Монтаж - дело тонкое

Язык монтажа

Кино, телевидение, видео, анимация, мультипликация, виртуальная реальность, клипы и телереклама - все это объединяется понятием "экранное творчество". Авторы любого из этих видов произведений задаются целью вступить в общение со зрителем посредством экрана. Потому терминология для всех творцов должна быть одинаковой.

Прежде, чем начать разговаривать на какую-нибудь ответственную тему, следует научиться понимать друг друга, необходимо договориться о терминологии.

Сегодня режиссер создает кинофильм, завтра его пригласили делать передачу, через месяц ему доверила сделать клип знаменитая певица. Вчера он работал с одной командой, завтра ему предстоит трудиться совсем с другими людьми.

Общий язык - понятие не только образное. Режиссер должен понимать оператора, оператор - ведущего, ведущий - сценариста, сценарист - художника, художник - монтажера, монтажер - ассистента и т.д. Режиссер, как главная фигура творческого процесса создания фильма, обязан владеть специальной терминологией в совершенстве, уметь объясняться на профессиональном языке четко и точно, исключая возможность неверного толкования смысла своих заданий, планов, идей.

Например, термин "крупный план" ни у кого не вызывает вопроса. И все уверены, что именно их объяснение является правильным. Потому для начала хочу предложить простую задачу. Попробуйте решить ее сами, какой из описанных ниже планов следует называть крупным:

  1. Голова муравья.
  2. Глаз человека.
  3. Кабина самолета.
  4. Уголок лесной лужайки.
  5. Клюз и якорь океанского теплохода.

Вы не угадали! Среди предложенных примеров крупного плана нет. Но объяснение этого незатейливого подвоха еще впереди.

Начну, пожалуй, с понятия "кадр". Что это такое - кадр? Именно его иногда называют планом. Эти понятия в некотором смысле являются синонимами и подразумевают одно и то же. Кадром или планом называют обычно кусок пленки негатива или позитива, или магнитной пленки, на которой зафиксировано изображение, снятое в результате одного пуска камеры.

Включили камеру - начался план. Работает камера - увеличивается длина плана. Остановили аппарат - кончился кадр. Он снят. Во всех дальнейших операциях с этим куском изображения о нем будут говорить как о конкретном плане или кадре. Например: "Дай мне, пожалуйста, этот кадр!".

Кадр или план - своего рода "блок", единица при сборке, в монтаже изображения. Он может быть уменьшен, урезан в окончательном варианте. Но все равно - от склейки до склейки, от стыка до стыка - кусок изображения будет называться планом или кадром.

У слова "план" есть второе значение, которое не совпадает по смыслу со значением слова "кадр". Оно связано с обозначением масштаба съемки, с выбором крупности съемки объекта. Мы обычно говорим: "крупный план", "общий план". Можно допустить выражение: "кадр снят слишком мелко" или "кадр имеет недостаточную крупность". Хотя с точки зрения русского языка эти выражения не совсем корректны, тем не менее, они приняты в профессиональном языке и не вызывают вопросов у коллег. Но категорически нельзя сказать: у меня в руках "средний кадр" или "общий кадр". В этом случае вас просто-напросто не поймут.

Крупность плана определяется по тому, что зритель видит на экране, какое изображение ограничено рамкой, какая часть объекта или пространства отображена на пленке по отношению к единому масштабу крупности. Было предложено различать шесть основных планов крупности, что позволило вывести некоторые общие закономерности восприятия изображения с экрана при смене кадров в зависимости от их крупности.

Термин "кадр" тоже имеет второе значение - изобразительное. Операторы обычно говорят: "нужно построить кадр", "нужно выстроить композицию кадра", "нужно осветить кадр"... В этом случае подразумевается часть пространства, которую оператор видит в визир (глазок) видеокамеры, и все, что в ней находится. Актера часто просят войти в кадр, т.е. просят занять место в поле зрения камеры. Если кадр получился эстетически изящным, то можно сказать, что оператор нашел оригинальное композиционное решение кадра.

А вот клеточка на пленке нежно называется "кадриком". Одна секунда на экране - 24 кадрика кинопленки, или 25 кадриков видеосъемки. На телеэкране за одну секунду тоже сменяется 25 кадриков.

Немного определившись, что такое "кадр" и "план", вернемся к делению планов по крупности. Такая потребность деления возникла в ходе наблюдений за качеством, а точнее, за комфортностью восприятия стыка соседних кадров разной крупности. Было предложено различать шесть основных видов крупности планов:

  1. Деталь. Глаз человека с бровью и частью носа.
  2. Крупный план. Лицо человека во весь экран по вертикали. Над головой и под подбородком остаются небольшие зазоры между лицом и рамкой кадра. За головой просматриваются плечи.
  3. 1-й средний план. Часть фигуры человека, взятая в рамку кадра, чуть выше пояса.
  4. 2-й средний план. Фигура человека по колено.
  5. Общий план. Человек заключается в рамку кадра так, что над его головой и под его ногами остается небольшое пространство до рамки.
  6. Дальний план. Фигура человека в этом случае чрезвычайно мала. Она составляет 1/7, 1/10 часть высоты кадра и меньше.
 
Глаз человека с бровью и частью носа   Лицо человека во весь экран
 
1-й средний план   2-й средний план
 
Общий план   Дальний план

Конечно же, в условиях производства вы вряд ли услышите названия всех шести планов. О существовании такого деления по крупности знают единицы. В режиссерских сценариях обычно употребляется деление на "крупный", "средний" и "общий". Но для выбора монтажного решения сцены, для точного определения ее стилистического решения, для обеспечения комфортности восприятия стыка кадров необходимо учитывать обязательно все шесть. Все шесть требуются для объяснения принципов монтажа кадров.

В ходу у работников кино и телевидения есть еще два вида крупности планов: микро и макро. В просветительском экранном творчестве они встречаются довольно часто. Эти термины применяются для обозначения крупности при проведении спецсъемок.

Микро - это план, снятый через микроскоп, когда объект нельзя увидеть невооруженным глазом. Так снимаются микроорганизмы, бактерии, инфузории и т.д.

Макро - это как бы промежуточная крупность плана между деталью и микросъемкой. С научной точки зрения этот термин неточен. (Макро обозначает большие скопления или охват очень крупных пространств.) Но в обиходе профессионалов кино он утвердился как план, снятый через увеличительное стекло или с применением насадочных линз, позволяющих снять, например, глаза бабочки или "подкованную блоху".

На этом, пожалуй, сегодня и закончу.

(Продолжение следует...)

Мария РЫЖКОВА,
montaj@pochta.ru

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

10 за 2005 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!