Наверняка многие, кто интересовался историей шахмат, знают, что общепринятый традиционный вариант игры с доской 8х8 и набором из восьми стандартных фигур и восьми пешек - не единственный.
Игру постоянно хотели модифицировать, поэтому экспериментировали с правилами, фигурами, размерами и формами доски. На данный момент, помимо традиционных шахмат, можно столкнуться с гексогональными (на шестиугольной доске), объемными (несколько досок), цилиндрическими и т.п. Все они получили достаточно широкое распространение, но вызывают интерес большей частью у математиков и композиторов игр.
Традиционные шахматы трансформировались из арабских шахмат "шатранж", в IX-X вв. модифицированных теоретиком этой игры Абдулфараджем Ладжладжом и получивших впоследствии название "табии". Современные правила, по сравнению с принятыми на то время, практически не изменились. Вместе с тем, уровень игроков сегодня достиг таких высот, что появилась опасность так называемой "ничейной смерти". Объяснить это явление проще всего на обычном современном примере. Возьмите профессиональную программу по шахматам уровня ChessMaster и др., установите там максимальный уровень интеллекта и заставьте компьютер играть в режиме "сам с собой". Большинство партий закончится вничью или же общая сумма побед черных и белых будет приближаться к ничейному результату. И, хотя многие скептически относятся к самому понятию "ничейной смерти" и подразумевают за традиционными шахматами большое будущее, это не говорит о правильности их суждений.
Идеи Капабланки
Одним из первых, кто действительно заострил внимание на проблеме "ничейной смерти", был великий шахматист и гроссмейстер начала прошлого века - Хосе Рауль Капабланка. Он предложил сразу несколько вариантов усовершенствования игры. Один из них называется "макси-шахматы" и подразумевает доску 16х12 с двойными наборами фигур. Выигрыш засчитывается при условии мата одному из королей. Пешка при первом ходе может ходить сразу на четыре поля вперед и т.п. В 1929 году Капабланка провел матч в макси-шахматы с венгерским гроссмейстером Мароци, который закончился со счетом 3:1 в пользу автора игры. Партии затягивались по десять и более часов, а количество ходов превышало сотню. Макси-шахматы оказались очень медленными и несовершенными.
Вторая модификация шахмат, которая была предложена Капабланкой, оказалась более удачной. В этом варианте он продолжил идею Д. Пьетро Карреры (1617) и Генри Берда (1874). А дело было так...
В самом начале 17-го века сицилиец Д. Пьетро Каррера, рассматривая ферзя как скомбинированную фигуру из слона и ладьи, решил внедрить на игровое поле другие возможные для объединения варианты, а именно - "кентавра" (сочетание коня и слона) и "чемпиона" (сочетание коня и ладьи). Получившиеся фигуры поставил возле ладей и увеличил доску до размеров 10х8. По этому поводу он написал и издал в 1617 году большую книгу "Il Gioco delgi Scacchi". В середине 18-го века (1747 - "шахматы Дьюка", Рочестер) в исторических справках всплывает фигура, сочетающая в себе возможности коня и ладьи под именем "наложница", в 1840 году она же используется в варианте шахмат Л. Трессана (Лейпциг) под названием "маршал". В 1874 году изначальной идеей Карреры заинтересовался англичанин Генри Берд, и, изменив расстановку, но, сохранив размеры доски 10х8, опубликовал предложение играть в новые шахматы в журнале "City of London Chess Magazine", переименовав кентавра в конюшего, а чемпиона в охранника. Причем поставил он новые фигуры по сторонам от ферзя и короля. Примерно через двадцать лет, в 1889 году, американец Бен Фостер публикует свою 80-страничную книгу "Chancellor Chess", где предлагает играть на доске 9х8 и внедрить фигуру канцлера, которая является не чем иным, как комбинацией коня и ладьи.
Примерно в 1928 году данной темой серьезно заинтересовался не кто иной, как Хосе Рауль Капабланка. Он в очередной, третий, раз изменил первоначальную расстановку и окончательно переименовал конюшего в архиепископа, а охранника - в канцлера. Данные шахматы дошли до наших дней как "шахматы Капабланки".
Шахматы Капабланки. Канцлеры стоят на полях e1 и e8, архиепископы — g1 и g8, соответственно |
Почему же данная идея была такой интересной? С внедрением новых сильных фигур значительно увеличились такие параметры, как скорость игры, разнообразие комбинаций. Но "шахматы Капабланки" не получили широкого распространения и долгое время считались чем-то из разряда шахматных головоломок. А в 2002 году произошло достаточно удивительное событие - на "шахматы Капабланки" был приобретен патент, который получил американец Эд Трайс (Ed Trice), и теперь эта игра называется "готическими шахматами". Уже существует несколько программ с искусственным интеллектом, которые позволяют играть в этот вид шахмат с компьютером или между двумя соперниками.
Что предложил Фишер...
Что касается традиционной игры, то значительные подвижки в изменении правил сделал другой великий шахматист Роберт Джеймс Фишер. 19 июня 1996 года в Буэнос-Айресе (Аргентина) он опубликовал предложение расширить возможности стандартных шахмат. Суть этого предложения сводилась к тому, что первоначальная расстановка фигур выбирается путем случайной жеребьевки. Таким образом, появились "случайные шахматы Фишера" или Fisher Random Chess (сокращенно, FRC). Новая идея нашла много сторонников и противников, но, стоит отметить, она прижилась, и уже сейчас проводятся чемпионаты в рамках FRC. Вариантов расстановки может быть масса, и нужно было вводить дополнительные условия для жеребьевки. В частности, один из самых распространенных видов FRC - FRC/Chess960 - предусматривает жеребьевку среди 960 вариантов расстановки, подобранных таким образом, чтобы король всегда находился между двумя ладьями (была возможность рокировки), а слоны - на разных по цвету полях.
Одна из случайных расстановок шахматных фигур в Fisher Random Chess |
Сама идея Фишера не нова, поскольку случайная жеребьевка уже достаточно широко была распространена в шашках. Шашисты одними из первых стали буквально решать проблему "ничейной смерти". Дело в том, что в стандартных шашках используется 12 однотипных фигур (фишек) и только половина клеток стандартной доски. То есть, вариантов развития игры и количества комбинаций у них гораздо меньше, нежели в шахматах. Поэтому было принято решение проведения случайной жеребьевки, по результатам которой игроки начинали партию с определенного дебюта. Фишер предложил проводить в шахматах жеребьевку не дебютов, а первоначальной расстановки фигур. FRC сейчас только набирают обороты, проведено несколько чемпионатов, и, по оценкам многих специалистов, они могут заменить в ближайшем будущем стандартные шахматы.
Как самая универсальная и сложная модель шахмат сейчас рассматривается сочетание предложения Фишера и шахмат Капабланки. Данная игра называется "случайными шахматами Капабланки" - Capablanca Random Chess или CRC. За FRC и CRC видится будущее профессиональных шахмат.
Подытоживая...
Решения FRC и СRС нельзя назвать современными новациями и новыми веяниями в консервативном мире шахмат. За всю историю существования этой игры постоянно придумывались ее различные модификации. То есть, шахматный мир и не был таким консервативным, как это кажется на первый взгляд. Вместе с тем, если говорить о традиционном варианте игры, то изменения в нем вводятся плавно. Причем стоит отметить, что авторы нововведений - очень уважаемые и заслуженные люди, такие, как Фишер и Капабланка. Шахматный мир им верит. Поэтому и стали появляться соревнования в рамках Fisher Random Chess, разрабатываться технологии Capablanca Random Chess. Никто не отменяет традиционных шахмат и их значимости, но прогресс разума идет так стремительно, что сейчас за пять и более лет начинающий шахматист может достичь уровня чемпиона мира позапрошлого или начала прошлого веков. А если провести параллель с современным компьютерным спортом, а именно военными стратегическими играми, то участникам высокого класса, по существу, все равно, играют ли они в стандартную версию StarCraft либо дополненную Brood War. Есть общие правила и определенное количество вариантов юнитов (по сути, тех же шахматных фигур), а вариаций полей сражений и расстановки - огромное множество.
Данный материал называется "играми разума", поскольку шахматы являются самой сложной игрой детерминированного типа, т.е. не предусматривающей случайных факторов и зависящей только от сознательного поведения человека.
Кристофер,
christopher@tut.by
"Сказочные" фигуры
Сама идея, реализованная в "шахматах Капабланки", не нова. Всего за историю шахмат придумано несколько десятков фигур, которые не используются в стандартном варианте игры. В "великих индийских" предлагается доска 12х12 и по 12 различных фигур, в число которых входят жирафы, единороги, крокодилы и т.п. В "образцовых шахматах" Тамерлана используется доска 11х10 и одиннадцать видов фигур (генерал, рыцарь, верблюд), расставленных в три ряда. Вообще, существует много и национальных разновидностей шахмат с животными, военными, магами и т.п. В книге Е.Я. Гика "Занимательные математические игры" описаны некоторые из фигур, например, верблюд ходит на одну клетку вдоль одной линии и три вдоль другой, соответственно, 1 и 4 - жираф, 2 и 3 - зебра. Среди универсальных комбинированных фигур (сочетающих в себе сразу несколько) наиболее известна магараджа (в других источниках "амазонка"), сочетающая в себе возможности ферзя и коня. Игра в магараджу отличается от шахмат. Один из соперников имеет полный набор из восьми стандартных шахматных фигур и пешек, стоящих на первоначальных местах, а другой - только одну магарджу, которую ставит на любое из полей. Результат игры - мат королю или сбитие магараджи.
Мировая история также оказала влияние на развитие видов шахматных фигур. Например, после первой мировой войны появились шахматы с саперами, гренадерами, солдатами, офицерами, генералами и т.п. После второй мировой войны была изобретена "атомная бомба", в которую может превращаться пешка, дошедшая до последней горизонтали. При превращении она "взрывается" и уничтожает все фигуры в определенном радиусе.
Готические шахматы Эда Трайса
Предприимчивый американец Эд Трайс (Ed Trice) не стал изобретать велосипед, а взял то, что лежало практически под ногами. В 2002 году он запатентовал "готические шахматы" (www.gothicchess.org), которые, по существу, были найдены и разработаны Хосе Раулем Капабланкой еще в 1928 году. Капабланку также нельзя считать полноценным автором новой игры, поскольку подобная вариация шахмат возникла в 1874 году благодаря Генри Берду, а сама идея появилась в далеком 1617-м, и ее автором был Д. Пьетро Каррера.
Что же примечательного в "новом" виде шахмат? На поле 10х8 каждому из игроков предлагается набор из десяти фигур и десяти пешек. В отличие от стандартных шахмат, добавлены две новые фигуры - архиепископ и канцлер. Это дополнительные мощные фигуры комбинированного типа, и общая ситуация на игровом поле подразумевает наличие трех универсалов - ферзя, сочетающего в себе функции ладьи и слона, архиепископа, сочетающего слона и коня, и канцлера - коня и ладью.
Правила игры не отличаются от шахматных, и игроки могут делать рокировку в обоих направлениях. Только, в отличие от стандартных шахмат, в готических при рокировке король смещается на три поля по горизонтали. Другие условия рокировки:
- До рокировки король не должен покидать своего изначального поля.
- Король не должен быть под шахом перед рокировкой.
- Король не должен быть под шахом по завершению рокировки.
- Поля между королем и ладьей не должны быть под атакой.
- Ладья не должна покидать своего изначального поля до рокировки.
- Поля между королем и ладьей должны быть пустыми.
Пешка, дойдя до последней горизонтали, может превращаться в любую из фигур, в том числе в канцлера и архиепископа.
Ход игры
Готические шахматы являются сравнительно новыми и малоизученными, поэтому пока нет того большого количества стандартных дебютов, как в традиционной игре. Вместе с тем общего в тактике игры достаточно много: например, в начале партии не приветствуется выведение тяжелых фигур - ферзя, архиепископа и канцлера. Но отличий гораздо больше. Дебюты обычно не предусматривают создания длинных цепочек из пешек, поскольку партия развивается очень быстро. Причем первоначальная расстановка, при которой канцлер стоит между королем и ферзем, не благоприятствует применению стандартных шахматных методов. Развитие игры предусматривает быстрый переход в миттершпиль и способствует быстрому обмену фигурами, поскольку ими переполняется центр. Самыми несовершенными фигурами являются кони, поскольку доска 10х8 позволяет им совершать большей частью только фланговые короткие атаки. При выведении фигур плотность атакуемых полей гораздо выше, чем в обычных шахматах, но если имел место обмен тяжелыми фигурами, скорость игры значительно падает - сказывается большой размер доски. То есть, можно отметить, что готическим шахматам свойственно быстрое бурное начало и очень медленное завершение. Чем больше фигур сбито, тем медленнее идет игра.
По сравнению с традиционным вариантом, мы имеем увеличенное число пешек, теперь их 10. Соответственно, шансов добраться до последней горизонтали и превратиться в одну из фигур у них больше. Компьютерные программы предпочитают превращение в ферзя, оставляя за этой фигурой статус наиболее сильной.
Всемирный чемпионат интеллектов
Несмотря на то, что патент на готические шахматы был получен совсем недавно, в 2002 году, сейчас уже разработано несколько программ, позволяющих играть с компьютером и между двумя игроками. То есть, очевиден чисто коммерческий подход. Последнее состязание между компьютерными программами состоялось с 13 по 20 ноября и его призовой фонд составил $10.000. Участниками были восемь разработчиков из США, Германии, Голландии и Великобритании. По существу, это соревнования искусственных интеллектов в рамках правил готических шахмат. По результатам соревнований больших успехов добилась программа Gothic Vortex, разработанная Джилом Додженом и Эдом Трайсом (Gil Dodgen & Ed Trice). Ее можно скачать по адресу: www.gothicchess.org/Setup.exe (716 Кб), shareware, полностью функциональна в течение первых 30 дней после установки.
В завершение
Конечно, хорошо, что радио и телевидение запатентовали до Эда Трайса. Получить патент на шахматы Капабланки, тем самым монополизируя рынок, - для этого нужно иметь не то чтобы наглость... ну, вы поняли. Игра достаточно интересна и мало изучена. Как уже говорилось выше, ее течение идет по совершенно другому сценарию, нежели в обычных шахматах. Самый захватывающий момент - это, конечно же, начало партии. Играя в Gothic Vortex первый раз, я даже не успел заметить, как у меня смели половину фигур. Но потом можно постепенно втянуться, хотя впечатление совершенно другое, чем от игры в обычные шахматы...
Комментарии
Есть такая игра -- ГО. При незамысловатых правилах число, изображающее количество вариантов этой игры, в три раза ДЛИННЕЕ аналогичного числа в шахматах и в полтора раза ДЛИННЕЕ числа атомов всей известной науке Вселенной. Создание комп. программы, играющей в ГО на достаточно высоком уровне до сих пор под вопросом.
Игра ,действительно, интересная и сложная, в которой раскрывается характер игрока.
Го является довольно сложной игрой из за огромной доски. Шахматы при увеличении Игрового поля и добавлении новых фигур тоже усложняются "на порядок". Испытал "на своей шкуре".