Цифровые грезы Сольдана

Конец света будет просто телепередачей

(с) Виктор Пелевин

В полку литературы жанра "киберпанк" прибыло. В минских книжных магазинах появилось произведение латиноамериканского писателя-киберпанка Эдмундо Пас Сольдана "Цифровые грезы". В великолепном, кстати, переводе. Написанная совсем недавно - в 2000 году (и переведенная на русский в 2004-м), книга мгновенно стала в один ряд с произведениями таких мэтров жанра, как, скажем, Уильям Гибсон или Брюс Стерлинг. В России книга выпущена издательством "АСТ" в знаменитой серии "Альтернативная фантастика" - той самой, где уже вышли романы, пожалуй, всех мэтров киберпанка.

Честно говоря, до сих пор я и не подозревал, что в Латинской Америке существует "свой" киберпанк мирового уровня. Всегда считалось, что известнейшая литература в этом жанре - исключительно англоязычная. Конечно, есть, к примеру, и "русский киберпанк", но произведения русскоязычных авторов за рубежом абсолютно неизвестны. А написанные на испанском "Цифровые грезы" Пас Сольдана уже переведены на многие языки мира. Оно и понятно: ведь автор, по меткому выражению Брюса Стерлинга, играет на обнаженных нервах общества, рисует моментально узнаваемый портрет конфликтов современного мира.

Критики тотчас окрестили автора нового романа "Хулио Кортасар поколения ИКС" и "Уильям Гибсон Латинской Америки". Действительно, стиль сольдановского текста очень напоминает стиль Гибсона. То же описание городского быта хищных мегаполисов, те же стиль мышления и взаимоотношения героев, то же указание на социальное расслоение общества (противопоставление власти и главных героев). Но есть и коренное отличие. Уильям Гибсон писал прославившие его романы в начале 1980-х о событиях отдаленного будущего, не имея, естественно, ни малейшего понятия о технологиях того времени. У Пас Сольдана все с точностью до наоборот: в 2000 году он описывал современников и современную техносреду. Так что и PhotoShop, и Apple iMac, и интернет - все они, можно сказать, полноценные герои романа.

Если же говорить конкретно о сюжете, то начать следует с того, что действие его происходит в Боливии. Главный герой - молодой компьютерный специалист, который специализируется на монтаже и компьютерной обработке фотографий. И даже создает новое направление поп-арта - весьма успешное, кстати. Вообще, все события "Цифровых грез" показываются именно сквозь призму цифровых технологий, и в первую очередь - цифровой фотографии. А внутренняя кухня редакций газет и журналов описана в романе с такой точностью и такими подробностями, что быстро становится ясно: Эдмундо Пас Сольдан знаком с миром печатных масс-медиа отнюдь не понаслышке.

Но наступает роковой момент, и государство приглашает героя романа выполнить некую секретную работу. Суть ее состоит в следующем: необходимо оцифровать и обработать на компьютере личный фотоархив президента страны - бывшего диктатора. Причем обработка весьма специфическая: со снимков нужно абсолютно правдоподобно убрать "нежелательных личностей". Например, если президент сфотографирован в обществе наркобарона - значит, следует убрать наркобарона, да так, чтобы никто ничего не заметил. И вот герой романа начинает выполнять эту работу. Но реальность - не та штука, с которой можно играть так просто. Прежняя жизнь героя и его друзей начинает рушиться. Происходят самые невероятные вещи, и в один прекрасный момент герой романа открывает семейный фотоальбом и обнаруживает, что сам исчез со всех снимков. То есть его жена на свадебных фотографиях, к примеру, обнимает пустое пространство, а в другом случае - пустое место обнаруживается на групповом снимке выпускников колледжа. Реальность мстит.

"Цифровые грезы" обладают всеми атрибутами классического киберпанковского романа. Теми самыми, которые впервые появились еще в произведениях Гибсона или, скажем, Майкла Суэнвика. Это, во-первых, высокие технологии и очевидность их влияния на повседневную жизнь людей. Во-вторых, главные герои - обязательно маргиналы (но при этом очень близкие к hi-tech). В-третьих, присутствует элемент мистики, но весьма малозаметный. И, наконец, полное отсутствие всякого хэппи-энда. Но вот то, что действие разворачивается в нашем мире и в наши дни, это действительно для киберпанка несколько необычно. Пас Сольдан не теряет времени на то, чтобы грозить обществу пальцем или умывать руки. Он показывает судьбы обыкновенных людей, попавших под власть "цифры". И ставит вопрос: да, цифровые технологии способны создавать новую реальность (вспомните "Последнюю фантазию"!), но имеет ли право человек с их помощью изменять реальность, уже существующую?

Какое произведение в жанре киберпанк ближе всего к роману "Цифровые грезы"? Первое, что приходит в голову, - фильм "Дикие пальмы" с Джеймсом Белуши, у нас, к сожалению, не особо известный. Там тоже показана попытка воздействовать на реальность при помощи цифровых технологий. Правда, в фильме речь идет о секте психов-телевизионщиков, но на суть дела это не влияет. Реальность все равно не позволяет "цифре" вмешиваться в свои дела. Другое, в чем-то схожее произведение - самый свежий роман все того же Уильяма Гибсона "Идору". В нем цифрового изменения реальности требует поп-культура (а когда, собственно, было иначе?).

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

51 за 2004 год

Рубрика: 

Книжная полка
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя Евгений Александрович
Вся книга - очень слабое авторское понимание книги "1984"+ описание цифровых технологий как помощника современного тоталитарного строя