Игровые итоги - 2004

Приветствую дорогих читателей нашей постоянной рубрики "На досуге". Признаться, "досуг" в 2004 году выдался тот еще... От лавины первостатейных игровых хитов, накрывших все прогрессивное геймерство в предновогодний период, потерять голову было делом элементарным. Но вот пролетели очередные новогодние праздники: отгремели петарды и отсверкали фейерверки, все шампанское выпито, а съестное - съедено, и усталые Деды Морозы со Снегурочками за компанию отправились на заслуженный отдых. А нам пора собраться с мыслями, выпить таблетку "Алка-Зельтцер" и педантично (но не без эмоций) проанализировать ситуацию на рынке электронных развлечений за весь 2004 год и раздать заслуженные по праву транзисторные медали.

Чем нам запомнился 2004-й, в первую очередь? Я думаю, любой человек, следящий за миром компьютерных игр, ответит на этот вопрос без труда. Во-первых, прошлый год был годом 3D-экшнов: представители этого жанра чаще всех остальных появлялись на полках магазинов и не менее часто посещали наши с вами винчестеры. А во-вторых, в 2004-м, наконец-то, после долгих-долгих лет разработок "орелизились" мастодонты жанра, отцы FPS и родоначальники игр с про-голливудским сюжетом, наши "альфа и омега" мира плавающей запятой... В общем, дифирамбы можно петь бесконечно. DOOM 3 и Half-Life 2 увидели свет один за другим, с промежутком в несколько месяцев, и оставили неизгладимый след в сердцах всего человечества. Кого-то не очень впечатлил неоднозначный HL2, кто-то до конца не понял суть жутковатого DOOM 3, но факт остается фактом - это первейшие претенденты на звание "Игра года" почти во всех игровых печатных и интернет-СМИ.

В настоящий момент подводим итоги года не только мы: где-то вышеназванные проекты уже получили почетные звания, а где-то подсчет "за" и "против" продолжается. Как бы то ни было, окончательные итоги мы узнаем лишь ближе к весне, но лично вашему покорному слуге кажется, что победит все-таки HL2 - уж слишком восторженно восприняли ее игровые СМИ. По крайней мере, я на своем веку не припоминаю, чтобы одна игра собирала столько "десяток".

Тем не менее, не стоит сбрасывать со счетов и двух других "дебютантов" этого жанра, один из которых появился в первой половине года, а второй свалился на головы счастливых игроков перед самым Рождеством. Тропический, но от того не менее баварский Far Cry до сих пор является одной из самых красивых (и уж точно - самой ресурсоемкой) игрой. Вторым новичком стал еще не всем известный, но абсолютно уникальный по совокупности многих показателей проект имени Вина Дизеля - Cronicles of the Riddick: Escape from Butcher Bay. Последний, кстати, являясь суровым и абсолютно неполиткорректным stealth-экшном, обильно сдобренный пропагандой наркотиков и насилия, тем не менее, уже заработал "золотой джойстик" в номинации "Невоспетый игровой герой" на прошедшей недавно Golden Joystick Awards 2004.

В категории "Военные 3D-экшны" однозначными хитами стали: до предела насыщенный боевым саспенсом Men of Valor, раскрывающий всю подноготную событий во Вьетнаме; великолепный по графическому и сюжетному наполнению продолжатель семейных традиций Medal of Honor: Pacific Assault. Call of Duty: United Offensive также был весьма неплох, но, являясь по существу адд-оном, не смог претендовать на какие-либо призовые места.

"Пасынком по духу" великого Quake 1 с уверенностью можно назвать неожиданно приятный во всех отношениях Painkiller, который обладал весьма пунктирным сюжетом, но отличным дизайном, графикой и драйвом, благодаря чему и полюбился народу. За свои заслуги этот проект даже был признан одной из официальных дисциплин ежегодной кибер-олимпиады CPL.

Другим "пасынком" известной игровой вселенной стал Thief:Deadly Shadows, порадовавший многочисленных поклонников Гаррета былой атмосферой и тепло воспринятый обозревателями, а также запомнившийся великолепными звуком и музыкой.

Среди командных 3D-экшнов отметились неплохим стартом Joint Operations: Typhoon Rising, Star Wars: Battlefront и Tribes: Vengeance. Каждая из них была по-своему хороша, хотя фанаты Counter Strike не променяли "шило на мыло" и продолжили играть в CS: Source, сменивший движок первого HL на движок второго.

Разочарованием года в данной номинации следует признать совершенно топорный и вообще никакой Counter Strike: Condition Zero. Как видим, даже громкое имя не помогает, когда руки произрастают не из положенных мест.

Разновидностью 3D-экшнов, без сомнения, являются TPS, среди которых в 2004 также мелькнуло несколько громких имен. Продолжение великолепного "принца Персии" с подзаголовком Warror Within оказалось ожидаемо качественным и неожиданно брутальным, особенно в сравнении с прошлогодним Sands of Time. Не менее кровавой (однако, на сей раз, вполне предсказуемо) стала игра с "самой сексапильной вампиршей" Blood Rayne 2, которая, несмотря на все свои прелести, вышла чуть сыроватой и с не самым продуманным управлением. Одной строкой отметим очень даже неплохой Splinter Cell: Pandora Tomorrow, откровенно тупой и неоправданно жестокий Manhunt и средненький по всем показателям Hitman: Contracts. C некоторой натяжкой к группе TPS можно причислить и survival-экшны. Silent Hill 4: The Room, весьма сильно отошедший от первоисточников, не нашел понимания у фанов, а консольный порт The Suffering, получивший свои "пятнадцать минут славы", этим временным достижением и ограничился. А вот инновационный Full Spectrum Warrior пришелся по вкусу как игрокам, так и критикам, хотя и не смог взлететь на вершины хит-парадов.

Закрывая самую обширную игровую тему, мне остается только привести оценки громким проектам ведущими российскими журналами и сайтом Absolute Games.

DOOM 3 ("Игромания" - 9.0; AG - 70%)

Half-Life 2. ("Игромания" - 10; "Навигатор" - 9.6; "Страна Игр" - 8.5; AG - 91%)

Far Cry ("Игромания" - 9.5; AG - 82%)

Cronicle of the Riddick: EFBB. (AG - 93%)

Medal of Honor: Pacific Assault ("Игромания" - 8.5; "Навигатор" - 8.3; AG - 87%)

Prince of Persia:WW ("Навигатор" - 8.5; AG - 75%)

Painkiller ("Игромания" - 9.0; "Навигатор" - 8.5; "Страна Игр" - 7.5; AG - 87%)

Thief: Deadly Shadows ("Игромания" - 8.5; AG - 83%)

Full Spectrum Warrior ("Игромания" - 9.0; AG - 75%)

Стратегоманам 2004-й также преподнес немало "вкуснятины". Настоящим прорывом отечественного игропрома стал выход "В тылу врага", в который до сих пор играют люди, а те, кто уже наигрался, выпускают моды и дополнительные карты. Одним словом, почти безоговорочный лидер в категории "Знай наших!". "Почти" только потому, что ему пришлось разделить трон с инновационным "Периметром", которого ждали очень многие. Однако и зарубежье за ответом не постояло: в прошлом году нам на головы свалилась масса первоклассных хитов. Warhammer 40K:DoW не стал откровением для любителей одноименного настольного варгейма, но всем остальным дал возможность приобщиться к почти забытому духу Starcraft'a. Правда, среди очевидных достоинств (графика, сюжет, реиграбельность) обнаружился и один маленький недостаток: короткий сингл, из-за чего проект не смог долго продержаться в верхних строках чартов. Не подвел своего издателя и Ground Control 2: Operation Exodus, надолго установивший новую планку визуального исполнения стратегий. Страстно ожидаемый миллионами Rome: Total War оказался на поверку не совсем тем, чего от него ждали, однако все равно абсолютно качественной и где-то даже оригинальной игрой, и, как результат, собрал отличную "кассу" журнальных оценок. Продолжатель традиций Dungeon Keeper, полностью выполненный в духе No Ones Live Forever и носящий звучное имя Evil Genius, был признан не всеми, но доставил немало радости тем, кто не поленился в нем разобраться. Ну и под самый занавес года на прилавках появился "Властелин колец: Битва за Средиземье", передающий дух фильма, щеголяющий отменной графикой и масштабными сражениями, но не ставший революцией ни в чем из вышеперечисленного. Просто очередная качественная стратегия от Electronic Arts.

Увы, размеры статьи не позволяют нам остановиться подробнее на экономических стратегиях и всевозможных "тайкунах". Отметим лишь, что достойно себя показали, соответственно, Port Royale 2 и Roller Coaster Tycoon 3. Список журнальных наград "самых-самых" прилагается.

"В тылу врага" ("Игромания" - 9.0; "Страна Игр" - 8.5; AG - 85%)

"Периметр" ("Игромания" - 9.5; "Страна Игр" - 8.5; AG - 87%)

Warhammer 40K:DoW ("Игромания" - 9.0; AG - 88%)

Rome:TW ("Игромания" - 9.5; AG - 95%)

Evil Genius ("Игромания" - 9.0; AG - 79%)

Ground Control 2:OE ("Игромания" - 8.5; "Навигатор" - 8.3;AG - 85%)

Ролевые игры в течение 2004 года не радовали особым изобилием, впрочем, несколько проектов класса "А" все же появилось. Пресловутый "убивец Diablo" по кличке Sacred заслуженно отнял десятки игрочасов у ценителей и клавиатурочасов у журнальных рецензентов. Любим, помним и ждем скорого адд-она. "БАГатый" Beyond Divinity не стал новым словом в жанре, однако стал альтернативным взглядом на этот жанр. Ну а предновогодний Vampire: the Masquerade Bloodlines на движке Source на поверку оказался очаровательной и разносторонней игрой, правда, наделенной такими недостатками, как легкая недоработанность и жуткие системные требования. Что ж, идеал по-прежнему не достигнут. Зато в шеренге онлайновых ролевок на конец года пришелся настоящий бум: в игру вступили монстры-тяжеловесы мирового уровня. На просторах паутины схлестнулись в жаркой сече за кошельки геймеров EverQuest2, World of Warcraft и Final Fantasy XI. Родимая "Сфера" затерялась за спинами титанов, так что ждем результатов продаж - они сейчас, как известно, мерило успеха.

Sacred ("Игромания" - 9.0; "Страна Игр" - 8.5; AG - 87%)

Vampire: TMB ("Игромания" - 8.5; "Навигатор" - 9.4; "Страна Игр" - 9.0)

Beyond Divinity ("Игромания" - 8.0; "Страна Игр" - 7.5, AG - 75%)

В среде автосимуляторов в 2004 царствовали: донельзя аркадный, но от того не менее великолепный NFS:U2, сохранивший все родовые черты очередной Colin McRae Rally, а также два новичка: хардкорный Richard Burns Rally и драйвово-деструктивный FlatOut. Плюс два проекта чуть меньшей весовой категории: ToCA Race Driver 2 и Xpand Rally. В общем, "колес" в прошлом году хватило всем - "и нашим, и вашим".

NFS:U2 ("Игромания" -9.5; "Навигатор" - 9.0; "Страна Игр" - 7.0; AG - 89%)

Richard Burn's Rally ("Игромания" - 8.5; AG - 80%)

Flatout ("Игромания" - 8.5; "Страна Игр" - 8.5; AG - 86%)

Среди сонма симуляторов спортивных отметим лишь ProEvolution Soccer 4, заслуженно обошедший ничем не примечательного FIFA Soccer 2005, а также довольно приятного как по виду, так и по исполнению NBA Live 2005. Виртуальные воплощения всех остальных видов спорта, включая всевозможные менеджеры, отличались, в основном, только улучшенной графикой и доработкой старых идей, поэтому подробно останавливаться на них мы не станем. Исключением из правил стал разве что очень неплохой (но на любителя) Tony Hawk's: Undreground 2, еще больше расширивший понятие "альтернативный скейтбординг". В стане авиасимуляторов можно отметить очень качественный "Перл-Харбор".

Pro Evolution Socer 4 (AG - 92%)

NBA Live 2005 ("Игромания" - 8.5; AG - 90%)

TH: U2 ("Игромания" - 8.0; AG - 89%)

Перл-Харбор ("Игромания" - 8.0; AG - 85%)

Любителей адвенчур на протяжении прошлого года радовали: в первой половине - неподражаемая "Сибирь 2" Бенуа Сокаля, плюс весьма неплохие Aura: Fate of the Ages и Myst Uru: The Path of the Shell. Второе же полугодие ознаменовалось появлением немецкого крепыша Moment of Silence и великолепного по атмосфере (но со всеми классическими чертами) Myst IV: Revelation, вышедшего аж на двух DVD. Увы, отечественные разработчики больше не смогли представить ничего достойного - "ПиВИЧ 5" и "Братья Пилоты" оказались вполне проходными проектами.

Syberia 2 ("Игромания" - 8.0; "Страна Игр" - 8.0; AG - 84%)

Myst IV:Revelation ("Игромания" - 9.0; AG - 83%)

Moment of Silence ("Навигатор" - 8.1; AG - 78%)

Ну а теперь самая интересная категория: "Вне жанров", она же "Лучший сплав жанров". Сперва мы коротали время за... гм, симулятором "сожительствования" под названием Singles: Flirt Up your Life. Однако все хорошо понимали, что это лишь слабая тень другого проекта, выходящего уже осенью. Им стал однозначно мега-кассовый The Sims 2, продавшийся (и продолжающий продаваться) безумными тиражами. Хотя многие заочно причислили его к симуляторам (на это же намекает и название), ваш покорный полагает, что это именно fusion из элементов Сима и RPG. Игра, по сути не имеющая ни конца, ни смысла, запомнилась ошеломляющим разнообразием и чудовищной способностью поглощать свободное время. Пресса подтвердила.

А на постсоветском пространстве "грянул гром" в лице долгожданного "Космические Рейнджеры 2: Доминаторы". Удивительно гармоничный проект, дающий возможность всем желающим приобщиться к живущему по своим законам миру, а также предлагающий полную свободу действий в оболочке безупречного дизайна - где еще такое увидишь?

Две вышеперечисленные игры отхватили столько наград, что их хватило бы еще на несколько отдельных жанров. Приведу лишь оценки некоторых СМИ, дабы подтвердить свои слова.

Sims 2 ("Игромания" - 9.5; "Страна Игр" - 9.0; AG - 93%)

"Космические Рейнджеры 2" ("Игромания" - 9.0; "Навигатор" - 8.9; AG - 94%)

Конечно, за бортом данного обзора остались еще очень многие проекты, наверняка имеющие своих поклонников, но не ставшие хитами продаж. А другие просто вышли в не самое удачное время и еще не успели как следует "распробоваться" игровыми СМИ. Так или иначе, в ближайшее время стоит обратить самое пристальное внимание на новую игру от Американа МакГи - Scrapland ("Навигатор" - 8.7; "Страна Игр" - 7.5) и продолжение Painkiller. С нетерпением ждем их появления на наших прилавках.

Ну и напоследок, мои личные фавориты в каждой из рассмотренных номинаций. Это те игры, которые заставили вашего покорного и многих его друзей уйти в виртуальность с головой и провести массу времени в альтернативных вселенных. Лучшие из лучших. Соглашаться или нет - личное дело каждого, однако я свой выбор уже сделал:

Cronicles of the Riddick:EFBB

"В тылу врага"

Sacred

NFS:U2

NBA Live 2005

"Сибирь 2"

"Космические Рейнджеры 2: Доминаторы"

На этой оптимистической ноте я с вами прощаюсь и хочу пожелать, чтобы 2005 год принес, как минимум, столько же приятных сюрпризов. Удачи!

Highcoaster,
[email protected]

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

01 за 2005 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!