Монтаж - дело тонкое

От слов к делу. Часть 2

Очень важную роль в монтаже исходного видеоматериала играет панель инструментов управления TimeLine, которая расположена в верхнем левом углу окна. Основные группы инструментов - это инструменты выделения (Select tools), редактирования (Edit tools) и резки (Razor tools).

Эта группа утилит программы (подробно на www.nle.ixbt.ru) предназначена для редактирования видео и аудио на TimeLine на стыках отдельных клипов, и она разделяется на конкретные инструменты, в соответствии с функциональными особенностями выполняемых ими монтажных операций. Принятое обозначение для типа такой операции отражено в названии каждого инструмента.

При работе с любым проектом неизбежно приходится учитывать согласование отдельных клипов друг с другом. Например, может потребоваться совместить начало применения эффекта наложения с определенным моментом некого действия в другом клипе или установить отправные точки для использования фильтров замедления или убыстрения клипов, а также во многих других случаях, когда вам требуется точно пометить важные места программы.

Наиболее остро необходимость таких согласований в программе возникает при совмещении видеофрагментов со звуковой фонограммой. Скажем, необходимо абсолютно точно знать, в каком месте звуковой фонограммы произнесено то или иное слово, появляется новый музыкальный инструмент, чтобы совместить с этими значениями переходы видеосюжетов.

Для всех подобных случаев в программе существует возможность ставить особые метки, которые именуются маркерами. Это своеобразные "путевые" заметки вашего проекта, которые никоим образом не влияют на сам проект. Если вы добавляете маркер в сырьевой клип, то он будет сохранен в этом клипе, когда вы зачислите его в перечень используемых клипов в окне рабочего проекта, и будет появляться во всех вспомогательных клипах, помещаемых из этого головного клипа на TimeLine.

Также одними из важных характеристик клипов, с которыми идет работа, являются их скорость и продолжительность. Эти параметры не следует путать с покадровой скоростью прокрутки клипа. При демонстрации клипа с одним и тем же количеством кадров в секунду его скорость может быть различной или, если быть более точной, под скоростью (Speed) клипа подразумевается время, необходимое для демонстрации клипа целиком, в процентном соотношении ко времени, которое требуется для его показа в нормальном режиме (скорость клипа по умолчанию 100%).

Рассмотрим это на следующем примере. Сырьевой клип, размещенный в программе, имеет продолжительность 10 секунд, каждая из которых содержит, например, по 30 кадров. Всего 300 кадров. Скорость такого клипа условно принимается программой за 100%. При просмотре этот клип отображает нормальное, привычное для глаза движение, как это выглядит при воспроизведении его записи с обычным видеомагнитофоном. Если скорость увеличивается до 200%, то продолжительность клипа сократится до 5 секунд при тех же 30 кадрах в секунду, а общее количество кадров уменьшится до 150. При этом программа сделает пересчет размещения кадров в данном клипе, извлекая из него каждый второй кадр. Движение в этом клипе станет быстрее в два раза.

Аналогично дело обстоит и в случае снижения скорости клипа. В этом случае продолжительность клипа на TimeLine возрастет, а все действия станут замедленными. Наряду с этим возрастет и общее количество кадров данного клипа. В связи с тем, что в исходном материале не будет дополнительных кадров, программа будет дублировать имеющиеся.

Изменение скорости происходящих в клипе событий является безусловным монтажным приемом, позволяющим достигать определенных эффектов. Однако, используя его, нужно учитывать некоторые факторы. Например, для того, чтобы получить замедленное движение надлежащего качества, необходимо вести съемку с более высокой скоростью. В любительских условиях это в большинстве случаев невозможно.

Помимо ускорения-замедления в качестве монтажного приема, существуют и другие приемы.

Создание спецэффектов при помощи фильтров - это самый основной креативный прием монтажа, где работу монтажера почти полностью выполняет компьютер. Самое главное в этом случае - просто знать, что и где лучше использовать.

В применении фильтров ничего сложного нет. Для того, чтобы описать принципы работы с ними, понадобится менее страницы печатного текста. Если вы с этим сталкиваетесь впервые, то освоитесь в течение одного вечера. Лишь незначительное количество фильтров имеют более или менее сложные регулировочные установки.

Все применяемые фильтры можно разделить на две категории. К первой относятся такие, которые позволяют корректировать базовое изображение для улучшенного его восприятия и получать дополнительные эффекты за счет изменения основных характеристик пикселов в вашем клипе.

Вторая категория фильтров включает в себя те, что осуществляют пересчет и обобщение пикселов по различным признакам, чтобы задавать им схожие изменения, или устанавливают режим перемещения значений этих пикселов по полю кадра в определенной последовательности. Это креативные фильтры, которые позволяют менять первоначальный облик вашего клипа.

Изменение таких ключевых характеристик клипа, как насыщенность тем или иным цветом, яркость, контрастность, обычно используется для придания новому клипу одинаковой тональности либо для исправления ошибочно установленного цветового баланса при съемке или экспозиции. В большинстве случаев получается вполне удовлетворительный результат.

Фильтры, которые добавляют в изображение резкость или размытость, следует, скорее, отнести к креативным, т.к. они не призваны улучшить параметры. Если пытаться при помощи многократного наложения фильтра Sharpen серьезно улучшить резкость исходно некачественного изображения, то клип скорее примет черты рисованного и будет слабее напоминать естественное действие, чем того хотелось бы. Продуктивность этих фильтров для подобных целей ощутима, если ими задаются незначительные изменения, в дальнейшем же результат их действия начинает принимать форму использования спецэффекта.

Автоматически сделать из некачественного изображения качественное нельзя, хотя обратное не исключается. Вы можете получить при помощи фильтров эффект просмотра старой и заезженной кинопленки из нормального исходного видеоматериала, но получить противоположный результат аналогичным способом практически нереально. В остальном можно сотворить с изображением при помощи фильтров (эффектов) все, что захотите, и они исправно выполнят поставленную вами задачу на высокопрофессиональном уровне настолько качественно, насколько этому уровню отвечает отснятый вами материал.

На сегодняшний день разработано огромное число фильтров, которые могут быть дополнительно догружены в программу, в директорию Plug-ins. Большинство таких фильтров представляют собой программы-алгоритмы существующих основных эффектов в комбинации с другими приемами видеомонтажа. Все базовые предпосылки для создания многих таких эффектов имеются в программе. Посему не имеет смысла стремиться набивать соответствующую папку программы огромным количеством фильтров, когда еще досконально не освоены основные. Расширяя "библиотеку" своих фильтров, всегда полезно знать, что вы копируете в директорию Plug-ins.

О чем еще хотелось бы упомянуть сегодня, так это о Транзакциях (переходах). Транзакция - это действие, когда последний кадр первого клипа сменяется первым кадром нового клипа.

В монтажных программах возможны различные варианты переходов из одного клипа в другой. Начало нового клипа может в различных формах соседствовать с концовкой предыдущего. Например, прозрачность одного клипа может увеличиваться, пока он совершенно не исчезнет из кадра, а у другого клипа в это же самое время прозрачность возрастет до полного вытеснения своего предшественника. Во всех программах предлагается достаточно большое количество различных вариантов таких переходов. Это и появление нового клипа на фоне заканчивающегося в виде увеличивающегося из точки круга или прямоугольника, переход путем "перелистывания страниц виртуальной книги" или приносимого ветром листа с каким-либо изображением и много-много других способов.

Перечислить все транзакции просто невозможно, так как, помимо встроенных "родных" переходов, имеется еще масса загружаемых. Однако есть смысл предостеречь от чрезмерного использования данного приема. Лучше недожать, чем пережать.

Вот и все на сегодня.

Удачи.

Мария РЫЖКОВА,
[email protected]

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

01 за 2005 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!