Название одной из самых популярных на сегодня программ Melodyne сформировано из первых частей двух слов MELOdy и DYNamic. Автором идеи ее создания является очень интересный человек, ныне 52-летний, Петер Неубакер (Peter Neubacker). Если немного затронуть его биографию, то стоит отметить, что Петер является квалифицированным гитарным мастером, обучался классической гомеопатии и астрологии. В 1984 году открыл издательский дом, специализирующийся на астрологической тематике. Также Петер очень интересовался темой взаимосвязей между математическими и музыкальными структурами и с 1986 года начал работать с компьютерными системами. В 1997-м в стадию разработки входит идея Melodyne. В 2000 году появляется компания Celemony Software GmbH, название которой сочетает в себе элементы двух слов из словосочетания CELEstial harMONY (астрономическая (небесная) гармония), и в 2001-м Melodyne в первый раз появляется в рамках выставки NAMM Winter 2001, удостаивается множества наград и положительных отзывов. В 2005-м это уже чуть ли не самая популярная программа с несколькими тысячами зарегистрированных пользователей.
За что мне нравятся музыканты старого поколения, так за то, что по результатам их игры или пения не нужно дополнительно "ездить" автотюнерами, выравнивателями ритма и т.п. Если какая-то нота и имеет четвертьтоновый окрас или чуть смещена, то это делается профессионально намеренно, для придания более тонкого интонационного звучания и динамики.
В современном мире все делается уже по-другому, многих живых музыкантов заменяют синтез-модули, которые с посэмпловой точностью попадают в ноты, ритм и т.п. Музыка стала монументально рафинированной. Поэтому сейчас во многих MIDI-редакторах предусмотрена возможность добавления небольших смещений для нот по сетке времени, что, по мнению авторов таких разработок, дает эффект живой игры на инструменте. Для голоса... в принципе, сейчас и не нужно особенно стараться попадать в ноты - компьютерное ПО выровняет все как нужно, а если необходимо, то из записанного материала составит другую мелодию. Я помню случай, когда звукорежиссер, не зная нот (а это не обязательно для данной профессии), перепутал минор с мажором. И, что вы думаете, он даже не стал приглашать во второй раз вокалиста - быстренько переправил партию в софте и все. В Celemony Melodyne данная операция занимает несколько минут.
В принципе, в рамках шоу-бизнеса мы имеем советскую социалистическую модель - типовая музыка с типовым набором инструментов, типовым ритмическим рисунком, типовым текстом, в конце концов, рассчитанная на вкусы типового слушателя. Прямо как в "Иронии судьбы...": "Ой, а вы думаете, я где? В Ленинграде, что ли?".
Celemony Melodyne
Мюнхенские разработчики программы Celemony Melodyne скромно считают ее появление началом новой эры. До этого компьютер использовался только в качестве цифрового магнитофона и, как выражаются в описании программы, "не понимал" записываемый материал. Celemony Melodyne позволяет его анализировать и видоизменять, расставляя ноты по частотной шкале или определенной временной сетке. В Melodyne на базе уже записанного материала можно составлять собственные мелодии, а импортируемое аудио подгоняется под заданные темп и тональность.
Но тут стоит отметить один главный момент - в рамках технологии, используемой в Melodyne, не предусмотрена обработка полифонических файлов (содержащих в себе несколько простых звуковых текстур). То есть, существуют два основных требования: во-первых, все звуковые файлы должны быть записаны в моно, во-вторых, инструменты должны быть "чистыми", не содержать никаких обработок. Например, гитара с реверберацией рассматривается как полифонический вариант (так оно и есть, поскольку звучание формируется из основного сигнала и отраженных) - не подходит.
В принципе, данные ограничения вполне разумны, поскольку при профессиональной звукорежиссуре используются соответствующие музыканты, да и многоканальная запись сейчас встречается достаточно редко. В основном, пользуются моно и программными устройствами обработки. Но вместе с тем, порядок организации работы в Melodyne требует отдельного подхода, поэтому со временем программа из простого редактора питча превратилась в мультитрек-аранжировщик. В качестве мелодических файлов там используются моно WAV, AIFF и SND. Если вы попытаетесь загрузить стереофайл, то в оболочку программы поместится только левый его канал. В этом случае необходимо разбить стерео на два моно, загрузить их в интерфейс Melodyne и развести по панораме.
Помимо того, что Melodyne является самостоятельной программой, она может использоваться как подключаемый модуль для стандартов ReWire, VST, Audio Unit, RTAS, DirectX. Выпускается она в двух версиях - урезанной cre8 (319 евро) и Studio Edition или SE (599 евро). Урезанная версия является оптимальной для выполнения ключевых операций, а также в качестве подключаемого модуля. Количество треков - 8, характеристики звука - 24/48. Studio Edition позволяет работать с неограниченным количеством треков и характеристиками вплоть до 32/196.
Как это работает...
В принципе, все уже описано. Если рассказывать поэтапно, то в каждый трек загружается отдельный аудиофайл, и после применения функции Pitch Detect его ключевые фрагменты раскладываются на нотном стане. Причем, точность определения очень высока - до 1/100 тона. После этого полученные аудиоданные редактируются в специальном окне, внешне напоминающем модуль MIDI Piano Roll, в котором вводятся ноты при помощи указателя мыши. В данном случае мы оперируем не MIDI-сообщениями, а внутренним наполнением аудиофайла. Выбрав любой фрагмент, можно изменить его частоту, при этом алгоритм программы предусматривает разбиение спектра на тональные и формантные составляющие, которыми можно управлять по отдельности. Все объекты можно группировать, копировать, размножать, смещать по сетке времени, указывать параметры вибрации, делать выравнивание или квантизацию, подгонять все под заданный темп либо менять его. На этом этапе следует отметить, что все данные от преобразований в Melodyne хранятся в специальных файлах с расширением *.mdd. При переносе проекта на другой компьютер необходимо переносить и эти файлы. Причем их редактирование происходит в двух подобных друг другу окнах Editor Window и Melody Definition Window. Во втором вы можете в расширенном виде работать с мелодическими инструментами, а первое несет в себе варианты редактирования общего характера.
Весь рабочий процесс интуитивно прост. В принципе, если использовать Melodyne в качестве отдельного мультитрека, то в этой программе можно без труда собрать аранжировку из простейших инструментов, после чего экспортировать все в WAV, AIFF или SND в сведенном либо потрековом варианте, а также в виде MIDI-файла.
Melodyne в качестве плагина
Melodyne может использоваться в качестве плагина в ряде популярных программ-мультитреков. Он вставляется в программный микшер первым insert-устройством ("в разрыв"). Сама технология именуется Melodyne-Bridge, то есть, подразумевает некий мост между интерфейсом программы и ее микшером. При этом обе оболочки (сама программа и Melodyne) работают синхронно и управляются транспортной панелью программы, за исключением того, что в Melodyne нужно отдельно активизировать кнопки записи.
При подключении Melodyne в качестве плагина каждый его трек должен соответствовать одному определенному каналу в программе многодорожечного рекординга. При этом работать он может выборочно. Например, вы активизировали запись в Melodyne с 4 по 10 такты. Записанные данные отобразятся в интерфейсах обеих программ. В рамках Melodyne вы вносите необходимые исправления либо изменения, и при воспроизведении программы поведут себя следующим образом: с 1 по 4 такты воспроизведутся данные с дорожки мультитрека, с 4 по 10 - из Melodyne, после 10 - опять дорожка мультитрека.
Тут стоит отметить один важный момент: аудиоданные хранятся в оболочках обеих программ, поэтому при сохранении проекта в мультитреке необходимо произвести такое же в Melodyne.
Если говорить о ReWire, то Melodyne может работать и как Host, и как Client. В варианте Host он позволяет подключить к своему микшеру стереовыходы любых программ-ReWire-клиентов. В режиме Client Melodyne может использоваться только на воспроизведение.
Что нового в 2.6?
Официальный релиз версии 2.6 вышел 17 января, буквально перед NAMM Winter 2005. Основные новации касаются поддержки нового стандарта AU и, соответственно, интеграции с такими продуктами, как Apple Logic 7 и MotU Digital Performer 4.5. Помимо этого, исправлено много ошибок, внесены существенные добавления в ключевые модули, улучшены параметры определения мелодий и варианты их редактирования, обновлены алгоритмы питча/стретча - всего более 40 изменений.
В завершение
Тестируя программу, я как-то подустал от реализации попадания в ноты с точностью до 1/100. Проанализировав треки, записанные профессиональными музыкантами, я обнаружил расхождения в процессе игры, например, в одном случае гитарист сыграл с подтяжкой, во втором "въехал" в аккорд с небольшого глиссандо. Отрафинировав подобный трек, я получил практически мертвую партию. Но, это, как говорится, на любителя. Также для обработки не очень хорошо подходят сложные синтезированные pad'ы и многоголосые тембры. В остальном, все просто замечательно.
Celemony Melodyne является самой совершенной программой в своей области. Если, как говорится, "девочка хочет петь", а на занятия по вокалу не ходит, то Melodyne - незаменимый помощник. Также программа очень удобна для ремиксирования. В общем, правы авторы Celemony Melodyne - это открытие новой эры.
Системные требования: Windows SE/ME/2000/XP, PII-400 и 256 Мб свободной RAM (1 ГГц и 512 Мб рекомендовано).
Кристофер,
[email protected]
Горячие темы