Новости


Кожу будут печатать на... старых принтерах

В том, что в каком-то там будущем кожу и вообще целые органы будут печатать, уже нет ничего нового. А новое заключается в том, что, по мнению группы американских ученых из Медицинского университета Южной Каролины, для печати, в частности, кожи, лучше использовать не новейшее оборудование, а старые струйные принтеры, скажем, десятилетней давности. А причина в том, что старые модели имеют сопла большего размера и меньше повреждают при распылении протеиновые "чернила", которыми принтеры и заправляются. Для первых экспериментов, которые проводятся под руководством директора центра разработки тканей Владимира Миронова, были переоборудованы старые принтеры Hewlett-Packard и Canon. Печать производится протеиновыми "чернилами" на специальном геле, заменяющем бумагу. Эксперименты находятся еще на начальной стадии и трудно судить об их перспективности. Но ученые полагают, что создаваемая ими технология в будущем сможет реально помочь, например, людям, получившим тяжелые ожоги.


Награда CERN за решеточные технологии

Генеральный директор CERN Роберт Аймар объявил Итальянский национальный институт ядерной физики (INFN) лауреатом особой премии за большой вклад в развитие вычислительных "решеток" (grids) и в продвижении этой технологии на национальном и общеевропейском уровне.

Перспективность решеточных технологий состоит в том, что они позволяют разделить вычислительные ресурсы множества объединенных в сеть компьютеров и накопительных устройств. В перспективе это приведет к превращению глобальной компьютерной сети в своего рода глобальный суперкомпьютер. Это сулит невероятную экономию сил и средств при решении сверхсложных задач, требующих невообразимых вычислительных мощностей.

В проекте, координируемом INFN (The INFN Grid Project), задействовано более 20 крупнейших итальянских университетов, пока, в основном, ориентированных на решение задач современной физики. Однако в перспективе исследования будут перенесены также и в другие области: биомедицина, геофизика Земли и т.д.

Кроме того, INFN выступил инициатором и еще одного проекта - EGEE (Enabling Grids for E-sciencE), который стартовал 1 апреля 2004 года. Ожидается, что это будет крупнейшая научная инфраструктура, участвовать в которой смогут крупные научные центры Европы, США, России и Азии.


W3C отпраздновал первое 10-летие

В среду на прошлой неделе (1 декабря) интернет-знаменитости собрались в Бостоне, чтобы отпраздновать 10-летие создания World Wide Web Consortium (W3C), почествовать его основателя и директора Тима Бернерса-Ли и наметить перспективы на следующее десятилетие.

Среди участников встречи, кроме самого Бернерса-Ли, были и такие светила индустрии, как Хокон Вим Ли (Hakon Wium Lie), разработчик стандарта CSS (Cascading Style Sheets) для форматирования содержимого веб-страниц (одного из первых стандартов, принятых W3C), а в настоящее время главный технолог фирмы-производителя популярного браузера Opera; Алан Коток (Alan Kotok), ранее работавший в Digital Equipment; Билл Ру (Bill Ruh), один из руководителей Cisco Systems; Джеймс Белл (James Bell), директор отдела промышленных стандартов компании Hewlett-Packard и многие другие.

Несмотря на сравнительно молодой возраст самой W3C, 10 лет для такой бурно развивающейся отрасли, как интернет, это уже большая история. Исторических реминисценций на встрече действительно было много. И среди прочего прозвучала любопытная статистика. Оказывается, на освоение телефона пятьюдесятью миллионами человек (когда уже можно говорить о том, что технология стала действительно массовой) потребовалось 38 лет, на освоение телевидения - 13 лет, а на освоение интернета тем же числом людей потребовалось всего 4 года. Таковы темпы современного развития.

Естественно поэтому, что внимание многих выступающих было обращено на будущее интернета, а дискуссии преимущественно шли относительно любимой идеи Бернерса-Ли - так называемой "Семантической сети" (Semantic Web), технологии, которая должна уже в скором времени коренным образом изменить облик всего интернета. О ней, кстати, "Компьютерные Вести" сравнительно недавно рассказывали поподробнее (см. №20 за этот год).


Самое "любимое" слово 2004 г.

2004-й год неуклонно движется к финишу, и, как обычно, средства массовой информации уже начинают публиковать разнообразные рейтинги самого-самого в уходящем году. Опубликовала свой рейтинг и американская фирма Merriam-Webster - издатель известных во всем мире словарей. В данном случае в Топ-10 были включены слова, значение которых больше всего интересовало посетителей он-лайнового сервиса компании (m-w.com). И оказалось, что самым популярным в 2004 году стало такое уже привычное и такое непонятное слово "блог".

Согласно данному авторитетному словарю английского языка, слово "блог" означает веб-страницу, на которой ее создатель публикует что-то вроде личного дневника с собственными размышлениями, комментариями и большим количеством гиперссылок по той или иной теме или предметной области. Это слово - типичный пример одного из элементов современного "новояза", так как является всего лишь усеченной формой менее употребительного слова "weblog". Английское "log" (= "log-book") означает "вахтенный или бортовой журнал", т.е. некая формулярная книга, записи в которую вносятся регулярно. Таким образом, "weblog" - это своего рода "бортовой журнал веб-навигатора".

По имеющимся оценкам, число "блогов" в интернете уже приближается к пяти миллионам, а, согласно данным американской аналитической фирмы Pew Internet & American Life, новый "блог" появляется в Сети примерно каждые 5,8 секунд. Правда, регулярно обновляются менее четверти таких веб-страниц.

В силу отмеченной популярности слово "блог" уже в следующем году войдет и в печатную версию авторитетного вебстеровского толкового словаря и, таким образом, будет окончательно узаконено. Хотя некоторые другие словари это уже сделали, как, например, не менее авторитетный Оксфордский словарь.

Среди остальных хитов, в основном, либо политическая лексика (например, связанная с выборами), либо лексика, связанная со стихийными бедствиями ("ураган", например), что вполне отражает жизненные реалии уходящего года.

Подробности на: m-w.com/info/04words.htm.


Кибердетектив начинает расследование

Шансы на раскрытие преступлений должны были бы быть, по идее, значительно выше, если бы детективы работали круглые сутки, без выходных и перерывов на сон, обед и т.д. Сколько важных, но, на первый взгляд, незаметных деталей они смогли бы усмотреть там, где, казалось бы, дело - полный "глухарь". Именно такого неустанного детектива и решили создать специалисты по компьютерной технике Том Мускарелло и Камал Дахбур из чикагского университета ДэПол. Разумеется, детектива компьютерного.

Ученые создали нейросетевую систему распознавания образов, которая способна находить связи между преступлениями, как будто не связанными ни в пространстве, ни во времени. Система была названа CSSCP (Classification System for Serial Criminal Patterns). Она обследует базу данных записей всех известных преступлений и приписывает численные значения различным деталям каждого случая, таким, как тип преступления, пол преступника, его рост, возраст, тип использованного оружия и т.д. Из этих деталей выстраивается своеобразный профиль преступления. Затем из всего массива отбираются случаи с похожими профилями, о чем и сообщается уже настоящим детективам. Дальше - их работа.

Лабораторные испытания показали, что CSSCP способна обнаружить в 10 раз больше связей между преступлениями, чем команда детективов, работающая с тем же массивом данных. Теперь ученые хотели бы испытать свою систему в масштабах Чикаго, на что уже получено предварительное согласие полицейских чиновников.


"Убить президента"

Именно это предлагает сделать всякому фанату компьютерных игр шотландская компания Traffic Games, запустившая недавно в продажу игру JFK Reloaded (jfkreloaded.com). Характерна дата релиза - 22 ноября. Знатоки истории сразу поймут, что это ровно 41-я годовщина нашумевшего убийства президента США Джона Кеннеди.

"Фишка" проста: игрок должен выбрать наилучшее время и место для того, чтобы произвести роковой выстрел.

Естественно, родственники покойного президента возмущены таким кощунством. Однако представители Traffic Games оправдываются тем, что их игра не более чем "документальный фильм, перенесенный на платформу компьютерной игры". По их мнению, несмотря на обилие кино- и печатных материалов, посвященных детальному описанию события, "уже выросло целое поколение, ничего не знающее о смерти Джона Кеннеди". JFK Reloaded же призвана пробудить в людях интерес к истории и развеять миф о том, что шумное убийство было организовано какой-то тайной организацией.

Сергей САНЬКО


Ездить на работу сложнее, чем летать на истребителе

Исследование, проведенное уважаемым телеканалом BBC, свидетельствует о том, что ежедневные поездки на работу вызывают у среднестатистического гражданина гораздо больший стресс, чем полет на истребителе во время битвы у пилота либо подавление массовых волнений у полицейского. В процессе исследования были проведены замеры давления и пульса у 125 человек, ежедневно направляющихся на работу. Их сравнили с данными, полученными при медицинском обследовании пилотов и полицейских во время выполнения тренировочных упражнений.

По мнению психолога Дэвида Льюиса (David Lewis), причина повышенного стресса у обычных граждан - это то, что они, в отличие от профессионалов, не имеют никакого контроля над тем, что происходит вокруг них. Если для профессионала сложные ситуации - это обычная работа, то для простого пассажира любые непредвиденные обстоятельства могут стать источником стресса. Пассажир поезда вообще никак не может повлиять на происходящее.

Рецепт счастья от Льюиса весьма прост - лучше работать из дома. Ведь стресс приводит к ухудшению здоровья, которое является одной из основных ценностей в нашем непростом мире.


Кому пора собирать вещи?

Ни для кого не секрет, что стремительное развитие науки и техники буквально стирает с лица Земли многие полезные профессии. Не избежали перемен и представители одного из самых молодых направлений - сектора информационных технологий. Кому же в ближайшее время придется собирать свои вещи или переквалифицироваться?

По мнению Донны Скотт (Donna Scott), аналитика Gartner, уже в ближайшие 20 лет новинки компьютерных технологий приведут к тому, что многие специалисты просто станут ненужными. В частности, куда меньшим спросом станут пользоваться специалисты по администрированию различного программного и аппаратного обеспечения, сетевые администраторы, а также сотрудники служб поддержки. К 2024 году число сотрудников, занятых решением таких задач, сократится, как минимум, вдвое.

Впрочем, не все так плохо. Машины пока не умеют думать, а, следовательно, увеличится потребность в профессиях, требующих нестандартного мышления. Речь, в частности, идет о разработчиках ИТ-систем, программистах, менеджерах проектов и других подобных специальностях.

Андрей КОНОНОВИЧ


Смотрите, кто... ушел?

По определению газеты Financial Times, Сари Балдауф (Sari Baldauf) являлась самой влиятельной женщиной уходящего года. И вот вице-президент и глава подразделения сетевых решений финского гиганта Nokia уходит в отставку, прихватывая с собой ближайшего коллегу Джей Ти Бергквиста (JT Bergqvist), старшего вице-президента Nokia, возглавляющего бизнес-подразделение по сетевым решениям. По словам самих "ушедших", их отставки полностью добровольные и фактически оформятся 31 января 2005 года. Интересен и тот факт, что оба топ-менеджера проработали в корпорации 21 год, входили в исполнительный совет, а г-же Балдауф, по мнению многих экспертов, компания обязана своим стремительным выходом на китайский рынок. Именно ей пророчили кресло нынешнего главы Nokia Йорма Оллила (Jorma Ollila), считая, что она сможет вывести компанию из технологического и финансового застоя.


Firefox 2

В то время, как Firefox медленно (точнее, не так быстро, как ожидали разработчики), но верно шествует по планете, завоевывая новых пользователей, все более острым становится вопрос: "Что же дальше?". Причем объявленное развитие для мобильных платформ не нашло должного отклика в сердцах последователей, и вопрос остался повисшим в воздухе. И вот на днях стало известно, что Firefox 2.0 (или просто Firefox 2) будет реализован к марту 2005 года, а выход двух промежуточных релизов (1.1 и 1.5) уже не за горами. Перед появлением второй версии Mozillа Firefox на них обкатают улучшенные закладки и историю, возможность сохранения отдельных настроек для различных сайтов, улучшенную систему расширений, модифицированную строку поиска и еще много интересных вещей.


Шпионам станет легче

Компания "Гарант-Парк-Интернет", крупный разработчик весьма специфического ПО, объявила о выходе первой версии программы RCO Fact Extractor - персонального приложения для Windows, предназначенного для аналитической обработки текста на русском языке. Что это значит? Например, вам необходима информация о менеджере конкурентов, человеке достаточно известном, чтобы о нем упоминали средства массовых информаций. В зависимости от настроек, Fact Extractor соберет все данные (упоминания) о нем в Сети, структурирует и выдаст в виде отдельного файла, который сможет экспортироваться в html-формат для формирования отчета или для загрузки в стороннее приложение, работающее с уже структурированными данными. То есть работа аналитиков будет упрощаться и сводиться к выработке дальнейших рекомендаций, в то время как работодатель сможет серьезно сэкономить на зарплате подручного персонала.

Егор МАЛЫЖЕНКОВ


Суперкомпьютеры разогнались до 100 Гбит/с

Как мы сообщали в прошлом номере "КВ", в рамках международного конкурса SCInet Bandwidth Challenge был установлен новый мировой рекорд скорости передачи данных между суперкомпьютерами: 101,13 Гбит/с. Наверняка, читателям будут интересны технические детали этого неординарного достижения.

Участники ежегодного соревнования SCInet Bandwidth Challenge1 пытаются создать максимально производительную сеть передачи данных для суперкомпьютеров. Здесь позволяется использовать любые каналы связи и любой протокол передачи данных. В этом заключается отличие SCInet Bandwidth Challenge от конкурса Internet2, где участники состязаются на максимальную скорость и дальность передачи данных, но обязаны использовать обычные каналы связи, протокол IPv4 или IPv6. Кстати, там рекорд тоже постоянно обновляется, а последнее достижение составляет 4,31 Гбит/c при передаче данных на расстояние 28893 км по обычным каналам интернета.

Участники суперкомпьютерного конкурса соревнуются на принципиально ином уровне. Здесь скорости на порядок выше. Последний рекорд - 101,13 Гбит/с - установлен при передаче данных между суперкомпьютерами в Питтсбурге и Лос-Анджелесе по нескольким 10-гигабитным каналам. Использовались серверы Sun Fire V20z с процессорами AMD Opteron и операционными системами Solaris 10 и Linux. Соединение было установлено по протоколу Fast TCP, специально разработанному профессором Калифорнийского технологического института (Caltech) Стивеном Лоу (Steven Low). Этот протокол лучше стандартного TCP справляется с перегрузкой сети пакетами. В частности, сервер, осуществляющий передачу, может реагировать на переполнение канала до того, как оно достигает критического уровня.

Во время 90-минутной демонстрации скорость передачи данных лишь на несколько минут достигла рекордного уровня, когда и был зафиксирован рекорд. Однако, ученые из Caltech, которые входят в группу High Energy Physics, уверены, что могут поддерживать такую скорость на протяжении нескольких часов.

В группу компьютерных ученых, физиков и сетевых инженеров High Energy Physics, на которую зарегистрирован рекорд, входят также представители Fermilab, CERN, Университета Манчестера, ученые из Бразилии, Кореи и других стран. Прошлогодний рекорд скоростного коннекта между суперкомпьютерами принадлежал им же и равнялся 23,2 Гбит/с.


Белорусу не удалось победить в "Кубке Яндекса"

3 декабря в московском интернет-центре Cafemax состоялся финал V Открытого Кубка России по поиску в интернете, 9 участников которого боролись за звание "Человек, который нашел все" и автомобиль Skoda Octavia.

В финальном бою сошлись 9 лучших игроков из 1630 участвующих в розыгрыше. Среди них был и студент ФПМИ БГУ, 20-летний Антон Мартысевич (ник St. Martin).

Финал состоял из двух частей: многоборья и забега призеров. Многоборье представляло собой три игры, целью которых является поиск объектов в интернете. Каждая игра состояла из 5 заданий и длилась 15 минут. Участникам предлагалось найти следующие объекты: картинки (1-я игра), сайты организаций (2-я игра) и объекты для скачивания (3-я игра).

Победитель каждой игры становился одним из трех участников забега финалистов. К сожалению, Антон Мартысевич выступил не очень удачно.

Игра № 1. 9-е место. 0 правильных ответов. 874 сек.

Игра № 2. 8-е место. 3 правильных ответа. 893 сек.

Игра № 3. 4-е место. 4 правильных ответа. 741 сек.

Таким образом, St.Martin не сумел войти в тройку лучших. Но даже попадание в финал - это огромный успех для белоруса!

"Человеком, который нашел все" в 2004 году стал выпускник Московской государственной консерватории, музыкальный продюсер из Москвы Алексей Чарыков.

Следующий Кубок России по поиску в интернете состоится осенью 2005 г.


Скан мозга покажет врунишку

Оказывается, когда человек врет, его мозг работает совсем иначе. Этот факт выявили ученые из Филадельфии, которые применили функциональное магнитно-резонансное сканирование мозга (fIMRI).

Техника fIMRI показывает активность мозга путем многомерного воспроизведения притока крови к различным областям. Исследованию подверглись 9 добровольцев (при таком количестве исследование нельзя назвать научным). Шестерых из них попросили выстрелить из игрушечного ружья и сказать, что они не делали этого. Трое остальных, наблюдавших за процессом, должны были просто описать увиденное. При этом со всех снимались показания на обычном полиграфе и одновременно проводилось fIMRI в реальном режиме времени.

Как показало исследование, между двумя группами добровольцев проявилась очень четкая разница. У "врунов" были ясно выявлены семь областей активности во фронтальной и префронтальной областях, гипокампусе, средневисочной и лимбической долях. Некоторые из этих областей отвечают за эмоции. У "правдивых" было выявлено четыре области активности: в лобной и височной долях и в регионе фронтальной части мозга, именуемом cingulate gyrus.

В целом, получается, что вранье дается мозгу сложнее правды - ему приходится заметно сильнее напрягаться. Новая методика может оказаться успешной для изготовления эффективных полиграфов нового поколения.


Военные роботы учатся стрелять

Роботы-спасатели, роботы-шпионы и роботы-саперы, которые отлично проявили себя в Ираке и Афганистане, это лишь начало. Теперь американские военные инженеры готовят их к новым заданиям. И на этот раз роботы будут вооружены.

В марте-апреле следующего года в Ирак будет направлено 18 новых роботов Talon, оснащенных автоматическим оружием. Примерно в это же время начнутся испытания автономных медицинских роботов REV. Как сообщает журнал Wired, на прошлой неделе в Орландо военные инженеры провели презентацию своих новых разработок.

Особенный интерес вызывает новая модель робота Talon производства компании Foster-Miller. Робот весит примерно 24 кг и движется со скоростью 8,4 км/час, причем аккумулятор позволяет ему пройти без подзарядки около 32 км. В режиме "полусна", когда устройство ведет наблюдение, но, в основном, бездействует, ресурса аккумулятора хватает на неделю. Talon применялся в Боснии для обезвреживания гранат, а также при расчистке руин Всемирного торгового центра. Теперь у этого робота будет свой пулемет.

Новая модель Talon оснащена металлическим манипулятором и пулеметом M249, а управление осуществляется по радио. Четыре камеры и бинокль с системой ночного видения позволяют роботу наводиться на цель в любое время суток на расстоянии до 1 км. Кроме М249, робот может стрелять из пулемета М240, а также ракетами 66 мм или гранатами 40 мм.

Анатолий АЛИЗАР

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

49 за 2004 год

Рубрика: 

С миру по байту
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя St. Judas
"Среди них был и студент ФПМИ БГУ, 20-летний Антон Мартысевич (ник St. Martin)."

Странно, почти 3 года тому назад он утверждал на TUT.BY, что ему 19. И тогда он знал всё, причем без Яndexa. Как глупеют люди с возрастом, однако.