBIT несколько лет назад, не получив никакой отдачи, отказалась от дальнейшего участия в выставке, а теперь приехала только потому, что в этом году впервые целый павильон на CeBIT посвящен аутсорсингу. От специализированного павильона толку оказалось немного - он лишь еще больше изолировал аутсорсинговые компании от их потенциальных клиентов, выставляющихся в других павильонах.
Мнение остальных владельцев стендов было примерно тем же, больше оптимизма было только у тех, кто приехал на CeBIT впервые - например, многого ожидает от выставки украинская компания Miratech, которая, скорее всего, вообще не стала бы приезжать, если бы не приглашение Rus-Soft. Самым красноречивым признаком эффективности стенда в павильоне аутсорсинга был хронически пустой стенд Египта - ни яркие краски, ни каждодневные пляски с бубном (в прямом смысле этих слов) так и не привлекли внимание потенциальных бизнес-партнеров.
Рассудив, что в павильонах, посвященных основному блюду CeBIT - электронике, должно быть повеселее, я не стал своим видом отпугивать бизнесменов в пиджаках и галстуках от стенда SaM и отправился в разведку. Собственно, электроника меня интересует мало, так что я поставил перед собой более скромную исследовательскую задачу - оценить, насколько популярны на CeBIT свободные программы и Linux.
Результат превзошел мои и без того оптимистичные ожидания. Даже за пределами Halle 6, посвященного "open-source", пингвин Тукс используется многими для того, чтобы хотя бы отметиться - мол, и мы тоже поддерживаем Linux. Производители наладонников и планшетных ПК серьезно кивают: "Да, прямо сейчас мы работаем над поддержкой Linux в наших устройствах". Представитель фирмы из Гонконга, выпускающей цифровые телефоны и устройства IP-телефонии, в ответ на вопрос об используемом ПО говорит: "Мы используем нашу собственную систему. Ядро? Ну да, мы используем ядро Linux". Даже на улице IBM в престижном Halle 1 нашлось место нескольким Linux-поставщикам, не говоря уже про стенд Novell, практически полностью посвященный Linux и свободным программам.
Разумеется, поддержка Linux на CeBIT далеко не поголовная. Особенно скептически относятся к пингвину консервативные британцы - представитель одной такой фирмы деликатно послал меня ко всем чертям, прямо заявив: "Только Microsoft, только разработка собственными силами". Даже и возразить нечего.
Так стоит ли белорусу ехать на CeBIT? Как всегда, однозначного ответа быть не может. Я не жалею, что съездил - но уж точно не ради возможности постоять на стенде. Скорее, ради возможности найти интересных людей и интересные компании, а самое главное - лично убедиться в справедливости или несправедливости того, что пишут в интернете о любимой технологии.
Дмитрий БОРОДАЕНКО
Комментарии
Почему упоминал чаще других, догадаться несложно -- просто потому, что торчал на её стенде, о чём честно упомянул. Почему не облажал -- тоже очевидно, не нравилась бы фирма -- я бы с ней не связывался.
С тем же успехом можно меня обвинить в непрофессионализме на основании того, что я пытался сделать в этой статье рекламу Linux (вместо того например, чтобы расписывать демонстрировавшиеся на CeBIT решения под Windows). Впрочем, в определённом смысле я и не являюсь профессионалом -- журналистского образования у меня нет. Но вот журналистской этики я стараюсь придерживаться.