Компания WaveArts была основана в 1998 году доктором MIT Research Labs Вильямом Гарднером (William Gardner). Многие очень хорошо помнят время, когда исследования в областях цифрового и пространственного звука были ключевыми и информация о них не сходила с новостных лент исследовательских лабораторий. Что было тогда насущным? Практически все, начиная от 3D и заканчивая качественным программированием систем DSP. Причем от теории сразу переходили к практике - разработке ПО.
Исследовательская лаборатория MIT Research Labs долгое время занималась такими современными вопросами, как бинауральный 3D-звук, его трансляция посредством различных многоканальных систем от стерео до 5.1, цифровой эффект-процессинг в режиме реального времени, пространственная реверберация и эмуляция акустических пространств.
Все найденные алгоритмы легли в основу продукции WaveArts и не только. Среди сертифицированных клиентов компании можно встретить Analog Devices, Creative Labs, Denon, Intel, Lexicon, Media 100, Motorola, Teradyne, Texas Instruments - соответственно, технологии от данной компании используются в современной потребительской электронике и ПО.
Истоки Power Suite
Появление брэнда WaveArts на рынке звукового программного обеспечения у меня ассоциируется с двумя продуктами - HMI InMotion 3D (5.1) и DirectX-плагином WaveArts WaveSurround. InMotion позволяла создавать пространственные картины со множеством звуковых объектов, локализованных в различных частях заданного пространства. Можно было создавать звуковые анимационные картины: например, человек открывает дверь, входит, слева звучит музыка, прямо зазвонил телефон и так далее. 3D-эффект присутствовал не совсем явно, но в наушниках картина слушалась достаточно неплохо на то время.
Плагин WaveSurround позволяет расширить стереопространство за счет задержек в прямых и перекрестных каналах при прослушивании на обычных акустических системах. То есть, загрузив данный плагин, можно виртуально изменить расположение колонок относительно слушателя. Данная идея потом много раз повторялась (например, Waves StereoImager), но у ее истоков стояла именно WaveArts.
Следующей ключевой программой от данного разработчика стал модуль реверберации MasterVerb. В нем был применен уникальный алгоритм реверберации, учитывающий специфику распространения отраженных звуковых волн в различных типах акустических пространств с учетом их частотных составляющих. Нужно отметить, что результаты обработки в MasterVerb отличались от полученных в других программах своей мягкостью и прозрачностью. В результате программу стали рекомендовать не только для целей мастеринга, но и вообще как обычный эффект-процессор при сведении и обработке. Некоторое время назад в создании пресетов к одной из версий MasterVerb приняли участие специалисты и обозреватели известного журнала "Sound On Sound".
Другой плагин TrackPlug включает одновременно 10-полосный эквалайзер и компрессор/гейт. Он предназначен для обработки треков при сведении. И хотя алгоритмы звучат достаточно стандартно, TrackPlug отличается низкой загрузкой CPU, поэтому его можно использовать в любой мультитрековой программе даже на маломощных компьютерах. Нужно отметить, что он не получил широкого распространения, поскольку вовремя спохватились сами разработчики программ многодорожечной записи и вставили подобные модули для каждого из треков в своем ПО.
После MasterVerb и TrackPlug выпускается PowerCouple - компиляция из двух предыдущих плагинов, имеющая меньшую цену, чем если бы вы покупали все по отдельности.
И на данный момент можно говорить о двух новинках - модуле финальной обработки FinalPlug и многополосной компрессии MultiDynamics.
FinalPlug - это модуль максимайзера с возможностями перехода на различные разрядности с алгоритмом дитеринга. MultiDynamics - шестиполосный компрессор/экспандер/гейт, де-эссер и специальный алгоритм сглаживания.
Power Suite
Итак, все описанные выше программы WaveArts сейчас объединены в единый пакет, именуемый PowerSuite, а на самом деле это просто последние версии TrackPlug, MasterVerb, MultiDynamics, WaveSurround и FinalPlug оптом и за меньшую цену.
Заострить внимание следует на словосочетании "последние версии", поскольку некоторым программам уже по пять лет и более, и вы можете встретить их описания с различными характеристиками и для разных стандартов (например, 16/44,1 и только для DirectX-платформы и т.п.). На самом деле, это 24 бита/192 КГц, стандарты DirectX, VST, MAS, Audio Units и RTAS.
При таких высоких параметрах звуковых характеристик неизменным условием остается низкая загрузка CPU и малые требования к другим аппаратным мощностям компьютера.
Скачать PowerSuite можно на сайте разработчика: www.wavearts.com. Демо-версия полноценно работает в течение первых 30 дней после установки.
Кристофер,
www.ihihoh.com
Горячие темы