Часть II. Личные качества, помноженные на тактику
"Кандидаты, мотивация
которых основана на желании
славы и призвания, могут
оказаться неспособными
производить необходимые
расчеты" Инструкция US Army "Обучение и использование снайпера на поле боя" (1989 г.) |
В "КВ" №38 мы выяснили, откуда пошло название "снайпер", затронули психологию снайперского искусства, его исключительную роль в команде.
В сегодняшнем разговоре о роли снайпера в одной из самых популярных компьютерных игр Half-life: Counter-Strike хотелось бы затронуть две темы. Касаясь первой, мы рассмотрим, какими необходимыми качествами должен обладать претендент на место лучшего стрелка в команде и какие объективные препятствия этому есть. Вторую часть статьи полностью посвятим тактике действия снайпера, его задачам - как первостепенным, так и вторичным, поведению при снайперской дуэли.
Я не зря в качестве эпиграфа выбрал такую яркую цитату. Ведя определенное время в одном издании рубрику, посвященную CS, нередко получал письма, все содержание которых можно уместить во фразе: "Что делать, чтобы стать снайпером?". Принимая огромное желание кандидата по умолчанию и давая советы, наталкивался на вполне закономерную реакцию: "Нет, это все слишком сложно. Вы мне посоветуйте, как быстро научиться попадать из "слона", а то обычно у меня меньше всего фрагов".
Именно из таких писем становилось понятно, что, видя в снайперской винтовке источник "халявных" фрагов, ее начинают покупать, когда общеигровой рейтинг стремительно снижается. В то время, как "слонобой" (АМ/W) или "муха" (Steyr scout) являются лишь инструментами в опытных руках, а ни в коем случае не самодостаточным предметом вроде волшебной палочки.
Как уже упоминалось ранее, снайпер - это определенный склад ума и психики. Соответственно, наиболее подходящими кандидатами являются люди с определенным набором качеств (черт характера), помогающих им в реализации выбранной роли. В обратном же случае добиться высокой эффективности стрельбы можно только в ходе длительных тренировок.
Из личного и заочного знакомства с некоторыми игроками, предпочитающими "слона", а также примеров из соответствующих материалов в Сети достаточно легко нарисовать образ идеального снайпера. Такой человек отличается внутренней уравновешенностью и спокойствием, терпением и концентрацией, наблюдательностью и скрупулезностью. На первый взгляд, последние качества не так важны как предыдущие, однако замечать больше остальных и методично действовать в русле разработанного плана - работа не для слабонервных. Стремление к порядку - как на своем рабочем месте, так и в игровой ситуации - делает жизнь снайпера осмысленной и результативной.
Одним из лучших тестов по выявлению в себе этих качеств можно назвать тест Мейера-Бригга. При отсутствии под рукой оного подойдут тесты на выяснение, например, одиночка ли вы или ведущий-ведомый и т.д. Причем результат должен соответствовать примерно следующему: интроверт, интеллектуал, чувствительный и восприимчивый (не путать с впечатлительностью).
Тонкое чувство хода времени, последовательности действий в раунде, восприятие происходящих изменений на уровне спинного мозга подразумевают логичность действий в критических ситуациях. Не зря маршал Монтгомери говорил: "Ни один план не остается неизменным после начала боевых действий". Присущие или приобретенные вами снайперские качества помогут найти правильный выход из сложившейся ситуации. Некоторые из них (в виде тактических задач) мы сейчас разберем.
Во-первых, снайпер - тот человек, который быстро может переломить ход боя. Этот постулат, думаю, вполне понятен каждому, поэтому, если ситуация позволяет, снайпер обязан вести не только огонь на поражение, но и упреждающий, цель которого - бросок остальных к точке захвата.
Во-вторых, задача состоит не только в точном выстреле, но и информировании команды (показательна карта de_dust2, где террористы отслеживают распределение сил контров через щель в центральных воротах).
В-третьих, тактически правильный выбор позиции - это половина работы для выполнения поставленной цели. Использование тени, оконных проемов (на cs_militia правильнее вести огонь из окон здания, не столько сужая себе обзор, сколько предупреждая возможность ответного выстрела), щелей (например, на dе_aztec со стороны террористов между блоками есть бойница), неудобных, а главное - нестандартных мест (дающих краткое, но убедительное преимущество внезапности - подсадки, дырки в текстурах) обеспечит не просто необходимую защиту от контрдействий противника, но и приведет его в замешательство.
Все вышеописанные действия относятся к категории так называемых малых тактических задач. Главной же целью (помимо отстрела врагов) является получение навыка работы в паре. В этом случае ликвидируется незащищенность снайпера в ближнем бою, повышается мобильность и, как следствие, вероятность выполнения задачи. Двойка "солдат-снайпер", по возможности, должна комплектоваться на долгосрочной основе, т.е. люди, входящие в нее, нарабатывают совместные действия в ходе многочисленных тренировок. Их психологическая совместимость не только подразумевается, но и является безусловным фактором. Эта пара - команда в команде, и их режим тренировок в два раза выше остальных. Судите сами, кроме общегрупповых слаженных действий, им необходимо постоянно искать новые позиции, новые точки прострела. Например, снайпер должен точно знать, что, стреляя в ту или иную точку двери, он попадает в то или иное место за ней. Это вычисляется опытным путем при работе в паре. Так, играя за контртеррористов на карте de_aztec, снайпер должен знать каждую дощечку на дверях, ибо неприцельный, но вполне могущий стать роковым выстрел сеет у террористов чувство прозрачности преграды. Кроме того, за воротами есть немало точек, на которых обычно останавливаются игроки, поэтому уметь их простреливать просто необходимо.
В конце разбора важнейших тактических задач хочется выделить достаточно редкую на соревнованиях, но вполне обычную в "мясном" бою ситуацию - дуэль снайперов.
С одной стороны, ликвидация вражеского снайпера - задача первостепенная, с другой, вспоминая слова военного историка Адриана Гилберта ("жертва на такой охоте тоже может угрожать стрелку"), легко вывести "мораль" ситуации: всячески избегать подобных встреч.
Конечно, есть множество оговорок. Например, вы на позиции, и на вас выходит игрок с пистолетом (потенциальный снайпер)... Выстрел. Однако вариант с беспорядочно мечущимися на "стометровке" снайперами, пытающимися попасть в "бекаса" (см. первую часть статьи), следует исключить из практики.
Если дуэли все-таки не избежать, следует помнить о нескольких секретах победы. Во-первых, тяжело попасть в движущегося человека, следовательно - двигайтесь. В этом случае правильнее стрелять с упреждением, а двигаться резко, непредсказуемо, меняя направление. Не стоит прыгать, т.к. легко просчитывается точка приземления. Допускается использование alt-стрейфа. Во-вторых, чтобы избежать вынужденных остановок для выстрела (иначе стрелять из "слона" невозможно), неплохо бы отточить умение стрельбы из пистолета, ибо в этой ситуации он сильнее снайперки.
В любом случае, лучше всего стрелять на счет "два", т.е. на "раз" прицелились, на "два" выстрелили. Но о технике выстрела (точнее, о технике сохранения спокойствия), а также методах подготовки и противоснайперских действиях мы поговорим в следующий раз.
Wildcat_e,
Wildcat_e@front.ru
Комментарии
за то как их приятно валить из автоматической винтовкой(м4 или калаш) на длинных дистанциях, конечно же активно маневрируя :)