Небо защищает... компьютер

Белорусская армия: модернизация

На состоявшемся оперативно-тактическом учении с боевой стрельбой на российском полигоне Ашулук в боевой обстановке впервые была задействована созданная белорусскими оборонщиками, но еще не принятая на вооружение автоматизированная (компьютерная) система управления войсками. О первых итогах ее эксплуатации, а также о том, как создавалась новая АСУ, нашему корреспонденту рассказал начальник отдела АСУ командования ВВС и войск ПВО Республики Беларусь полковник Валерий Свиридо.


- Валерий Иванович, когда и в связи с чем понадобилось начать работы по созданию новой системы АСУ для ВВС и войск ПВО?

- Необходимость переоснащения новыми комплексами автоматизированных систем управления появилась еще в 1995 году. Во-первых, в связи с тем, что многие пункты управления вообще не имели компьютеризированных АСУ, начиная от отдельных радиолокационных рот и заканчивая некоторыми командными пунктами войск ПВО. Во-вторых, те комплексы, которые были - на ЦКП "Алмаз-4", в ротах "Низина", в батальонах "Межа", морально устарели и выработали свой ресурс: в среднем, выпуска 1973-1977 года, они отработали по 30 лет. В-третьих, все эти комплексы имели ламповую или транзисторную базу.

Естественно, их надежность и характеристики были хуже, а использование в общей системе управления не увеличивало эффективность работы, а уменьшало, поскольку информация новыми комплексами АСУ просто не читалась и отбрасывалась. Как показала практика, данные от старых комплексов незначительно отличались от данных, поступавших неавтоматизированным способом. Использовать их в общей системе АСУ было проблематично.

- Иначе говоря, сведение данных о воздушной обстановке, полученных в обычном и автоматизированном виде, было невозможно?

- Дело в том, что войскам ПВО приходится иметь дело с очень быстрым противником. Естественно, необходимо быстро принимать решения, давать распоряжения, контролировать действия своих подчиненных. Делать это вручную очень сложно, так как задержка информации в неавтоматизированном режиме от первоисточника до ЦКП составляла больше пяти минут. При этом ошибка на местности в этой информации достигала 15 и более километров. Можно себе представить, что значит задержка на пять минут для страны с такой небольшой территорией, как Беларусь. Фактически, командирам и командующим приходилось иметь дело с донесениями о том, что произошло. То есть, активно участвовать в управлении войсками они не могли.

Для того, чтобы начать преобразования в системе АСУ, понадобились идеи, опыт и, конечно же, воля. Воля генерал-лейтенанта Валерия Костенко, генерал-майора Михаила Савича и полковника Олега Паферова. Они были у истоков идеи автоматизации. Паферов и Савич - приверженцы автоматизированной системы управления. Я считаю, нам повезло, что эти люди на прежних должностях хорошо изучили АСУ, эксплуатировали ее и понимали, насколько она может быть эффективной.

- Советский Союз канул в Лету. Во многих странах СНГ старые АСУ либо сняты с вооружения, либо работают еще "Низины". На какие предприятия вы сделали ставку? С кем работаете сейчас?

- Мы живем в Беларуси, где множество промышленных предприятий и прежде работали на "оборонку". Многие из них сохранили свой потенциал и сегодня занимаются электроникой и созданием современной техники, в том числе и АСУ. Это ГНПО "Агат", которое имело очень большой вес еще в советские времена, УП "Минский электромеханический завод", НИИ ЭВМ, МПОВТ имени Орджоникидзе, СКБ "Дисплей". Когда мы решили перейти к созданию подвижных комплексов АСУ, подключились МЗКТ и МАЗ. На их плечах, а также командования ВВС и войск ПВО, и была создана новая система АСУ.

- На какую основу была поставлена АСУ в войсках?

- Основой построения АСУ является, собственно, система управления ВВС и войск ПВО. Система управления уже выстроена, мы занимаемся ее автоматизацией. Если бы не было системы управления, не было бы смысла создавать систему автоматизации. Если что-то в системе не вписывается в рамки автоматизации, оно оперативно исправляется.

Что касается технической составляющей, то в основе комплексов АСУ лежит локальная вычислительная сеть, построенная на базе самых новейших достижений в области компьютерной техники. Разработкой вычислительной техники занимаются наши отечественные предприятия, которые поставляют нам оборудование, в том числе и для подвижных комплексов. Разумеется, некоторые комплектующие иностранного производства. Программное обеспечение тоже отечественное - это наш главный козырь. Хотя мы используем и какие-то элементы из достижений мировой науки. Согласитесь, было бы неправильно самим сейчас изобретать колесо - мы бы безнадежно отстали.

Впрочем, для создания программ нужно было написать и постановки задач, и логику управления, автоматизации того или иного процесса. Естественно, всем этим занимались военные, в том числе координировали действия гражданских разработчиков и испытывали АСУ на практике. Так вот, понимая, насколько большой объем работ предстоит по созданию АСУ, в командовании ВВС и войск ПВО в период объединения был создан отдел АСУ, на который и были возложены все эти задачи.

- Валерий Иванович, насколько возросла эффективность работы подразделений, поставляющих данные на КП и в командование?

- Достаточно сложно говорить о количественном показателе и, в частности, об увеличении скорости обработки информации, поскольку специфика ВВС и войск ПВО состоит в том, что мы привязаны к информации о воздушной обстановке. А обработка информации привязана к циклу обзора радиолокационных станций, которая, в среднем, составляет 10 секунд. То есть обновление информации происходит раз в 10 секунд...

- Но можно же уменьшить и этот показатель...

- Можно. Но эта привязка останется, пока мы не поменяем радиолокационные станции. Необходимы изменения от первоисточника. Сейчас в мире уже есть, например, системы секторного обзора, системы, которые реагируют на пролет воздушных объектов - новое поколение вооружения. Но в Республике Беларусь нет такого специфического производства.

- На стадии разработки АСУ было принято решение опробовать ее в действии. Смелое решение. А что, если бы надежды не оправдались?

- В этом и состоит правильность принятого решения: провести войсковые испытания до государственной приемки, чтобы уже на этом этапе выявить имеющиеся недостатки и устранить их. Мало того, у нас появилась прекрасная возможность испытать АСУ на полигоне Ашулук в более жестких климатических условиях, чем в Беларуси.

Учение в Ашулуке показало, что система работает. Сказать, что недостатков не было, нельзя. К тому же в учении была задействованы комплексы АСУ старого парка, поэтому перед ней мы не ставили задачи, которые закладывали в техническое задание новой системы. А с теми задачами, которые были заложены, новая компьютерная АСУ справилась. Конечно, где-то не выдержала система кондиционирования, системы, которые не связаны с боевыми составляющими. К тому же нам пришлось работать на фоне новой электронной карты местности, которую мы специально создали для Ашулука. Поэтому возникали вопросы, связанные с топогеодезической привязкой. Очевидно, нужно будет изменить интерфейс, поскольку в ходе боевой работы появлялась необходимость в выведении на экраны дополнительной информации. Все это учтено, материал накоплен большой. Все, что происходило с АСУ, записано, составлен перечень мероприятий по доработке, но, в целом, система не подвела и показала высокие характеристики.

Главное, мы убедились, что идем правильным путем, и не нужно делать не то что два шага назад, а даже в сторону. Поэтому уже сейчас нужно заниматься подготовкой специалистов - техника вот-вот будет выдана войскам. Необходимо, по крайней мере, писать программы обучения курсантов в Военной академии и переподготовки офицеров в войсках. В новой АСУ упор сделан на современные компьютерные системы. За ними будущее. Следовательно, основой подготовки должно стать изучение именно этого направления...

Беседовал Игорь КАНДРАЛЬ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

46 за 2004 год

Рубрика: 

Эксклюзивное интервью
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!